Валерий Салчак: Туве нужны кардинальные преобразования
Смена руководителя республики, предвыборная программа нового Главы и его речь при вступлении на должность не могли не породить надежду у жителей республики на позитивные изменения в социально-экономической и общественной жизни нашей республики. Именно с этой надеждой избиратели поддержали Ховалыга В.Т. и очень консолидировано избрали его Главой республики.
В поддержку его программы люди стали предлагать и высказывать в социальных сетях, на страницах газет свои предложения по решению тех или иных острых вопросов, накопившихся за последние годы. В частности в газете «РИСК» Сергей Семёнович Конвиз, поддержав намерения Главы республики по переводу частного сектора г. Кызыла на газовое отопление, предложил и другие возможные варианты решения проблемы загазованности столицы – внедрение солнечных электрических станций и применение привозного угля в частном секторе. Хочу расширить и дополнить его предложения.
Известно, что в качестве отопления частных домов широко применяются во многих странах мира угольные брикеты. В последние годы появились производства брикетов и в некоторых регионах нашей страны. В г. Красноярске Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) организовала производство бездымного топлива под маркой «Сибирский брикет». Цена упакованных в мешки брикетов – 7,5 рублей за кг. Конечно, они почти в 2,5 раза дороже, чем уголь Каа-Хемского разреза. Однако, если учитывать преимущества брикета, – высокая теплоотдача, высокая продолжительность горения, экологичность и удобство в применении, то по совокупности этих качеств брикеты не уступают обычному углю в экономической эффективности. А с учётом их влияния на здоровье наших граждан брикеты более предпочтительны, чем необработанный уголь. Организация производства брикетов не требует больших затрат и времени для его реализации. В данном случае мы решаем не только экологические проблемы столицы республики, но и создаем собственные производства, основанные на местном сырье. Но субсидировать часть затрат на производство брикетов всё же придётся из бюджета.
Ещё один вариант – частичный или полный перевод частного сектора города на отопление дровами с субсидированием части затрат на покупку дров из бюджета, исходя из соотношения калорийности угля и дров. Преимуществами этого варианта является то, что на заготовке дров, их перевозке и реализации создаются новые устойчивые рабочие места, развивается малый бизнес. Также решается вопрос очистки тайги от сухостоя, валежника и т.д., что снижает уровень пожарной опасности. Этот вариант как бы временный, но его можно использовать до реализации проекта по газификации города.
Все предлагаемые варианты решения данного вопроса реальны, но по каждому из них необходимо сделать расчёты, сравнить все варианты с точки зрения их социально-экономической эффективности. Конечно, без сомнения сегодня вариант газификации более привлекателен, чем остальные. Но данный проект в части его реализации непростой. Для его решения требуются немалые ресурсы и время. Этим проектом, конечно, надо заниматься и продвигать в рамках федеральной политики газификации юга Красноярского края, Хакасии, Иркутской области и Тувы. В целом проблема загазованности Кызыла – очень важный вопрос для горожан и является одним из приоритетных проектов, требующих решения в ближайшие годы.
На мой взгляд, для Главы республики главными вопросами, требующими срочного решения сегодня, являются проблемы бедности, низкие доходы населения и высокая безработица. Устранения этих проблем ждут все жители республики. Эти вопросы находятся на постоянном контроле Администрации Президента РФ, поскольку задачи сокращения бедности и обеспечения устойчивого роста реальных доходов граждан включены в число девяти национальных целей, предусмотренных в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Исполнения этих стратегических задач будут требовать, прежде всего, от Глав регионов и оценивать их деятельность будут за достижение национальных целей. Поэтому Главе республики необходимо быстрее выработать свою социально-экономическую политику и начать её реализацию.
Всем известно, что, несмотря на огромные объёмы бюджетных вливаний в развитие экономики и социальной сферы республики, Тува всё глубже скатывается в экономическую отсталость и бедность, ещё больше увеличивая отставание от других регионов. Материальное состояние жителей всё больше и больше становится зависимым от бюджета, пособий и других социальных выплат. Очевидно, что эту ситуацию не изменить в рамках действующей стратегии развития Тувы и принятых государственных программ развития отраслей Тувы и старыми методами, основанными на простом распределении финансовых ресурсов, слабо увязанных с конечными результатами.
На мой взгляд, Туве срочно необходима смена приоритетов в экономической политике и внедрение новых экономических методов в государственном управлении. Я глубоко убеждён в том, что главным приоритетом государственной политики в Туве на ближайшие 10 лет является обеспечение опережающего социально-экономического развития села. Проблемы бедности и безработицы республики невозможно решить без развития села, так как в основе этих проблем лежат допущенные диспропорции в социально-экономическом развитии сельских населённых пунктов. Сельское население сегодня живёт в основном за счёт пенсий, пособий и личного подсобного хозяйства, разовых непостоянных заработков «на стороне». Село обескровливается: с одной стороны, идёт отток людей из села, с другой – отсутствует приток новых людей. Социальное обустройство села, развитие сельского хозяйства и перерабатывающих сельскохозяйственное сырье производств реально могут стать основой для выхода Тувы из сегодняшнего критического положения и унизительной бедности значительной части населения. В конечном счёте, речь идёт о будущем нашего тувинского этноса, сохранении его культуры, традиций и языка.
Ещё одной проблемой, решение которой может иметь мультипликативный эффект для развития региональной экономики, является жилищное строительство. Продовольствие и жильё являются базовыми потребностями для жизнедеятельности людей. На этих главных направлениях нужно сосредоточить первоочередное внимание, все ресурсы в основном надо сконцентрировать на решении этих приоритетных проектов. Возможности и пути реализации этих проектов имеются, нужны только желание и воля руководства республики.
Конечно, для кардинальных преобразований недостаточно только определить приоритеты. Реализация намеченных планов зависит от доверия граждан к представителям власти и поддержки принимаемых ими решений. Этого можно добиться путём формирования законодательных и представительных органов власти и самоуправления строго в соответствии с федеральным и республиканским законодательством и волеизъявлением избирателей. Только так можно восстановить доверие граждан к органам власти и её представителям. Это необходимое условие для принятия кардинальных решений и обеспечения их реализации.
Валерий Салчак,
ветеран труда.