Автозамена. Какие мотивы стоят за отставкой правительства Тувы?
С чистого листа
Правительство Тувы в ближайшее время уйдет в отставку. Такое решение принял глава республики Шолбан Кара-оол, связав его с избранием нового состава местного парламента – Верховного Хурала. Такое требование отсутствует в законодательстве, однако руководитель региона назвал это «сложившейся традицией». Шолбан Кара-оол совмещает должности главы и премьера Республики Тыва. Поэтому, согласно протоколу, после подписания указа об отставке он должен будет через кадровую службу аппарата правительства представить себе же предложения по персоналиям на все освободившиеся посты.
«До их назначения все члены правительства продолжат работать на своих местах (с приставкой «и. о.». – Прим. ред.). Кандидатов в заместители председателя правительства, а также на должности ключевых министров глава республики будет согласовывать с парламентом», – поясняют в пресс-службе республиканского правительства.
В состав правительства республики, помимо самого Кара-оола, входит 21 человек, в том числе два первых заместителя, пять заместителей и 14 министров. Уже известно о первой замене – заявление об уходе по собственному желанию в середине октября написал заместитель Аяс Чудаан-оол.
Курим парламент
Верховный Хурал РТ был избран в единый день голосования, 8 сентября нынешнего года. Как и в прошлом созыве, подавляющее число из 32 мест заняла «Единая Россия». Однако персональный состав парламента сменился на две трети. Произошла замена и главной оппозиционной силы: если в прошлом созыве единственный альтернативный депутат представлял «Справедливую Россию», то теперь вместе с единороссами заседают два представителя ЛДПР.
Выборы прошли не без нареканий со стороны оппонентов действующей власти. ЛДПР и КПРФ отказались признавать их итоги. Представители партий на уровне их федерального руководства и депутатов Госдумы потребовали, в частности, возбудить уголовное дело в отношении главы тувинского избиркома. Что, впрочем, не помешало представителям либерал-демократов принимать участие в заседаниях нового состава Хурала. Как утверждает лидер фракции ЛДПР Андриан Ооржак, дискриминация оппозиционеров продолжается и после начала работы нового состава Хурала.
«Нас фактически не пустили на первую сессию. В СМИ была распространена дезинформация, что она пройдет 27 сентября, а на самом деле ее тайно провели 26-го. На вторую сессию в середине октября мы попали, но нас отказались включать в состав каких-либо комитетов, ради этого специально изменив регламент и ограничив количество членов в каждом. Тогда мы в качестве протеста покинули заседание. Насколько я знаю, такой эпизод в истории тувинского парламентаризма произошел впервые», – рассказал Ооржак агентству «ФедералПресс».
Причина или повод?
Как утверждают в околополитических кругах республики, реальной причиной планов по отставке правительства могло стать не избрание Хурала, а критика со стороны председателя правительства РФ Дмитрия Медведева. Инцидент произошел 14 октября в рамках заседания Совета при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам.
Глава российского правительства поставил под сомнение профессионализм некоторых неназванных региональных администраций, объясняя этим неудовлетворительные показатели реализации ряда нацпроектов. «Я всякие совещания провожу по поддержке отстающих регионов, и ничего не происходит. Так может быть, это проблема не общей отсталости региона, а отсталости команды? Может, просто работать не умеете?» – процитировало его агентство РБК.
Критике на мероприятии подверглись многие главы регионов. Вскоре Шолбан Кара-оол объяснил свое отсутствие состоянием здоровья, но и пообещал отреагировать на замечания со стороны Дмитрия Медведева. «Признаю и то, что порой причиной местных проблем становится ротозейство некоторых наших ответственных работников. В этом буду непременно разбираться», – процитировала его слова пресс-служба правительства. Заявление о планируемой отставке правительства республики появилось в тот же день.
Командная игра
Издатель тувинской газеты «Риск», ранее работавший советником председателя республиканского парламента, Сергей Конвиз полагает, что реальной причиной отставки правительства является именно критика со стороны Дмитрия Медведева. Власти Тувы пытаются показать, что его критика к команде принята к сведению, и одновременно это способ переложить ответственность на министров, считает эксперт. Однако версия о связи решения с выборами в Хурал нужна властям РТ с точки зрения общественного имиджа. По оценке Конвиза, в наиболее рискованном положении в этой ситуации находятся зампред правительства Органа Натсак, министр образования и науки Татьяна Санчаа, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Евгений Овсянников. Однако существенных изменений состава правительства ожидать не стоит.
«В сложившейся в республике системе свежих людей в команде быть не может, брать кого-то с улицы – всегда риск. Поэтому в основном речь будет идти о перераспределении должностей в старой команде. Тем более если критика со стороны федерального центра будет нарастать – многие ли захотят идти в команду?» – объясняет Конвиз.
Не ждет кардинальных изменений и депутат Андриан Ооржак. По его словам, исторически избранный Хурал действительно имел полномочия согласовывать кандидатуры первых заместителей главы республики, однако речь не шла об отставке всего правительства. «Кроме того, ситуация за последнее десятилетие изменилась, и Хурал во многом является декларативным органом, штампующим решения правительства. Так что истинная цель этой отставки – показать федеральному центру, что в республике начались какие-то изменения. В самой же республике всем понятно, что серьезных последствий не будет; характер управления, да и персональный состав команды вряд ли поменяется», – считает парламентарий.
Белоконь на переправе
Если связь отставки правительства с избранием Верховного Хурала оказалась неочевидной, то безусловным следствием появления нового состава стало назначение Дины Оюн представителем республики в Совете Федерации. Такое решение законодательный орган принял в середине октября.
Дина Оюн сменила на посту сенатора Оксану Белоконь (после замужества – Бурико). «Белоконь на самом деле производила впечатление грамотного юриста с репутацией делового человека. Другое дело, что ни одного вопроса, связанного с республикой, она не решила. Непонятно, правда, могла ли она их решить в принципе, если с этим не справляется даже второй наш сенатор Людмила Нарусова, имеющая доступ во многие властные кабинеты. Назначение Дины Оюн выглядит скорее как награда за верность. Но это уже проблема, касающаяся не столько Тувы, сколько Совета Федерации в целом, – похоже, что он во многом и формируется по таким критериям, и реальных результатов его работа не приносит», – полагает Конвиз.
В свою очередь Андриан Ооржак считает это назначение признаком необходимости усиления работы с федеральным центром.
«Оюн исполняла в администрации важнейшую функцию – информационное освещение деятельности. Конечно, ее назначение – это плата за верность, но также это может говорить о том, что республиканское правительство чувствует провалы во взаимоотношениях с Москвой по направлениям PR и GR и потому решено использовать навыки Оюн, чтобы закрыть этот пробел», – предположил он.