Может, хватит искать кадры на помойках?
Все как-то уже привыкли, что тувинский парламент, после того, как им перестал руководить легендарный спикер Василий Оюн, фактически прекратил самостоятельную деятельность в качестве государственного института представителей народа и превратился в подразделение правительства Тувы. Потому от Верховного Хурала Тувы давно никто не ждёт никаких неожиданностей. Сегодня это просто машина для голосования, результаты которого всегда весьма прогнозируемы. Пока в Белом Доме сидел Шолбан Кара-оол, а за депутатами приглядывал его криминальный брат, всё было тихо, понятно и предсказуемо. Из общей массы «выбивались» разве что только депутаты от ЛДПР, которым, как известно, ни глава правительства, ни его криминальный братец – не указ. Но что такое два голоса против тридцати? Ничего. Так, пыль. Неприятно, но терпимо. С их мнением никогда никто не считался, даже если сам спикер Кан-оол Даваа давал какие-то обещания. Да и сам спикер – по сути, тоже некий депутатский ноль, целью деятельности которого является угодничество председателю правительства. А если вдруг кто-то начинал «свою игру», криминальные кореша брата экс-главы быстро ставили его «на место», но уже с фингалом под глазом. Однако 21 октября 2021 года отработанный механизм «дружного», почти единогласного голосования совершенно неожиданно чуть было не дал сбой. А виной тому – фактическое раздвоение власти в республике, где на выборах главы победил один человек – Ховалыг, а всем фактически заправляет другой – прежний хозяин главного кабинета Кара-оол. Но обо всём по порядку.
В республике состоялись выборы Главы республики – председателя правительства Тувы. На них уверенно с диким для цивилизованного мира результатом в 86,81% при явке в 83% победил Владислав Ховалыг. Конечно, никто не верит в такие показатели, но реалии таковы, что на самом деле Ховалыг уверенно победил на выборах и вполне заслуженно занял кресло главы республики. А несуразные итоги голосования Фортуна организовал ему для того, чтобы, с одной стороны, не ломать практику демонстрации населением поддержки кандидата от «Единой России». С другой стороны – дать повод сомневаться в легитимности избрания Владислава Ховалыга, поскольку в такие откровенно нереальные цифры явки и поддержки избирателей не верит даже умалишённый – мы же, в конце концов, живём пока не в КНДР...
В обычных условиях лидер, получивший такую поддержку населения, получает карт-бланш на единовластное управление. Он вправе без оглядки на кого-либо реализовывать собственную программу с помощью своей команды, собранной по принципу профессионализма, единомыслия и взаимного доверия. Но так случается в цивилизованных обществах, к коим Туву отнести сложно. У нас всё по-другому. Официальная власть перешла в руки избранного главы, а фактически осталась в руках Кара-оола, которого поддерживает присосавшийся к Туве Шойгу. Вместе они, похоже, поставили перед собой задачу «загнать» Ховалыга в такой тупик, из которого выход только один – позорная отставка. А способ тут очевидный – заставить Ховалыга формировать правительство республики таким образом, чтобы ключевые должности в нём заняли люди, верные Кара-оолу. И уже через них создавать в республике очаги напряжённости.
Как уже писалось неоднократно, одним из таких очагов напряжённости стал вопрос стоимости угля для населения, решением которого Ховалыг поручил заняться первому зампреду правительства Брокерту. Результат известен – правительство позорно проиграло первый раунд борьбы за снижение цены угля. Брокерт что-то мямлит невразумительное про то, что они «выправят» ситуацию, но тут вспоминается случай всё с тем же Брокертом, когда он, будучи зампредом правительства при Ооржаке предложил на месте недостроенной типографии организовать крытый рынок и тихо «прихватизировать» его. Чем дело закончилось, думаю, напоминать не надо. И вот – новая эпопея Брокерта. Теперь уже с ценой на уголь. И снова скандал и провал.
Но в этот раз не о Брокерте, а о ситуации в парламенте. Судя по всему, на этот раз «бывший», контролирующий тувинский парламент, решил проучить Ховалыга и поставить его в неловкое положение при утверждении состава правительства Тувы. Поначалу ничего не предвещало неприятностей. Фракция «Единой России» приняла решение голосовать «пакетом» за всех сразу открытым голосованием, чтобы никто не посмел «вякнуть» «против». Чтобы все кандидатуры прошли «без сучка и без задоринки». Но когда началось обсуждение, один из самых молодых неопытных депутатов вдруг предложил тайное голосование, чтобы «ни на кого не было оказано давление».
Судя по всему, для спикера К.Даваа такая инициатива была полной неожиданностью, и он в этом заговоре не участвовал. В связи с этим спикер начал нести какую-то околесицу и невнятно предлагать отказаться от обсуждения темы тайного голосования. Но его никто и слушать не хотел. Все понимают, что спикер тувинского парламента никогда ни по какому поводу собственного мнения не имел и иметь не может. За что, собственно, и получил эту должность. Откуда «дует ветер» с инициативой тайного голосования, стало понятно, когда в его защиту вступился криминальный депутат, находящийся под уголовным преследованием за мошенничество, племянник бывшего главы Чаш-оол. Ещё больше ясности появилось, когда в поддержку этой инициативы вступился ближайший соратник бывшего главы депутат Монгал. Брат экс-главы депутат Юрий Кара-оол при этом вёл себя непривычно тихо и в спор не вступал, внимательно наблюдая за происходящим и ненавязчиво манипулируя депутатами. Всё шло к тому, что голосование может стать тайным, что могло привести к неутверждению предложенных Ховалыгом кандидатур.
И тут слово взял депутат Глухов, больше известный как открытый холуй бывшего главы республики Кара-оола. Именно ему он обязан своей карьерой и своим бессменным невыразительным сидением в парламенте. Именно его обычно Кара-оол выставлял в качестве своего сторонника, если тому была нужна поддержка, особенно со стороны русскоязычного депутата. Поэтому все ожидали, что Глухов поддержит тайное голосование. А поскольку он к тому же является руководителем фракции «Единая Россия» в Верховном Хурале, его выступление в поддержку инициативы молодого депутата могло «поставить точку» в обсуждении вопроса и склонить чашу голосования в его пользу. Но случилось совершенно неожиданное. Глухов встал и с гневом набросился на сторонников тайного голосования, требуя партийной дисциплины. Он грозил карами ЦК партии, если депутаты от ЕР провалят утверждение кандидатур, предложенных главой Ховалыгом. Депутаты от партии власти буквально впали в ступор от неожиданной перемены поведения своего товарища, ещё утром бывшим ярым сторонником Шолбана Кара-оола. В результате этого депутаты, находясь в шоковом состоянии, единогласно поддержали все предложенные Ховалыгом кандидатуры одним списком, не задав им ни одного вопроса, хотя некоторых из них, например, кандидата в полпреды в Москве, видели впервые.
Нужно сказать, что происшествие в Хурале, не только не является неожиданным, но даёт основания полагать, что Ховалыг уже начал перестройку отношений с депутатским корпусом. И это голосование – только «первая ласточка», за которой непременно случатся другие похожие события. Да, наверное, Глухова сейчас презирают в парламенте за подобную «гибкость» принципов и переменчивость позиции. Как в своё время сказал один из самых беспринципных политиков в мировой истории Шарль Морис Талейран, «Вовремя предать – это значит предвидеть». В свете этого высказывания Виктор Глухов повёл себя в этот раз, как настоящий прагматик. В такой ситуации «кинуть» Кара-оола – значит угодить Ховалыгу, от которого теперь зависит его будущее. И если Ховалыг проявит чувства благодарности, Глухов может закрепиться в парламенте ещё на один срок.
Но вернёмся к составу правительства. Следует признать, что по части формирования собственной команды единомышленников у Ховалыга куча нерешённых проблем. Почти все ключевые посты в правительстве, такие как зампред по строительству (Брокерт), полпред в Москве (Дмитрий Румянцев), министры строительства (Хунай-оол), финансов (Достай), энергетики (Кажин-оол), занимают либо люди Кара-оола, либо прямые ставленники Шойгу. Если к ним добавить список доставшихся в наследство от Кара-оола чиновников типа министра спорта (Монгуша) и других в рамках заместителей министров, то становится очевидным, что такое правительство малопригодно для решения задач, поставленных Ховалыгом. Оно больше подходит для саботажа в реализации его идей, как в случае с ценой на уголь.
Другая проблема этого правительства – отсутствие русских кадров, за исключением некоторых жуликов и прохиндеев, доставшихся Ховалыгу от Кара-оола. Впрочем, появились новые. Правда, не наши кадры, а из Красноярска, где они уже успели набить оскомину. Наблюдается шоковая реакция в системе образования республики в связи с назначением министром образования Тувы бывшего директора красноярского Центра питания Храмцова. Как уже сейчас стало известно, этот назначенец понятия не имеет о нормативах в средней школе и даже не знает, что в системе образования давно упразднены бумажные журналы и введены электронные. Те, кто успел с ним познакомиться, в ужасе от того, что новый министр не знает, как формируется бюджет учебного заведения.
Впрочем, трудно требовать таких познаний от человека, который ещё совсем недавно руководил конторой, основной задачей которой является извлечение прибыли. Тут дело в другом. С одной стороны, то, что Ховалыг не смог в республике найти человека, который бы смог переломить ситуацию в системе образования республики, находящейся в откровенном кризисе, говорит о масштабах проблем в тувинском образовании. Но то, что в кресло министра образования усадили чудака-гастарбайтера, который не понимает тувинской специфики, не знаком с людьми, которые здесь работают, вызвало недовольство педагогического сообщества. К тому же новый назначенец в целом не имеет никакого представления о том, как устроена система образования, какие проблемы решает школа, в чём особенность тувинского образования, говорит о поспешности в назначении министра, непродуманности при принятии решения.
И вообще, почему новый глава не встретился с ветеранами образования, авторитетными педагогами? Может, ему это не нужно? Или глава просто не верит в местные русские кадры? А может, здесь дело в откровенном лоббизме при назначении той или иной фигуры. Хотя, может быть, всё просто. Может, как и в бытность Кара-оола, должность министра Тувы можно приобрести? К примеру, накопить деньжат в кресле директора Центра питания, да и купить? Тогда понятно, как такие люди попадают в тувинское правительство. Только тут вопрос в другом. А кому нужно нести? Ховалыгу? Кара-оолу? Шойгу? А может, кто-то другой дирижирует этим процессом? Но дело не в том, почём досталось Храмцову министерское кресло. Образование – это место, в котором наши дети учатся, взрослеют, набираются жизненного опыта, познают традиции народа, получают путёвку в жизнь. И эту сферу отдали на откуп заезжему коммерсанту, который не знает всего этого? Это что за кадровая политика?
В Туве укоренилась проблема, когда в республику приглашают кого-то со стороны, а тот едет и думает себе, что у нас тут кругом дураки и тупицы. И именно его, недотёпу, поэтому и приглашают, хотя он и специалистом-то фактически, не является. Так у нас было, к примеру, с Урбаном или Прохоренко. Эту практику нужно ломать. Да, нам нужна свежая кровь в управлении республикой. Но это должны быть кадры как минимум с приличной репутацией. И упаси нас Боже от разного рода спекулянтов. Нам просто нужны специалисты. При советской власти так и было. А теперь эти волонтёры-проходимцы только развращают тувинские кадры. Раньше учили пить, а теперь – воровать бюджетные деньги и «рисовать» итоги выборов. Может, хватит, Владислав Товарищтайович?
Я еще не раз вернусь к кадровой теме.
Кондрат Пчёлкин