Тува, Кара-оол и Шойгу в эпицентре скандалов
Эта неделя для председателя правительства Тувы явно не задалась. Неудачи начались со срыва технического международного авиарейса монгольской авиакомпании «Хунну Эйр» по маршруту Улан-Батор – Улангом – Кызыл и обратно. Так что разразившийся скандал вполне обоснованно можно считать международным дебютом Шолбана Валерьевича Кара-оола. Не знаю, как в Кызыле, а в Улан-Баторе ту ночь запомнят надолго. О таком публичном позоре главного тувинского чиновника мечтать не могли самые заклятые оппоненты. Члены правительства Монгольской Народной Республики по согласованию с президентом Халтмаагийн Баттулга в 4 часа ночи собрались в аэропорту Улан-Батора в ожидании широко разрекламированного международного перелёта в Россию, однако в самый последний момент им сообщают: «вертайтесь, хлопцы, по домам, рейса не будет – Россия не принимает!»
В одно мгновение стало очевидным, что Глава Тувы, патронируемый лично министром обороны России, обманул их президента Халтмаагийн Баттулга, когда утверждал, что российская сторона все необходимые условия для технического перелёта Улан-Батор – Улангом – Кызыл со своей стороны подготовила и согласовала с федеральными властями. Большей дискредитации персоны главного чиновника Тувы придумать сложно, даже если сильно постараться. Вот тут уж точно, как в известном произведении Гоголя про скандальную унтер-офицерскую вдову, Шолбан Кара-оол сам себя высек, причём публично.
При этом сослаться на козни каких-нибудь оппозиционеров, как это часто бывает, ему уже не получится – в Туве никаких общественных процессов, направленных на подрыв отношений с МНР и срыв технического международного авиарейса Улан-Батор – Улангом – Кызыл, не имеется. Вот уж действительно на деле Глава правительства и все его подчинённые, на ком лежала ответственность подготовки рейса, оказались людьми некомпетентными.
Но чтобы не быть голословным, для выяснения настоящих реальных, а не вымышленных Кара-оолом причин неудачи, пришлось связаться со специалистом Федерального Агентства Воздушного Транспорта «Росавиация», который дал внятные пояснения сложившейся ситуации. Оказалось, что осуществление технического рейса Улан-Батор – Улангом – Кызыл и обратно из Монголии в Туву не состоялся по нескольким причинам.
Начнём с того, что для рейса должен быть заблаговременно утверждён «Росавиацией» воздушный маршрут, чего сделано не было. Кара-оол, отправляясь на встречу с президентом Монголии, об этом не мог не знать. Как и о том, что для его утверждения принимающий борт аэропорт должен быть подготовлен технически – то есть, обеспечен соответствующим радиоэлектронным оборудованием, которого в аэропорту Кызыла попросту нет в наличии. Кроме того, нужны не только оборудование, но и соответствующие квалифицированные технические специалисты, которые могли бы вести самолёт по маршруту. Таких в Кызылском аэропорту также не имеется.
Мало того. Как выяснилось, на пробный технический международный рейс не дали согласия федеральные структуры: Таможня, Пограничная служба и Служба фитосанитарного надзора. Причины отказа разные – от отсутствия условий работы в аэропорту до неимения подготовленных специалистов. Но главное: до сих пор формально, официально и документально не оформлено завершение строительства взлётно-посадочной полосы аэропорта «Кызыла». Субподрядная организация ‒ ООО «Восток» С.Уюсова до сих пор не получила от подрядчика ‒ ОАО «Сибмост» ‒ 30 млн. рублей за выполненную работу, поскольку не может представить надлежащим образом утвержденные акты приёмки работ. Заказчиком до сих пор ведётся следствие по качеству выполненных работ.
Обобщая вышесказанное, можно сказать: фактически Шолбан Кара-оол предложил своим монгольским партнёрам совершить международный технический перелёт в аэропорт, не оснащённый необходимым оборудованием, не укомплектованный соответствующими специалистами, с посадкой на взлётную полосу, не принятую соответствующей комиссией и без согласования с Федеральным Центром.
Даже словосочетание «международный авантюризм» и «государственная показуха» не в полной мере характеризуют действия тувинского чиновника. В такой ситуации, имея дело с Кара-оолом, трудно удивляться тому, что никак не сбываются его ежегодные обещания возобновить строительство железной дороги «Курагино – Кызыл», ТЭС-2, порта в Ванино. Не говоря уж об его обещаниях развивать в Туве туризм, бороться с нищетой, высоким уровнем заболеваемости и преступности. В связи с этим вспоминается герой романа Ильфа и Петрова Остап Бендер, с небывалой лёгкостью обещавший местячковым шахматистам превращение их заштатного городка в Нью-Васюки. Но Бендер – вымышленный литературный персонаж, шарлатан, путешествующий в поисках миллионов по Советскому Союзу за счёт обманутых наивных граждан, в то время как Шолбан Кара-оол – не просто реальный человек, он ‒ первое лицо Республики Тыва, преспокойно без угрызения совести разъезжающий по городам и весям мира за счёт бюджета и раздающий безответственные обещания всероссийского масштаба. Этакий гоголевский Хлестаков с государственными полномочиями.
С другой стороны, отчаянная ложь отпетого вруна не может не удивлять. Вне всякого сомнения, отправляясь в Монголию, Кара-оол не мог не знать, что аэропорт в Кызыле не сможет принять «технический международный рейс» из-за границы, поскольку он не оборудован необходимой аппаратурой и не укомплектован технически обученными кадрами. Он точно знал, что Таможня, Погранслужба и Служба фитосанитарного надзора «добро» на «технический международный рейс» не давали и не дадут, как бы он не расхваливал себя «своему другу» президенту Монголии Халтмаагийн Баттулга. Кто-кто, а Кара-оол уж точно знал, что рейса не будет, но смело и решительно «гнал пургу» и врал, что Кызылский аэропорт получил все необходимые согласования и к приёму борта из Монголии готов. И разве после этого стоит удивляться тому, как он нахально дурит нас уже тринадцатый год подряд?!
Другая неприятность тянется с разноса Кара-оолу со стороны председателя правительства России Д.Медведева по поводу срыва строительства Тувой программы строительства детских садов и скандальным отсутствием на том селекторном совещании самого Главы правительства Тувы. Чтобы как-то сгладить неприятную для его имиджа ситуацию, Шолбан Кара-оол затеял экстренную неподготовленную отставку правительства Тувы. Однако прошло две недели, а нового правительства как не было, так и нет. А причины для этого две – неподготовленность самого Кара-оолу к переменам в составе своей команды и отсутствие достойных претендентов на замену тех, кем он готов пожертвовать ради спасения своего имиджа.
По логике вещей в соответствии с ситуацией первыми жертвами на заклание должны стать министр образования Санчаа, министр строительства Овсянников и зампред правительства по социальным вопросам Натсак. Из них самый «виновный» ‒ конечно же, министр строительства отставной милиционер Овсянников. Но с ним как раз и случилась «заминка» ‒ оказалось, что у него «неформальные отношения» с родным братом премьера Юрием Кара-оолом, которому тот «в системе» «повышает уровень материального благосостояния». В общем, увольнять его как бы ни с руки. А тогда за что выгонять Санчаа и Натсак, ведь они к стройкам отношение имеют весьма опосредованное?
А тем временем в самом правительстве интрига стала развиваться по незапланированному сценарию. Набирающий силу бывший министр внутренних дел Щур, пересевший в кресло зампреда правительства, потихоньку прибирает к рукам новые для него полномочия. Первой жертвой интриги стал зампред по делам канализаций Чудаан-оол, оказавшийся не у дел. Следом за ним на днях этой же дорожкой отправится другой зампред – руководитель аппарата правительства Дамба-Хуурак. А если вдобавок к ним вспомнить бывшего зампреда Монгала, то выходит, что Щур скоро будет владеть всеми полномочиями, которые ранее распределялись сразу между тремя зампредами из числа бывших силовиков – Монгала, Дамба-Хуурака и Чудаан-оола. Это подтверждает мнение, что Щур пользуется исключительным доверием Главы республики и демонстрирует очевидные способности к аппаратной работе. Что косвенно подтверждает вероятность того, что в случае отставки Кара-оола именно он временно до выборов возглавит правительство Тувы. А если у него всё получится, то и сможет попробовать силы на досрочных выборах Главы республики.
А дальше произошло неожиданное для видавших виды тувинцев событие. Красноярские чекисты взяли с поличным трёх жителей Тувы, у которых нашли более двух килограммов наркоты. Пока сведения о задержанных наркоторговцах скудны. Известно, что один из них – сын зам. начальника отдела мэрии г.Кызыла Сата, фамилия другого ‒ Куулар, а третьего – Кара-оол. Просто Кара-оол. Уж точно не тот, не Леонид, брат премьера Тувы, отмотавший срок за наркотрафик двух килограммов наркоты. Но не исключено, что его близкий родственник. Им вполне может стать Начын Кара-оол, больше известный пьяной аварией под окнами правительства, в результате которой погибли люди. Точных сведений насчёт данных этого Кара-оола пока нет, однако известно, что двое задержанных – Сат и Куулар – из компании как раз этого Начына Кара-оола.
Но кое-какие данные говорят, что, скорее всего, правительственная семейка на этот раз к этому частному случаю отношения может и не иметь. Об этом говорят детали задержания преступников. Известно пока только то, что красноярские чекисты выступили в роли оптовых покупателей наркоты. И наркокурьеры «клюнули» на эту приманку, что не очень похоже на поведение семьи Кара-оолов. Не секрет, что после того, как Шолбан Кара-оол возглавил правительство Тувы, наркотрафик из республики оформился как хорошо организованный процесс, курируемый правоохранительными органами Тувы. Наркокурьеров «крышует» полиция, отсекая от наркобизнеса случайных мелких преступников. Поэтому случаев обнаружения солидных партий наркотиков из Тувы давно не было. Уже потому странно, если вдруг выяснится, что племянник Главы правительства Тувы самостоятельно, без участия тувинских полицаев, стал искать пути сбыта большой партии наркотиков оптовому покупателю. Тогда у него явно с головой не всё в порядке. Это, как говорится, форс-мажор...
Впрочем, в любом случае, участвует или не участвует в этом наркотическом скандале племянник Шолбана Кара-оола Начын, инцидент с арестом наркокурьеров имеет отношение к Шолбану Кара-оолу хотя бы потому, что задержанный Сат, скорее всего, – сын чиновника, очень близкого к Главе правительства – Радимира Шыараповича Сата. Бывший аудитор Счётной палаты, один из руководителей Тоджинского района, а ныне зам. начальника отдела мэрии г.Кызыла давно и плотно опекается Шолбаном Валерьевичем и пользуется его доверием.
Общественный резонанс от череды скандалов в окружении Главы правительства Тувы мог бы погасить Сергей Шойгу, пристроивший незадачливого чиновника Шолбана Кара-оола в правительственное кресло. Но Сергею Кужугетовичу сейчас явно не до Тувы.
В Минобороны ситуация ничуть не лучше, чем в Туве. Ежемесячно происходят громкие ЧП. То горят военные склады, подожженные вороватыми подчинёнными Шойгу, то на испытательном полигоне при испытаниях взорвётся новая ракета с ядерной установкой. Недавно всех потрясло сообщение, как 20-летний военнослужащий Рамиль Шамсутдинов в Забайкальском крае открыл огонь из автомата по сослуживцам, убив восемь человек и ранив двоих. И тут же вскрылось, что ещё до этого ЧП в воинской части (в/ч 54055 РВСН ‒ ракетная дивизия в составе 27-й гвардейской ракетной армии) в Козельске (Калужская область), в кабинете командира этой части был обнаружен повешенным на ремне 21-летний военнослужащий Сергей Сафонов.
Министр Обороны Шойгу пытается представить этот расстрел как частный случай, и Кремль его поддерживает в этой версии. Но совершенно очевидно, что Минобороны под руководством Шойгу, занятого в основном собственным пиаром, идёт в разнос. Участившиеся ЧП просто утаиваются. С 2010 года Минобороны вообще не публикует статистику по небоевым потерям в армии. Чудом просочившиеся данные за 2015 год говорят о том, что, в этом году погибли 626 военнослужащих, в 2014 году – 790, в 2013 – 596. Но вместо детального анализа неблагополучной ситуации в армии население подчуют сомнительными репортажами об успехах в Сирии и Украине.
При этом отец задержанного Салим Шамсутдинов считает, что Минобороны пытается скрыть факты неуставных отношений в части. Хотя сын никогда не говорил ему о том, что с кем-то конфликтует или терпит издевательства, за неделю до случившегося у него поменялся голос, рассказал мужчина. Кроме того, призывник несколько раз звонил с чужого номера и говорил, что разбил, а потом – что потерял телефон. Мало того, о произошедшем Шамсутдинов-старший узнал не от командира части, а от журналистов и из интернета – а до этого никто из военных с ним не связался.
О том, что творится сегодня в армии, мы знаем по неблагополучному состоянию в 55-й горнострелковой бригаде, расквартированной в Кызыле и Президентскому кадетскому училищу. В общем, в настоящее время Шойгу не до Тувы и Кара-оола. Так что выгребаться из этой ситуации незадачливому главе Тувы предстоит самостоятельно. А он к этому не приучен.
Я по-прежнему буду отслеживать ситуацию вокруг правительства республики и своевременно извещать об этом читателей.
До встречи.
Кондрат Пчёлкин