100 дней на вершине власти: Что глава успел сделать?
Помните поговорку про то, что чужие дети быстро растут? Аналогично воспринимается и течение времени у нового начальства. Неизвестно, откуда это пошло, но обычно любому вновь назначенному начальнику отводят 100 дней для подведения первых промежуточных итогов его деятельности. Вот и у Владислава Ховалыга 16 июля минуло 100 дней после того, как он был назначен президентом РФ В.Путиным исполняющим обязанности руководителя Республики Тыва. В связи с этим полагается подводить кое-какие итоги его деятельности на высоком посту.
Для начала вспомним, в какой обстановке В.Ховалыг получил своё назначение. Ни для кого не секрет, что наш замечательный звёздный земляк Сергей Шойгу хотел бы на должности Главы республики оставить Шолбана Кара-оола. Человека, весьма удобного лично для него. Исполнительный до тошноты, обязательный до потери памяти, верный, как хромой пёс, преданный, как глухая безногая старуха и безответный, как престарелый кот. Такого в глазах Шойгу не сможет заменить не один самый умный и дееспособный человек. Ему в запале дашь в морду или наладишь пинка под зад – а он и рад услужить благодетелю, слова против не скажет. И ничего самостоятельно за спиной повелителя не «замутит». Этакая бессловесная тварь, готовая прилюдно до блеска лизать сапоги своего сюзерена. Как правило, большой начальник настолько привыкает к подобному стилю отношений, так срастается с бессловесным ласковым ничтожеством, возглавляющим регион, что ему порой кажется, что лучшего Главы республики ему не найти. И мы на протяжении 14 лет наблюдали это ласковое измывание федерального министра над территориальным пигмеем.
Но обратная сторона медали состоит в том, что чиновник, постоянно на себе чувствующий унижение и животный страх перед начальством, зеркально переносит свои отношения с господином на своих подчинённых. Теперь уже он, невзирая на собственное физическое убожество, пытается публично демонстрировать некую физическую, интеллектуальную и психологическую мощь, своё личное превосходство над окружающим его чиновным людом. Получалось не очень. Оно и понятно: если в тебе 1,5 метра роста, даже используя весь административный ресурс власти, демонстрировать себя двухметровым великаном достаточно сложно. Имея скудный запас интеллекта, невозможно создавать впечатление человека просвещённого. И уж тем более сложно себя позиционировать как учёного-экономиста, если ты за полтора десятка лет довёл свой народ до самой унизительной нищеты, равной которой нет во всей необъятной России.
Таким образом, эпоха безраздельного правления Тувой дуэта Шойгу–Кара-оол породила огромное раздвоение между пиаром и реальностью. С одной стороны, и Шойгу и Кара-оолу удавалось в СМИ и интернет-пространстве преподносить себя как людей государственных, толковых, радеющих за народные интересы и даже где-то честных чиновников. Но, с другой стороны, официальные данные итогов развития республики с 2007 года были настолько плачевны, что даже Шойгу, используя близкие отношения с президентом, привлекая шаманов для решения своих личных проблем, не удалось «уломать» В.Путина дать Кара-оолу ещё один очередной срок для исправления его ошибок. Свою роль в этом, несомненно, сыграли объективные справки, составленные в центральном аппарате ФСБ, в соответствии с которыми ни сам Кара-оол, ни тем более его ближайшее окружение, уже совсем не выглядели ни «белыми», ни «пушистыми». А статистические данные и справки Минфина и Минэкономики формировали убийственную картину тувинской действительности, порождённую тандемом двух вышеназванных государственных лиц, которым федеральная власть передала все бразды правления регионом. Видимо, под давлением совокупных факторов ни у Президента В.Путина, ни у первого заместителя руководителя Администрации Президента С.Кириенко не оказалось достаточной веры в потусторонние силы, чтобы дать Ш.Кара-оолу ещё один шанс на спасение его весьма «подмоченной» 14-летним правлением республикой репутации. И Путин, невзирая на настойчивые просьбы Шойгу и вопреки убеждению шаманов считать Кара-оола спасением тувинской нации, пошёл навстречу предложениям Кириенко и остановил свой выбор на В.Ховалыге.
Такой ход президента был воспринят Шойгу, Кара-оолом и его окружением «в штыки». Поначалу они пережили настоящий шок от такого решения Путина. Они явно (и вполне обоснованно) считали Ховалыга недостаточно проверенным, надёжным и в достаточной степени несамостоятельным чиновником, чтобы при его руководстве Тувой чувствовать себя в безопасности. Первым шагом в обеспечении личных интересов бывшей воровской элиты республики было публичное заявление Шолбана Кара-оола по возвращении в Кызыл о том, что В.Ховалыгом будет обеспечена преемственность программ, решений и кадрового состава прежнего правительства. Заявлено это было прессе в присутствии Ховалыга и всего состава правительства. Многих оно озадачило. Правда, Ховалыг тут же не преминул уточнить, что «всё хорошее сохранится», а плохое «останется в прошлом». Уже одно это давало надежду на то, что Ховалыг в своей практической деятельности не собирается становиться бледной тенью Кара-оола. Стало понятно, что он имеет свои виды на цели и способы их достижения, а также, что особенно важно для воровской команды бывшего руководителя, собственное понимание, с какими кадрами эти цели можно достигать.
Но уверенности в том, что Ховалыг «пойдёт своим путём», тогда не было. Всё же многие считали его слабым и неспособным на активные действия против Кара-оола и его клики. По республике пошли слухи одни невероятнее других. Основной их смысл состоял в том, чтобы убедить всех во всесилии Шойгу и шаткости позиций Ховалыга. Сторонникам этой линии давало надежду то, что Путин, благословляя Ховалыга на новую должность, ни слова не сказал о том, что федеральная власть поддержит нового назначенца на внеочередных выборах Главы региона. Поэтому некоторые решили, что ситуацию со сменой власти можно будет «переиграть» по ходу выборов. Именно тогда для них ключевой стала фигура племянника Кара-оола мэра Кызыла К.Сагаан-оола, никудышного руководителя, психически ущербного человека, но поведением которого при случае можно было бы легко манипулировать, благодаря большой зависимости от воли Кара-оола. Близкое окружение уволенного Кара-оола стало уверять тувинское общество, что осенью в Туве «всё встанет на свои места». В пропаганде таких настроений особенно преуспели исполняющие обязанности министра сельского хозяйства Дун, руководителя аппарата правительства Ощепкова, министра образования Тамчай, министра здравоохранения Донгак, первого заместителя председателя правительства Брокерт и заместителя Главы министр юстиции Оюн. Именно эти фигуранты вскоре и стали некой «лакмусовой бумажкой», по которой можно было определить крепость позиций нового руководителя республики и его настроя на перезагрузку работы правительства.
Однако, вопреки обнадёживающему заявлению Кара-оола о неких договорённостях с некими лицами о преемственности в руководстве республикой, уже через несколько дней после вступления в должность Ховалыг отправил правительство Кара-оола в отставку и начал «чистить» кадры. Первыми жертвами новых назначений пали как раз те, кто пытался всем внушить о временности прихода во власть Ховалыга. Как все знают, министр сельского хозяйства и министр юстиции уже находятся под следствием. Более того, Оюна содержат в СИЗО, видимо, за особый вклад в разворовывание бюджета республики. Из них в высшем эшелоне власти республики пока «устояли» разве что только Брокерт и Тамчай. Но и Брокерта тоже «сморщили», понизив с должности первого заместителя председателя правительства до статуса обычного зама по строительству. Хотя и такое сохранение его в правительстве многим показалось странным, поскольку Брокерт такой же строитель, как, к примеру, Кара-оол – кандидат экономических наук. «Корочки» вроде есть, а понимания – «ноль». Но, скорее всего, такое незначительное понижение Брокерта в должности – явление временное, поскольку его никчемность, ненадёжность и наличие коррумпированных связей с рядом подрядчиков, среди которых заметное место занимает Крапивин, наверняка очень быстро станут очевидными. Думается, В.Ховалыгу достаточно скоро придётся и по нему принимать жёсткое решение. Впрочем, как и по министру образования.
Наверное, многие внимательно ознакомились со статьёй самого известного, профессионального и честного экономиста Тувы Валерия Салчака о тяжёлом экономическом наследии, доставшемся Ховалыгу от прежнего руководства. Если кто-то не прочитал, советую открыть архив газеты «РИСК» и прочесть. Очень полезная информация для понимания того, куда нас завели Шойгу и Кара-оол за последние годы. Вместо пересказа той статьи остановлюсь на другом наследии Кара-оола – криминально-кадровом.
Кара-оолу при покровительстве Шойгу удалось сформировать в республике правящую элиту, для которой больше подходит понятие преступного сообщества. Не буду вычленять, за что должен нести ответственность Кара-оол, а за что – Шойгу. Напомню лишь, что Шолбан Валерьевич по любому поводу (а часто и без оного) публично ссылался на согласованность его решений, в том числе кадровых, с Сергеем Кужугетовичем. Никто сейчас не может с уверенностью говорить о том, согласовывал или нет Кара-оол назначения тех чиновников, которые сейчас обвиняются в хищениях, находятся на подписке о невыезде, под домашним арестом или в СИЗО. Но Шойгу ни разу не одёрнул Кара-оола в его заявлениях о совместном правлении республикой, о согласовании кадровых назначений и пр. Так что, скорее всего, всё это жульё Кара-оол вводил в руководство республикой, согласовав с Шойгу. Знал что-либо о претендентах на власть федеральный министр или нет – неизвестно. Может быть, ему было просто приятно, что Кара-оол по любому поводу спрашивает у него разрешение. Но отвечать за разрушительную деятельность вассала на постах спикера парламента, впоследствии первого заместителя председателя правительства и далее Главы правительства всё же предстоит нашему звёздному земляку. Поскольку, если бы не Шойгу, Кара-оолу никогда и никто не доверил республику и не обеспечил ему безнаказанность за принятые решения, а также и за создание коррумпированного правительства.
Да, реально В.Ховалыг за 100 дней добился немного: частично «почистил» правительство от откровенных жуликов и непрофессионалов, «подправил» исполнение инвестиционной программы, принятой при прежнем руководстве, начал вникать в состояние сельского хозяйства и здравоохранения республики. Ликвидировал рассадник бандитизма в виде министерства безопасности и вместо него создал министерство жилищно-коммунального хозяйства, поставив во главе настоящего профессионала. За это время отправлен «на заслуженный отдых» прокурор Боровков. Скоро вслед за ним может последовать министр внутренних дел Поляков. Ожидаются перемены в руководстве Госналогслужбы республики. И всё это – в преддверии выборов Главы республики, в сложный для Ховалыга период.
Для Владислава Товарищтайовича эти выборы не должны стать препятствием в его карьере. Уже на первом этапе своей деятельности ему удалось найти общий язык с главными электоральными лидерами республики – с Андрианом Ооржаком и Василием Оюном. Это даст ему возможность, не заморачиваясь на агитацию, продолжать деятельность по очищению органов власти от проходимцев, прохиндеев, мошенников и бандитов, выработке собственной стратегии развития экономики Тувы. Сложившаяся ситуация позволяет Ховалыгу, опираясь на поддержку Центра, действовать в значительной степени самостоятельно, соразмеряя свои планы и возможности.
Хотя следует понимать, что клика Кара-оола не собирается слагать оружие. У Юры Кара-оола не получилось «проскочить» фильтр праймериз «Единой России». Зато, воспользовавшись смертью сестры Шойгу Ларисы, в депутаты Госдумы от ЕР рвётся отставной губернатор Тувы Шолбан Кара-оол. И это – не случайно. Шойгу теперь Кара-оол нужен для того, чтобы контролировать деятельность Главы республики Ховалыга, ограничивать его свободу в выборе кадров и принятии решений по управлению правительством. Правда, продвижение Кара-оола в Думу сильно ослабляет позиции «Единой России» на выборах, поскольку все, кто ненавидит Кара-оола, кому он причинил реальное зло, кого обидел, переносят свою ненависть на партию, которая его двигает в парламент России. Странно, но это почему-то совсем не заботит руководство «Единой России». Там, наверное, надеются, что избирательные комиссии, сформированные ещё Кара-оолом, как и раньше, «нарисуют» «Единой России» нужные показатели голосования. Ну-ну. Пусть надеются. Блажен, кто верует.
Впрочем, на днях Туву посетил оруженосец Шойгу Сергей Тен. Говорят, привёз «Единой России» от куратора Тувы на выборах Сокола собранные у олигархов 34 млн. наличными. Будут покупать избирательные комиссии, чтобы те «нарисовали» «Единой России» нужное количество голосов. Но проблема состоит в том, что при имеющемся раскладе кандидатов в Главы Ховалыгу совсем не требуется подкуп членов избиркомов. Ворованные голоса нужны только «Единой России», у которой рейтинг доверия сильно «просел» и продолжает стремительно падать, уничтожая и без того мизерные шансы Кара-оола на попадание в Думу. В штабе правящей партии паника: они предлагают перенести выборы на весну, авось ситуация в стране изменится в их пользу. В этом и состоит разница в подходе оценки ситуации на выборах Ховалыга и Кара-оола. Первому нужны честные открытые выборы, а второму – прохождение в парламент любыми, вплоть до криминальных, способами.
Так в целом выглядят итоги первых 100 дней правления республикой Владислава Ховалыга. Да, революции не произошло. И не могло произойти. Для этого нет необходимых условий. Да и обнищавшие за 14 лет люди не готовы к резким изменениям на фоне коронавирусной заразы. Я бы деятельность нового губернатора оценил на твёрдую «четвёрку». Пока он не совершил ни одной грубой ошибки и занят тем, что решает проблемы по мере их появления. И на том спасибо.
Мы ещё не раз обсудим ситуацию вокруг выборов и практической деятельности В.Ховалыга. До встречи.
Кондрат Пчёлкин