Верховный суд показал, кто в нашем тувинском доме хозяин
Прошедшая неделя в Туве оказалась богатой на события. Но самым симптоматичным оказалось решение Верховного суда Тувы (судья С.Железнякова) о частичном удовлетворении административного иска Тувинской горнорудной компании (ТГРК) к правительству Тувы о незаконности директивного снижения цены на уголь, поставляемый населению республики. Тувинским чиновникам не помогла даже поддержка прокуратуры республики, которая настаивала в суде на том, что действия правительства по снижению цены на уголь Каа-Хемского месторождения законны и обоснованны. Но дело тут не столько в обоснованности действий главы республики В.Ховалыга, сколько в анализе в целом ситуации на рынке угля и взаимоотношении тех, кто наживается на дикой стоимости тувинского угля, и тех, кто пытается отстоять интересы самого бедного населения в стране.
Сначала коснёмся тех, кто является бенефициаром дорогого тувинского угля, и тех, кто в суде отстаивал интересы народа. Как известно, владеет Каа-Хемским угольным месторождением через кипрский оффшор компания Vukelich Ltd. Кто владеет самим кипрским оффшором, достоверно неизвестно. Хотя не только на разрезе, но и в целом в республике никто не сомневается, что конечными бенефициарами разреза являются наш замечательный земляк министр обороны РФ Шойгу, алюминиевый и угольный олигарх Дерипаска и бывший глава республики, а ныне вице-спикер Госдумы РФ от «Единой России» Кара-оол. Тот самый Кара-оол, который как-то грозился засудить тех, кто распускает «злобные слухи» о том, что он в компании Шойгу и Дерипаски под прикрытием «оффшорной кипрской компании Vukelich Ltd «пилят сверхдоходы от торговли тувинским углём». Правда, угроза так и осталась нереализованной – в суд он, видимо, так и не подал. По крайней мере, об этом до сих пор ничего не известно. Думается, что такое общее мнение о ненасытной троице имеет под собой почву, поэтому Кара-оол до сих пор и не обратился в суд, сглатывая о себе и своём патроне Шойгу откровенно негативное мнение нищего народа Тувы. Но дело даже не в том, является ли находящийся под санкциями олигарх Дерипаска учредителем Vukelich Ltd или нет: в любом случае он фактически через компанию Ен+ управляет угольным активом в Туве. Что же до Шойгу и Кара-оола, то вряд ли они стали бы так опекать разрез, если бы не имели в этом свой финансовый интерес.
Но давайте прикинем: а был шанс у правительства Тувы выиграть дело у компании, за которой такие люди, как Шойгу, Дерипаска и примкнувший к ним Кара-оол? Даже в том случае, когда их поддержал прокурор Тувы? Наверное, нет. И это скандальное решение только подтверждает предположение, что основными бенефициарами доходов ТГРК являются, скорее всего, именно эта троица – Шойгу, Дерипаска и Кара-оол. Потому что только под подобным мощным лоббистским прикрытием можно выигрывать суды у всего населения республики, которое высокие цены на электроэнергию и уголь поставили на грань выживания.
Если это не так, и Шойгу, Дерипаска с Кара-оолом не обирают нищее население республики, пусть они подадут на эту публикацию в суд. Я готов ответить. Но, думается, что они ни за что на такое не решатся, потому что тогда можно будет в суде пригвоздить их к позорному столбу за алчность и неразборчивость в достижении богатства.
Приведу высказывание, которое приписывают одни – весьма известному немецкому экономисту Карлу Марксу, другие – английскому публицисту Томасу Даннингу, которое звучит так: «обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение; при 20% он становится оживлённым, при 50% положительно готов сломать себе голову; при 100% он попирает все человеческие законы; при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы». Очень яркая характеристика бизнесмена, которая сейчас ещё более актуальна, чем в 19 веке. И очень подходит к описанию ситуации вокруг Каа-Хемского угольного разреза.
Как известно, в 2007 году правительство Тувы способствовало продаже разреза специально под это созданному предприятию ТГРК, учреждённому кипрским оффшором, по грабительски низкой цене – чуть более 1 рубля за тонну разведанных запасов. Практически задаром. Вряд ли это было бы возможно, если бы за ТГРК (или Vukelich Ltd) не стояли люди с огромными лоббистскими возможностями. Такими, какие есть у Шойгу, Дерипаски и Кара-оола. Другим бы, наверное, вообще разрез не продали. И уж тем более – по цене в 1 рубль за тонну залежей. И уж точно компании с другими бенефициантами вряд ли позволили бы в короткие сроки сократить объём добычи вдвое при росте цены угля в шесть (!) раз. Да так, что теперь в Туве уголь, добываемый открытым способом, в одночасье стал для потребителей втрое дороже, чем у соседей в Хакасии и Красноярском крае.
При этом вспомните вышеприведённую цитату: «при 300% нет такого преступления, на которое он (капиталист) не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы». Эта фраза весьма подходит к ситуации, которая сложилась вокруг тувинского угольного разреза. Только в ней говорится о капиталистах, коим, безусловно, является олигарх Дерипаска. Но и Шойгу с Кара-оолом, если они являются бенефициарами Vukelich Ltd, в чём я почему-то почти не сомневаюсь. Иначе бы они давно публично открестились от ТГРК, чтобы не пачкать своё «честное имя» в обирании обнищавшего народа. Ведь они – публичные личности и постоянно напоминают общественности о стремлении непременно и как можно скорее облагодетельствовать «свой народ», который они так «любят». Такие вот своеобразные олигархи, хоть и находящиеся на государевой службе. Совершенно очевидно, что народная молва о том, что «отцы нации» Шойгу и Кара-оол наживаются на дорогом угле ТГРК, несёт для них серьёзные репутационные потери. И это почти как «страх виселицы». Однако они не пытаются доказать, что никакого отношения к грабительским ценам на наш тувинский уголь не имеют. Более того, скорее всего, именно эти люди повлияли на такое, прямо скажем, «странное» решение судьи Железняковой. В этом плане владельцы Vukelich Ltd ради личной наживы в 300% оказались готовы на многое. А на тувинском угле, как мы видим, маржа составляет, наверное, никак не менее 300%, ведь наш уголь, добываемый самым дешёвым в мире способом, почему-то торгуется по цене в три раза дороже, чем по всей Сибири. А это как раз и есть те самые «300%», за которые, если следовать цитате, Шойгу и Кара-оол готовы «рискнуть под страхом виселицы».
Помнится, когда-то Сергей Шойгу был для тувинцев кумиром, образцом для подражания. Но после того, как ему удалось с помощью интриг и денег усадить Кара-оола в губернаторское кресло, его имидж в Туве изрядно сморщился и померк: Тува за 14 лет правления тандема Шойгу–Кара-оол превратилась из перспективного и инвестиционно привлекательного региона в самый бедный регион России. Благодаря их «отеческой заботе» в Туве уголь дороже в три раза, а эл. энергия – в семь раз. Пагубность высоких цен на свет и уголь можно привести на примере таких предприятий, как «Тываэнергосбыт» и «Водоканал». Первое предприятие готовится в ближайшее время то ли банкротиться, то ли ликвидироваться. «Водоканал» эту процедуру уже проходил. И что бы кто ни предпринимал, при таких ценах никакой водоканал ни с каким руководителем выжить не способен. И дело тут не только в них. Дороговизна энергоносителей в Туве такова, что теперь любое производство в республике не конкурентоспособно, если оно не дотируется государством. За всё это мы должны сказать наше «спасибо!» Шойгу и Кара-оолу, оставившим Ховалыгу такое тяжкое наследство.
Кто-то мне может возразить, указав на высокие показатели «Единой России» на последних выборах, которые можно отнести к успеху Кара-оола и Шойгу и степени поддержки этих людей избирателями республики. Но вряд ли сфальсифицированным командой уголовника Фортуны итогам голосования можно верить. На самом деле независимые замеры общественного мнения показывают рейтинг ЕР в Туве на уровне 17-19%. Ведь именно Шойгу и Кара-оол повинны в том, почему тувинцы в России – самый нищий народ. Но хозяевам Vukelich Ltd всё равно и этого мало. Поэтому они, пренебрегая своим имиджем, наплевав на интересы простых людей, зубами вцепились в старую завышенную как минимум втрое цену, чтобы, как кровопийцы, сосать кровь у собственного народа.
Но тут есть ещё один аспект – этим решением суда хозяева разреза всем показали, кто в Туве настоящий хозяин: глава республики Ховалыг или хозяева Vukelich Ltd. Оказалось, что угольные воротилы на украденные у народа деньги вполне могут купить тувинское правосудие даже тогда, когда на стороне правительства выступает прокуратура.
А теперь перейдём к главному: что нужно сделать, чтобы уголь для населения реально подешевел? Мы уже поняли, что административно-директивным способом снижать цену уже не получится. Владельцы ТГРК прямо и откровенно объявили новому губернатору В.Ховалыгу ценовую войну. И пока они её выигрывают. Так что ему необходимо пройти это испытание. Ведь если он не сумеет настоять на своём в споре с ТГРК, то наладить «правильные» отношения с таким акулами тувинского бизнеса, как Голевская горнорудная компания олигарха Прохорова и китайская компания «Лунсин», будет чрезвычайно трудно. И тогда обнищание населения республики продолжится, а перспективы Ховалыга упрочить своё положение в Туве будут утрачены, невзирая на поддержку со стороны С.Кириенко. Настоять на снижении цены на уголь можно только грамотными экономическими и организационными мерами. Назову лишь некоторые из них.
Во-первых, правительство не должно обещать невозможное, как это сделал безответственный болтун Брокерт после оглашения решения суда, а разработать и принимать разумные меры, которые заставят разрез самостоятельно снижать цену на уголь, как это было при директоре разреза А.Ковалёве. Необходимо организовать завоз и торговлю более дешёвым (несмотря на дороговизну доставки угля из-за Саян) углём из Хакасии и Красноярского края. Для этого необходимо наладить партнёрские отношения с бизнесменами Тувы, которые занимаются углём. Нужно в республике создать сеть современных площадок для торговли углём. Оборудовать их в соответствии с требованиями экологического законодательства, обеспечить современным весовым и погрузо-разгрузочным хозяйством и охраной. Для удешевления затрат на доставку угля в Кызыл можно попробовать заключить соглашение с китайцами, которые вывозят за Саяны руду с «Лунсина», чтобы возить обратными рейсами уголь в республику.
Во-вторых, нужно ужесточить контроль за деятельностью самого угольного разреза, особенно в части недропользования и экологии. Пусть под ними «горит земля». Необходимо заставить их на 100% соблюдать российское весьма запутанное и часто противоречивое законодательство. Необходимо организовать тотальное судебное преследование разреза за каждый случай отгрузки некачественного угля потребителям. Можно тщательно проверить финансово-хозяйственную деятельность ТГРК и правильность начисления и уплаты налогов. Думается, разрез не случайно перевёл бухгалтерию в Иркутск – подальше от контроля. Подобные рычаги есть в руках правительства. Это позволит показать руководству разреза, что в случае, если они будут и далее игнорировать интересы населения, издержки разреза превысят прибыль, которую они извлекают через монопольно высокие цены. В общем, власть должна заставить себя уважать хапугам, наживающимся из-за своего монопольного положения на рынке угля.
Впрочем, есть и ещё один, не менее эффективный способ борьбы с монополизмом разреза – создание альтернативной системы энергоснабжения. Я имею в виду объявленную врио главы республики вторую в истории Тувы газификацию республики. Ховалыг объявил о ней сразу после своего назначения. Тогда основным посылом было оздоровление воздушного бассейна столицы от сажи, которая выделяется при горении каа-хемского угля. Но это – только одна сторона медали. Есть и другая: перевод Кызылской ТЭЦ и частных домохозяйств столицы с угля на газ сократит потребность в угле ТГРК на 200-300 тыс. тонн в год. С учётом альтернативного угля из-за Саян спрос на уголь ТГРК упадёт вдвое. Именно это и сделает хозяев Vukelich Ltd более сговорчивыми. Не исключено, что тогда вообще сменится хозяин разреза, с которым можно будет разговаривать по-человечески.
Правда, тут есть одно «но»... Пока, как мне кажется, про СПГ в Туве мы имеем одни только заявления. Никакого реального продвижения по этой теме не замечается. Нет даже куратора от правительства, который бы организовывал работу в этом направлении. Кто бы что ни говорил про министра Мынын-оола, но этот «орешек» ему точно не по зубам. Если Ховалыг думает, что он сможет «кататься» на этой теме, как Кара-оол на проекте строительства железной дороги в Туву, то он ошибается. У него точно нет 14 лет, чтобы морочить людям голову. Времени у него на получение реальных положительных ощутимых результатов всего год-два. Через год в Кызыле выборы городского Хурала, через два – перевыборы парламента. И если у него к этому времени не будет заявленных им результатов, такие, как хозяева Vukelich Ltd, обязательно постараются его «подвинуть». И тогда всё сделанное им пойдёт насмарку.
На примере истории с ценой на уголь Каа-Хемского разреза я попытался обрисовать картину противостояния официальной власти республики в лице главы В.Ховалыга и теневой власти «смотрящих» за Тувой Шойгу и Кара-оола. Может быть, глава надеется, что со временем этот тандем успокоится и отпустит республику в «свободное плавание». Напрасно. Такого не случится. Для них Тува – лакомый кусочек, расставаться с которым у них нет ни малейшего желания. И чем быстрее Ховалыг это поймёт, тем лучше для него.
Я ещё вернусь к этой теме.
Кондрат Пчёлкин