Ловкость рук
Зачем правительство пытается выдать старую пенсионную систему за новую
Минфин и ЦБ подготовили окончательную версию реформы накопительной пенсионной системы. Документ, над которым с 2016 года трудились два главных финансовых органа страны, открыт для общественного обсуждения. Предлагаемая система в очередной раз сменила название. Теперь уже это будет не индивидуальный пенсионный капитал, как предлагалось изначально, и не гарантированный пенсионный продукт, как предлагалось потом, а гарантированный пенсионный план. Этой креативной игрой в слова в значительной степени реформа, вокруг которой было сломано столько копий и которая вызвала немало бурных дискуссий в правительстве и за его пределами, и исчерпывается.
Суть проста. Начиная с 2021 года все российские граждане абсолютно добровольно смогут формировать себе в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) негосударственную пенсию. Для этого нужно будет воспользоваться порталом госуслуг либо написать соответствующее заявление по месту работы. Размер взносов может быть абсолютно любым, даже превышающим официальную зарплату. На регулярности тоже никто особенно не настаивает. Перерывы в отчислениях могут достигать пяти лет ‒ никто ругать не будет. Более того, для вступающих в систему предусмотрен шестимесячный «период охлаждения». В течение этого срока можно будет выйти из системы, забрав все перечисленные туда деньги. Пенсионные накопления будут собственностью граждан. И в случае, если клиент НПФ до пенсии не доживет, его накопления достанутся не государству, а наследникам. Выплачиваться дополнительная пенсия будет в течение 15 лет после достижения пенсионного возраста, либо в течение действующего в тот момент срока дожития (то есть ожидаемого количества лет, которое проживет человек после выхода на пенсию). Учет всех прав во всех НПФ будет вести пенсионный оператор, функции которого передадут Национальному расчетному депозитарию. За ним же будет закреплена роль арбитра во всех возможных спорах и разногласиях между НПФ и их клиентами.
Для того чтобы стимулировать граждан самостоятельно копить себе на старость, государство предусмотрело налоговые льготы. Будущие пенсионеры получат налоговый вычет, который, правда, будет ограничен 6 процентами от официальной «грязной» зарплаты. Компании, которые будут софинансировать пенсионные отчисления своих работников, получат льготу по налогу на прибыль.
Во всем вышесказанном нет совсем ничего из того, что уже не работало бы в существующей с 1992 года системе негосударственного пенсионного обеспечения, основой которой являются негосударственные пенсионные фонды. Уже сейчас, не дожидаясь 2021 года, когда будет запущена «реформа», можно пойти в любой НПФ и заключить договор дополнительного пенсионного обеспечения, который к тому же предложит гораздо более гибкие условия ‒ и по срокам пенсионных выплат, и по досрочному расторжению договора. Более того, действует и налоговая льгота, которая для тех, кто зарабатывает меньше 167 тысяч рублей в месяц, более привлекательна ‒ она позволяет возвращать больше уплаченных налогов.
Впрочем, бессмысленной «реформа» накопительной пенсионной системы выглядит только на первый взгляд. Для Минфина она преисполнена глубочайшего смысла. Все дело в том, что она упраздняет формально существующую до настоящего времени систему обязательных пенсионных накоплений, в которой 6% от зарплаты каждого работника должно поступать на его индивидуальный накопительный пенсионный счет в Пенсионном фонде России или в НПФ. С 2014 года эти отчисления не делаются ‒ Госдума каждый год продлевает конфискационный «мораторий», и к этому году государство, по оценке министра труда Максима Топилина, «сэкономило» на этом более 2 триллионов рублей. Будь в России другие депутаты, они бы вспомнили Бюджетный кодекс, в котором черным по белому написано: «Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации». И спросили у министра финансов, почему размеры Фонда национального благосостояния перевалили за 8 триллионов рублей, а деньги, фактически украденные у граждан, на их индивидуальные счета не возвращаются. В любой момент этот вопрос, как и вопрос, связанный с отказом от индексации пенсий работающим пенсионерам на том основании, что у ПФР «нет денег», может возникнуть. И тогда придется объяснять, почему в ФНБ на предусмотренные законом цели денег год за годом не находится, а на льготы для «Роснефти» или на инвестиции их не жалеют.
Максим Блант
«Сноб»