Популярно о наболевшем |
Сергей Конвиз: Двоевластие не может быть долгим
С наступлением 2022 года внимание всех было переключено с перспектив войны в Украине на события у других соседей России – в Казахстане. Если следовать официальной версии президента Токаева, то некие неведомые «террористы», воспользовавшись решением таких же неведомых «врагов Казахстана» в органах власти о повышении с 1 января вдвое цен на топливо для авто, учинили госпереворот. И ему пришлось привлекать вооружённые силы стран ОДКБ для подавления некой «внешней агрессии». Эту версию, по-видимому, поддерживают и власти РФ, намекая, что всё это – проделки президента Турции Эрдогана, желающего восстановления Османской империи в границах Великого Турана, охватывавшего когда-то всю Среднюю Азию. Но мне кажется, что такая картина происходящего далека от реалий.
Причины протестов в Казахстане местные, основанные на уродливом построении системы власти. А вопрос цены на газ для автомобилей лишь послужил поводом для последующих событий. Скорее всего, протест был организован президентской властью в стране, недовольной тем, что экс-президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на самом деле в марте 2019 года не отошёл от дел, а лишь создал видимость, фактически сохраняя всю полноту власти в своих руках. Эта ситуация, когда официальный законно избранный президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отвечает за все проблемы и нерешённые вопросы, в то время как якобы ушедший в отставку Назарбаев продолжает держать все рычаги управления страной в своих руках, принимая все важные решения самостоятельно. При этом продолжалась тенденция уродливого взращивания культа личности бывшего руководителя: в его честь назывались города, улицы и площади, при жизни возводились памятники. А он лично или через своих родственников и друзей руководил всеми важными отраслями, включая топливно-энергетический. Такое двоевластие в принципе не могло существовать долго.
И вот нарыв лопнул – народ, подстрекаемый окружением Токаева, взбунтовался. Бывшая столица Казахстана Алма-Ата превратилась в эпицентр сопротивления. Народ захватил здания органов власти и спецслужб, мародёры начали разграбление магазинов и банков. В стране наступил хаос. Мятежники выступили с требованиями смещения экс-президента со всех постов, возвращения Конституции 1993 года, которую Назарбаев «подработал» под себя, обеспечивая себе вечное правление страной из кресла руководителя Совета Безопасности страны, смены политической элиты в стране, отказа от преследования гражданских активистов.
По некоторым сведениям из СМИ, экс-президент Казахстана Назарбаев и его дочери с семьями покинули страну и отбыли в Дубай, где сосредоточены основные активы клана. Сам Назарбаев публично нигде не «светится». Единственное, о чём сообщается, так это о его телефонном разговоре с президентом Белоруссии Лукашенко, который совсем недавно был в аналогичном положении. С начала политического кризиса в Казахстане ни власти, ни государственные телеканалы и СМИ не упоминают имени Нурсултана Назарбаева и членов его семьи. И не сообщают, где они и что с ними. По некоторым сведениям, в стране пока остался только брат экс-президента Болат.
На фоне беспорядков действующий глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев сместил Назарбаева с должности председателя Совбеза, назначив на эту должность себя. Он отправил в отставку правительство страны, сформированное ещё Назарбаевым и состоящее из его верных сподвижников. Но это не успокоило ситуацию. Митингующие увидели в Токаеве продолжение линии Назарбаева и потребовали его отставки. Джинн вырвался из бутылки, и Токаеву ничего не оставалось, как представить бунт некой внешней агрессией и попросить помощи у Путина.
Путин дал «отмашку» и страны ОДКБ тут же «откликнулись» и ввели в Казахстан «ограниченный воинский контингент», основу которого составляют российские десантники. Всё по сценарию 1968 года, когда СССР в содружестве со странами Варшавского договора оккупировали Чехословакию. На этот раз Белоруссия направила в Казахстан роту солдат, Киргизия и Таджикистан по 150 воинов, а Россия только на первом этапе командировала в Казахстан до 3000 военнослужащих с боевой техникой.
Ни для кого не секрет, что двоевластие всегда чревато. В связи с этим хочу обратить внимание читателей на ситуацию в Туве, где после 7 апреля 2021 года также воцарилось опасное двоевластие, с большой вероятностью подковёрно поддерживаемое нашим земляком министром обороны Сергеем Шойгу. И тут ситуация у Тувы с Казахстаном очень схожая. По большому счёту разница только в том, что Казахстан – суверенное государство, а Тува – часть Российской Федерации. Но в Туве после того, как президент Путин уволил бывшего главу республики Шолбана Кара-оола и назначил вместо него Владислава Ховалыга, к нему до сих пор, даже после официальных выборов, вся полнота власти в республике так и не перешла.
Кара-оол, как и Назарбаев, не покаялся и не ушёл на заслуженный отдых, а официально как бы даже пошёл на повышение – девятым заместителем председателя Государственной Думы РФ. Кара-оол, как и Назарбаев, не даёт Ховалыгу возможности переформатировать состав правительства, препятствует изменению Индивидуальной программы социально-экономического развития республики, финансируемой из федерального бюджета и фактически превращённой в кормушку для жуликов и проходимцев из числа ближайшего окружения экс-главы республики. До последнего времени при власти оставались близкие к Кара-оолу силовики, из которых в настоящее время сохранили свои должности министр внутренних дел Поляков, руководитель УФСБ Кувшинов и начальник ФСИН Обломий. Именно на этих людей, подкреплённых караоловскими членами правительства и главами муниципалитетов, в настоящее время опирается Шолбан Кара-оол, который, рассчитывая на поддержку Шойгу, создаёт в республике некий неформальный центр сопротивления официальной власти, видимо, надеясь на скорый реванш.
Кстати, ещё один схожий очень симптоматичный аспект общественно-политической жизни Казахстана – гробовое молчание депутатского корпуса страны во время таких острых событий. Аналогично ведут себя «народные избранники» и в Туве. А всё потому, что в Казахстане парламент сформирован экс-президентом, а в Туве – экс-главой. И у них, и у нас депутаты не являются самостоятельными личностями. Это просто, как правило, «избранные» «болванчики» для принятия «нужных» законов. И потому в сложный жизненный момент они просто не знают, как себя вести, чтобы не навредить себе в будущем. Вот и помалкивают «в тряпочку».
Ещё одна схожесть ситуаций – дикая бедность населения. В богатом природными ресурсами Казахстане с населением в 20 млн. человек около 80% живут за чертой бедности, хотя Елбасы (так себя называет он сам, что закреплено в Конституционных законах РК), обещал к 2010 году превратить Казахстан по уровню жизни во вторые Эмираты. Тува, как известно, за время правления Кара-оола превратилась в лидера России по уровню нищеты. А бедное население в случае серьёзных катаклизмов – это как порох. Взрывается мгновенно, горит стремительно. И потушить его очень сложно.
Причём следует отметить, что бедность в Туве в своей основе рукотворна. Один простой пример. Помнится, Кара-оол кастрировал тувинский парламент под лозунгом экономии бюджетных средств для строительства детских садов. Детсадов он так и не настроил, а с чиновничеством всё получилось с точностью до наоборот. Сейчас в Туве на содержание чиновников официально тратится более 2 млрд. рублей в год. Для сравнения, на поддержание всего сельского хозяйства республики в бюджете закладывается всего 680 млн. рублей. Сравните: кучка чиновников получает из бюджета почти в 3,5 раза больше, чем все селяне, которые составляют до половины населения республики. Дикий «перекос» в пользу людей, чья деятельность сомнительна. Отсюда и бегство сельских жителей в Кызыл. Вот вам и причина бедности... В этом и кроется такая ненависть простых людей к Кара-оолу и его приближённым.
Кстати, события в Казахстане показали, что и надежды Назарбаева на народную любовь оказались безосновательными. По всей стране низвергают поставленные ему при жизни памятники. И даже столицу страны Нур-Султан, переименованную из Астаны в его честь, больше так публично не называют.
Но вернёмся в Туву. Читатель наверняка подумает: а что эта сомнительная деятельность оппозиции под руководством Шойгу и Кара-оола в Москве неизвестна? А если она известна, то почему до сих пор не пресечена? У нас что, как и в Казахстане, власть слепа? Думается, на это есть два ответа. Во-первых, не исключено, что Кувшинов отправляет в Москву в центральный аппарат ФСБ не совсем корректные отчёты о ситуации в республике. А с другой стороны, вполне может быть, что такая «подвешенная» ситуация в Москве кого-то очень властного устраивает? Может быть, кто-то из кремлёвских недругов Шойгу ждёт подходящего момента, чтобы «дёрнуть за верёвочку» и свалить засидевшегося ветерана правительства России?
В Казахстане фитилём для взрывного роста протестных настроений стал скачок цен. В Туве таким спусковым крючком вполне могут стать выборы депутатов столицы. Как известно, Кара-оол не скрывает своего желания взять на этих выборах реванш и закрепить в кресле кызылского мэра своего глуповатого племянника Сагаан-оола. Того самого, который оскандаливался на всех должностях, но его снова и снова пристраивал Кара-оол в начальственное кресло и которого просто ненавидят кызылчане. Так что осень в Кызыле ожидается весьма горячей. В этом плане тувинцы мало отличаются от казахов. Если их довести «до ручки», то можно получить неожиданный незапрограммированный результат. Шойгу с Кара-оолом, похоже, не очень понимают, с каким огнём они играют.
Кстати, о террористах в Казахстане. Следов иностранного вмешательства общественности пока не представлено никаких. Но, судя по тому, как отчаянно настаивает на этой версии российская пропаганда, все это выдумано для наивных телезрителей. Уже сейчас арестован ближайший сподвижник экс-президента главный чекист страны по обвинению в госизмене. Уволены и задержаны родственники Назарбаева. Началась генеральная зачистка во властной элите страны. Воспользовавшись моментом и опираясь на российские штыки, Токаев постарается расправиться со всеми сторонниками Назарбаева – большими и малыми. И мы узнаем много нового и интересного. Но доверие казахов к русским наверняка продолжит падать. Назарбаев сократил долю русских в стране с 50% до 18%. Теперь не будет и этого.
Я ещё вернусь к этой теме.
Всегда с Вами Сергей Конвиз.