Популярно о наболевшем |
Сергей Конвиз: В чрезвычайной ситуации спрашивать с чиновников нужно жёстче
14 лет безвременья в Туве не прошли впустую. В республике начисто утрачены рычаги управления хозяйством. Реальное управление полностью заменено на пустословие и самовосхваление. К счастью, теперь наконец-то ушли в прошлое пустые многочасовые аппаратные совещания, на которых «уважаемый Шолбан Валерьевич» в прямом эфире упражнялся в многословии, публично демонстрируя свою некомпетентность, пустозвонство и самолюбование. Новый Глава Владислав Ховалыг к радости многих переформатировал аппаратное совещание, ужав его до 40-50 минут. И это радует: у чиновников появилось больше времени для работы на благо граждан. Но почивать на этих лаврах ещё рано. Впереди большая и трудная работа по перестройке работы всех уровней власти и всех служб для того, чтобы они соответствовали тем призывам, которые мы слышим от врио. Приведу один пример, который подвиг меня на написание этого очерка.
5 июня по республике прошёлся короткий, но разрушительный ураган. Ховалыг по стечению обстоятельств в это время в республике отсутствовал. А когда прилетел, то собрал экстренное совещание с участием всех ответственных. Но то, что мы увидели из репортажа об этом совещании, меня повергло в мрачные мысли о чудовищных последствиях 14 лет правления Кара-оола.
Начну с того, как докладывали Ховалыгу. К примеру, мэр Кызыла доложил, что, по сообщениям горожан, в 20 домах имеются разрушения. Слух резануло «по сообщениям горожан». Как будто городом и республикой руководят «по слухам». Не фактически, не по объективным данным, а по жалобам граждан. И это заявляет мэр города с сотней тысяч жителей. Города протяжённостью в 17 километров вдоль реки Енисей полоской в 3 км с многочисленными улицами. При этом в подчинении у Сагаан-оола многочисленная челядь из замов и помощников, начальников отделов и служб, муниципальных предприятий, руководства школ и больниц, других бюджетных учреждений. Но даже если бы их не было, Сагаан-оолу одному на машине за пару часов можно было объехать весь город и достоверно убедиться в масштабах разрушений, после чего создать штаб по ликвидации последствий, мобилизовав имеющиеся силы и средства для ликвидации последствий урагана. В конце концов, в столице есть подразделение МЧС, которое именно за это получает бюджетное финансирование.
Кстати, МЧС за сутки всех предупредило о возможном резком усилении ветра. В этом плане городские (да и все муниципальные) власти имели возможность подготовиться к стихии. Но этого почему-то не произошло. А вместо этого по прилёту в Туву Главу ожидал мэр Кызыла, который вместо чёткого доклада о последствиях урагана ссылается на слухи и жалобы граждан. Это показатель чудовищной деградации городской власти. Но почему-то это никого не смутило.
Я помню, как со стихией боролись раньше, до прихода во власть Кара-оола. Ещё со времён, когда городом руководили первый секретарь Б.Свинцов, мэры Тинмей, Сат, Кашин и Донгак. Даже если зимой ночью вдруг шёл сильный снег, техника и люди комбината «Благоустройство», которое в своё время создавал мой отец Семён Львович и которым долгое время руководил мастер своего дела Германов, выходили на уборку улиц уже в 5 часов утра. И к 7-8 часам улицы были убраны.
Ещё один пример. В 1980 году случилось несчастье: в Пассажирском АТП при пожаре сгорело много автобусов. Однако утром десятки тысяч людей должны добираться до работы... Борису Павловичу Свинцову удалось за несколько часов мобилизовать весь ведомственный транспорт и обеспечить бесплатную(!) перевозку людей. И не только в это утро, но и впоследствии, пока из разных регионов страны по распоряжению центральных властей не пришли автобусы для замещения сгоревших машин. Можно представить, что произойдёт, если что-то подобное типа неожиданного снегопада или пожара случится сейчас, а Ховалыга в республике не будет... Будут сидеть в аэропорту и ждать указаний?
Но, думаю, и наш новый губернатор в этой ситуации проявил излишнюю лояльность к проштрафившимся чиновникам. Вместо того, чтобы спросить с мэра, почему он до сих пор не организовал экстренные работы по обеспечению электроэнергией, ремонту жилищ, уборке территорий от упавших деревьев, он попросил начать восстановительные работы на следующий день, чтобы к понедельнику очистить город и дать свет. При этом, кстати говоря, в Кызыле мусор от поваленных деревьев лежал во дворах и на улицах и в День России 12 июня.
Точно такая же ситуация по Шагонару, где председатель администрации Наважап тоже толком не смог доложить о масштабах разрушений. Там вообще район остался без воды, поскольку было прекращено электроснабжение практически всех населённых пунктов района. И Ховалыг «проглотил» нелепый доклад Лукина о том, что он намерен на следующий день направить в Улуг-Хем ремонтную бригаду. По мне, так губернатор должен был сразу же отреагировать и распорядиться, чтобы ремонтно-восстановительная бригада была немедленно собрана, оснащена всем необходимым и направлена в Шагонар. И чтобы к утру следующего дня Лукин доложил о том, что энергоснабжение района восстановлено. Но Ховалыг, видимо, не захотел конфликтовать со своими бывшими коллегами. А напрасно. Пока они будут делать реверансы друг другу, республика из бедности и отсталости не выберется.
13 июня затопило Правобережные дачи. Люди начали звонить ещё накануне, 12 июня, в День России. Дело в том, что они выяснили: наводнение на их дачах – рукотворное. Между дачами и Енисеем имеется специальный шлюз, который должен сдерживать паводковые воды, идущие с Енисея. Так вот выяснилось, что некие злоумышленники украли весь металл с этого шлюза, и он свою функцию не выполняет – поток воды не сдерживает. В этом легко убедиться: уровень воды перед шлюзом и после него одинаков. Люди обратились в мэрию с просьбой разобраться и восстановить шлюз. Переговоры дачников с мэрией продолжались до утра 13 июня. Безрезультатно. Утром 13 июня я по просьбе дачников позвонил в оперативный штаб и сообщил о том, что шлюз не работает, в связи с чем людей топят воды Енисея. Дежурный мне пообещал, что разберётся и перезвонит. Не разобрался. Не перезвонил.
Когда я его в третий раз побеспокоил, он сообщил, что всё проверили и всё в порядке. Тогда я через дачников связался с председателем общества, который сообщил, что никаких людей из мэрии на шлюзе он не видел, шлюз разобран, а задвижки – украдены. Я снова в 17 часов перезвонил дежурному по тел. 2-31-42 и пояснил, что всё, что он мне обещал, не исполнено. Я поинтересовался, как его зовут. Он сообщил: Салчак Саид Кара-оолович. И сразу объяснил, что он не может ничего решить, поскольку в штабе он один, и его хватает только на то, чтобы отвечать на телефонные звонки. Так я узнал, как поставлена оперативная работа городского штаба – просто отвечают на звонки, но никакой реальной работой не занимаются.
Я спросил, где мэр Сагаан-оол. Он ответил, что его нет, и он не знает, где мэр города. Тогда я спросил телефон мэра. Салчак ответил, что номер телефона дать не может, потому что не знает его. Можете себе представить, как в городе налажена работа по борьбе со стихией, если оперативный дежурный не имеет возможности решать какие-то проблемы, у него нет никаких помощников, и он даже не имеет доступа к мэру города, который находится неизвестно где. На мой взгляд, в этом эпизоде есть все чистейшего вида признаки преступления, подпадающего под статью 293 УК РФ «Халатность», то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, повлекшее причинение особо крупного ущерба, – наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.
Мэр перед паводком обязан обеспечить проверку и ремонт гидросооружений на территории города, восстановить разрушенные шлюзы. А когда паводок начался, обязан сам лично находиться на опасных участках наводнения и лично руководить оперативно-спасательными работами. Совершенно очевидно, что ничего этого мэр Кызыла Сагаан-оол не выполнил. Он, видимо, считает, что его главная обязанность появляться только там, где присутствует врио Ховалыг, и рассказывать в соцсетях, как он хорошо работает, а реальные проблемы кызылчан его не волнуют. Кстати, и его действия (бездействие) повлекло огромные потери для населения. И он обязан понести за это наказание. Буду обращаться в прокуратуру для проведения проверки и привлечения Сагаан-оола к уголовной ответственности. Заодно мы избавимся от мэра-разгильдяя и лентяя.
Владислав Товарищтайович в республике известен как человек интеллигентный, умный и продвинутый. Но он вступил в должность, на которой порой бывает необходимо показать и характер. Потребовать исполнения своих обязанностей и железной рукой заставить исполнять свои обязанности так, как того требует ситуация. Надеюсь, у врио есть понимание, что требовательность и принципиальность – необходимые условия для успешной государственной деятельности.
До встречи.
Сергей Конвиз