Обзор прессы |
КОГДА В ТУВЕ ЗАКОНЧИТСЯ УГОЛЬНЫЙ БАРДАК?
На дворе середина февраля, зима вроде пошла на спад, хотя морозы крепчают. Глава правительства большое количество времени и сил уделяет решению угольного вопроса. Снижает для населения отпускную цену за уголь с разреза, регулирует цены отпуска угля мелкооптовым поставщикам угля, завозит уголь из-за Саян. Делает много вроде с виду полезных вещей. А воз, как говорится, и ныне там...
«ТП» со ссылкой на «издание «Век», сообщает: в прошлом году Правительство Тувы конфликтовало с Тувинской ГРК – угольным монополистом региона». Ранее «цена угля составляла около 3 тысяч рублей за тонну, а с учётом перекупщиков и доставки она вырастала в разы – жителям отдалённых районов приходилось платить десятки тысяч рублей за отопительный сезон». «Новый глава республики Владислав Ховалыг установил предельно допустимый тариф за тонну угля с разреза – 2,2 тысячи рублей за тонну. Тогда ситуация улучшилась». Но «цены на уголь выросли в Хакасии, местные власти до сих пор не решили вопрос с предельными тарифами, несмотря на обещания». И если перед Новым годом «тонна угля стоила примерно 3,3 тысячи рублей, то сейчас она превышает 3,7 тысячи рублей». В общем, невзирая на потуги властей, в Туве проблемы с углём у населения становятся всё острее и неразрешимее.
Похоже, угольное лобби, в которое можно смело включать руководство ТГРК и Минтопэнерго РТ, нашло способ, как саботировать инициативы главы правительства и настраивать против него население республики. А теперь ещё и предпринимателей, занимающихся поставками угля за пределы республики. Следует признать, что у Кажин-оола и К пока всё получается: как пишет автор публикации в «ТП», уже «в январе жители республики столкнулись с острой нехваткой угля». Проблемой вынужден заниматься сам глава правительства Владислав Ховалыг, который провёл специальное совещание в связи с «возникшим дефицитом топлива и ажиотажным спросом на него». Ответ держали министр Кажин-оол и руководство разреза. Похоже, они опять провели главу правительству и заставили его верить в небылицы о том, что проблему создали «предприниматели, которые вывозят уголь в соседнюю Хакасию». Точных цифр зловредного вывоза угля за Саяны названо не было, просто докладчики навели тень на плетень, заявив, что «чрезмерно предприимчивые дельцы закупали топливо большими объёмами по цене для физических лиц – за 2220,1 рубля за тонну, а затем перепродавали с накруткой».
И только как вторую, менее значительную причину, назвали «малые объёмы его добычи на самом разрезе». Так как «предприятие оказалось технически неготовым удовлетворить запросы», которые были названы как «особо крупные», хотя о каких «особо крупных объёмах» можно вести речь, когда разрез в настоящее время добывает и отгружает почти в два раза меньше угля, чем до того, как оно досталось по дешёвке Дерипаске, Шойгу и Кара-оолу? Если раньше разрез зимой работал круглосуточно и без выходных, то теперь, взвинтив цену на продукцию почти в шесть раз, «ООО «ТГРК» работает лишь по будням до 15» часов, поскольку на предприятии одновременно вышли из строя шагающий экскаватор и фронтальный погрузчик. Как свидетельствуют «многочисленные жалобы граждан в соцсетях, этого времени не хватает, чтобы успеть приобрести уголь». И потому «водители вынуждены часами не глушить двигатели, выстаивая огромные очереди».
Выслушав всё это, «Владислав Ховалыг поручил изменить график работы отгрузочного пункта Каа-Хемского разреза». А что значит «изменить график» отгрузки, если угля на разрезе просто чрезвычайно мало? Тот же уголь, что и раньше, отгружать, только медленнее? Также Ховалыг «поручил Министерству топлива и энергетики РТ организовать срочную закупку угля для нужд жителей республики». Какая-то странная формулировка. Какого угля, в каком количестве, по какой цене и на какую сумму? Или это было заявлено только ради красного словца? Если это касается тувинского угля, то его от такого распоряжения не прибавится. Если закупать уголь за Саянами, то откуда и кто будет оплачивать его доставку в Туву?
Далее автор сообщает, что «на угольные склады Кызыла только за один день 8 февраля было доставлено 350 тонн топлива». А это много или мало? Если поделить на количество кызылских домохозяйств, то получится по 50 кг. На одно подворье. Как-то маловато... Не случайно «Глава Тувы заявил, что подобная ситуация недопустима». «Договорились с Тувинской горнорудной компанией, чтобы в субботу и воскресенье они без очереди запускали транспорт Министерства ЖКХ и топливных складов», а «Министерству топлива и энергетики поручил обеспечить до конца этого сезона необходимый запас угля на топливных складах, откуда население сможет приобрести уголь по сниженной стоимости». Но пока это всё – слова.
Приходится признавать, что новому главе республики В.Ховалыгу пока не удалось нащупать болевую точку у руководства угольного разреза, чтобы заставить разрез работать на республику. Одновременно Ховалыгу не удаётся навести порядок в собственном министерстве топлива и энергетики. Пока министру Кажин-оолу удаётся водить его за нос, обещая нормализовать ситуацию в самое ближайшее время. Впрочем, министр Кажин-оол в чём-то всё же прав: до мая не так далеко. Так что скоро угольная проблема в Туве сама сойдёт на нет. Хотя и не навсегда, а только до наступления нового отопительного сезона.
ТУВА ПРОСТИЛАСЬ С ГЛАВНЫМ ШАМАНОМ
На прошедшей неделе «в Кызыле простились с доктором исторических наук, Народным писателем Тувы, заслуженным работником культуры Российской Федерации и Республики Тыва, заслуженным деятелем науки Республики Тыва Монгушем Бораховичем Кенин-Лопсаном». С человеком уникальным. Добрым и мудрым. Как сообщает «ТП», «проститься с выдающимся учёным пришли педагоги, ветераны, члены правительства, общественные деятели, депутаты». Пришёл проститься с этим необыкновенно ярким представителем тувинского народа «Глава Тувы Владислав Ховалыг», которому «посчастливилось знать его лично». Глава отметил, что «несмотря на масштаб личности, он всегда оставался человеком, настоящим патриотом малой родины». И потому это «тяжёлая, невосполнимая потеря». Он «принёс искренние соболезнования всему тувинскому народу» и сказал: «его наследие всегда останется с нами, вечная ему память».
От имени «научного сообщества Тувы соболезнование выразил директор Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований Вячеслав Март-оол». Он сообщил о большом вкладе покойного в науку и пояснил: «Монгуш Борахович оставил нам 400 с лишним научных трудов и статей. Это целое научное наследие, можно сказать, научная школа». Напомнил, что «мировую известность ему принесло знаменитое исследование по тувинскому шаманизму». К тому же «он один из учёных, который был востребован за рубежом, читал лекции в Австрии, Швейцарии, Бельгии, Германии, Италии и США». От себя добавил: «Я очень горжусь тем, что мне довелось с ним работать вместе. Мало кто знает, что Монгуш Борахович – один из основателей общества «Мемориал» (не имеет отношения к признанному российскими властями иностранным агентом одноименному общероссийскому обществу – ред.) и очень много сделал, чтобы имя великого Буяна-Бадыргы вошло в нашу историю».
«ТП» отмечает, что «вместе с учёным ушла целая эпоха – его многолетний неустанный труд был направлен на создание художественной летописи жизни тувинского народа. Воспитанный в гуще народной жизни, он, как никто другой, смог воссоздать духовное наследие предков и запечатлеть его в вечном слове». Редакция газеты присоединяется к этим добрым, тёплым словам и выражает искренние соболезнования родным и близким.
НОВЫХ ШКОЛ НЕ ХВАТАЕТ – ВЛАСТИ РЕШИЛИ РЕМОНТИРОВАТЬ СТАРЫЕ
Как сообщила «ТП», «в Туве за два года капитально отремонтируют 61 школу». Только в текущем году в 26 школах Тувы «в рамках федеральной программы капитального ремонта школ, инициированной Президентом России и реализуемой Министерством просвещения РФ», пройдут ремонтные работы. «Капремонт предусматривает работы по реставрации перекрытия, полов, фасада, установке новых окон, входных и внутренних дверей, замене электропроводки, системы отопления и установку видеонаблюдения». В том числе будет отремонтировано «одно из общеобразовательных учреждений – школа №1 села Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна, основанная в ТНР в далёком 1938 году». В настоящее время «в ней учатся порядка 500 сельских ребятишек».
В публикации сообщается, что «Федеральная программа не ограничивается только ремонтными работами, она подразумевает масштабное развитие школ: закупку оборудования, повышение квалификации учителей. По мнению разработчиков программы, всё это позволит создать комфортную и современную образовательную среду для детей, вне зависимости от места их обучения, будь то городская или сельская, малокомплектная школа».
Как помнится, Ш.Кара-оол, заступая в должность в 2007 году, обещал решить проблему строительства новых школ в республике. 14 лет ему не хватило, чтобы обещания превратились в реальность. Проблема только усугубилась. Теперь её решение на плечах нового руководителя республики В.Ховалыга.
ТРЕЗВОСТЬ – ЭТО ПРОДУКТ ПРОПАГАНДЫ ИЛИ НОРМА ЖИЗНИ?
Как сообщила «ТП», несколько сёл в республике объявили свои территории трезвыми. Но «объявить село зоной трезвости – самое лёгкое». А как с этим потом жить? Ведь все «трудности начнутся потом, когда обнаружится, что не все жители села готовы отказаться от алкоголя». Действительно, «в Послании депутатам Верховного Хурала РТ Глава Тувы Владислав Ховалыг объявил, что намерен поддержать населённые пункты, объявившие себя территорией трезвости, грантом на один миллион рублей». В ответ сразу три села: «Ийи-Тал, Шуй и Хемчик» объявили, что готовы принять деньги.
Ничего особенно нового в такой инициативе нет. «Первыми отказались от алкоголя всем селом жители сумона Бижиктиг-Хая (Барун-Хемчикский район) ещё в 2005 году». И как доказательство полезности начинания – «за пять лет в маленьком селе родилось 105 детей». Иных доказательств не приводится. Другой пример прошлого: «В 2011 году «территорией трезвого образа жизни» пожелал стать целый район Тувы – Эрзинский». Но и здесь, похоже, «эксперимент не удался – власти собирались прогнать со своей территории всех продавцов алкоголя, но эти здоровые начинания пресекла прокуратура – она усмотрела в установленных сельскими общинами запретах нарушение предпринимательских свобод». Да и с селом Шуй «сложно делать какие бы то ни было прогнозы» хотя бы потому, что 2022 год «начался с двойного убийства – жители села Шуй выпивали втроём. Но пьянка закончилась смертью двух из них». Впрочем, главное тут не результат. Была бы инициатива...
НА УГОЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ ДЕФИЦИТ УГЛЯ
Журналист еженедельника констатирует: «В Кызыле снова нет угля», хотя «идёт Белый месяц Шагаа, скоро весна». Однако «с последними морозами в Кызыле по-прежнему сложно купить каа-хемский уголь». Ситуация такова: «то угля нет совсем, то приходится ждать по несколько дней». Журналистка встала в очередь и подслушала: «Я ждала неделю. Сказали в Гортопе, что привезут, пока ждёшь – уже 5 часов вечера, а потом контора закрывается. На следующий день мы приехали в 7 утрa, были шестыми. Купили, отстояв очередь. И то уголь оказался не очень». Другая ей вторит: «беда с углём. Мы раньше много брали и без проблем, а здесь с деньгами туго, и вот закончился уголь посреди зимы. В прошлые годы проще было, объявление смотрели, звонили, и расхождения в ценах не было. А в этом году цены очень разнятся, кто как хочет, так и предлагает. Сейчас даже в мешках сложно купить. Раньше машины стояли везде, в мешках продавали. Сейчас нет их. Говорят, власти приказали разгонять всех «мешочников». А 7 февраля увидели следующее: «у Гортопа стоят пять машин. Уголь дают. Да вот только майрыхский. Каа-Хемского как не было с прошлой недели, так и нет». Причина – «в больших очередях на Каа-Хемском разрезе, уголь там отгружают до 15 часов».
А вот до разреза журналисту дозвониться не удалось. В Минтопе заявили, что «министр в командировке в Мугур-Аксы. Без его разрешения информацию дать не можем». В общем, «начальник в отъезде, и целый штат его замов и прочих сотрудников беспомощны, как дети, либо просто некомпетентны». Странно, что о такой «работе» министра Кажин-оола глава правительства В.Ховалыг как бы «не в курсе».