Обзор прессы |
ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЕ ПРАВЯЩЕЙ ЭЛИТЫ ТУВЫ НАЧАЛОСЬ
Назначение В.Ховалыга врио Главы республики застало врасплох не только Шолбана Кара-оола и общественность республики, но и, похоже, его самого. По крайней мере, первые дни после обретения полномочий он находился в растерянности. Однако краткосрочное посещение республики куратором Тувы в Администрации Президента Чугреевым придало смелости врио, и он начал действовать. В тот же день, «26 апреля, на республиканском аппаратном совещании врио Главы Республики Тыва Владислав Ховалыг своим указом объявил об отставке правительства республики». И тут же заменил министров природы, здравоохранения и транспорта.
Правоохранительные органы сразу возбудили уголовное дело в отношении министра здравоохранения, у которого образовалась финансовая дыра в размере 250 млн. рублей, выделенных на борьбу с пандемией. Злые языки предполагают, что большая часть этих средств осела в карманах брата Юры. Следом была задержана бывший министр экономики Каратаева. Предположительно ей вменяют растрату в 5 млн., выделенных на поддержку предпринимательства, которые она потратила на погашение ипотеки за новосибирскую квартиру, а также 100 млн. гранта, выданного на беззаконных основаниях Пережегину. Кроме того, у следователей появились вопросы к Каратаевой по поводу использования 1,6 млрд. рублей, выделенных на борьбу с COVID-19, и 1,2 млрд. рублей – средств, представленных на поддержку предпринимательства. Следом СКР по РТ начал проверку в отношении министра сельского хозяйства Дуна, которого подозревают в превышении полномочий и воспрепятствовании предпринимательской деятельности ИП Оюн.
Судя по охвату персон, правоохранители объявили охоту на бывшего Главу республики Шолбана Кара-оола.
Тем временем новый руководитель республики набирает обороты. Владислав Ховалыг кадровые перестановки объяснил необходимостью «перегруппировки сил», поскольку «предстоит большая работа по исполнению Послания Президента России». А «времени на раскачку нет». Поскольку у него нет подготовленной замены всех членов правительства, отправленные в отставку «члены правительства пока продолжают исполнять свои обязанности» в ожидании привлечения к уголовной ответственности по примеру министров экономики, здравоохранения и сельского хозяйства. А всё потому, что «ведь жизнь в республике продолжается и она требует непрерывного управления». При этом он отметил, что все принятые им решения – «взвешенные и выверенные». И произведены они не из соображений «политической конъюнктуры и краткосрочных политических дивидендов», а «продиктованы самой жизнью». Смена правительства – это шаг, который «позволит мобилизовать команду на эффективное выполнение стоящих перед нами задач».
На самом деле всё обстоит гораздо проще, и высокий пафос тут совсем не к месту. Из администрации Президента прошла команда на смену правящей элиты республики, сформированной Шолбаном Кара-оолом. Ховалыг действует в русле этих указаний. И это совсем не плохо. Уж лучше Ховалыг пусть слушается Сергея Кириенко, чем Юру Кара-оола. Но, скорее всего, отставкой правительства и формированием нового состава дело не ограничится. Нас ждут потрясения в связи с роспуском парламента и, по крайней мере, городского Хурала. Также под нож пойдут, скорее всего, Общественная палата и Избирательная комиссия. А те, кого по каким-то причинам не посадят, просто уйдут в небытие.
ХОВАЛЫГ ГОТОВИТ УФСИН К ПРИБЫТИЮ НОВЫХ ЗЭКОВ ИЗ ЧИСЛА ЧЛЕНОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА
У исполнительной власти всегда много проблем. Но она, порой, вынуждена заниматься и второстепенными проблемами. Находясь в Москве, «врио Главы Тувы Владислав Ховалыг встретился с директором Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) Александром Калашниковым для обсуждения новой концепции развития системы ФСИН России по выведению учреждений уголовно-исправительной системы (колоний, СИЗО, тюрем и др.) за пределы населённых пунктов». Связано это с тем, что Ховалыг намеревается вывести «Учреждения уголовно-исполнительной системы» из столицы. Его не устраивает, что «на территории города Кызыла расположены 3 колонии и СИЗО, которое находится в самом центре столицы республики». «Их общая площадь размещения вместе с земельными участками является существенной по отношению к общей площади города Кызыла».
К примеру, «Исправительная колония №1», дислоцированная в правобережной части столицы в непосредственной близости от жилых кварталов индивидуальной застройки с 1952 года, входит в панорамный вид ведущего туристического объекта республики – архитектурно-скульптурного комплекса «Центр Азии» на набережной Енисея г. Кызыл. Внешний вид учреждения не соответствует современным требованиям создания качественной среды жизнедеятельности, благоустройства общественных пространств и развитию туристической привлекательности г. Кызыл».
Как сообщает автор публикации, «финансовые средства для переноса Следственного изолятора №1 и исправительной колонии планируется привлечь путём включения мероприятия в ФЦП (федеральная целевая программа) ФСИН России, предусмотренной для финансирования строительства новых объектов ФСИН на новых участках». А территорию, «высвобожденную в случае переноса СИЗО в г. Кызыле предполагается использовать под строительство многоквартирных жилых домов и благоустройства общественной территории».
Честно говоря, на фоне административного коллапса, образованного в связи со сменой власти, сообщение об этом событии кажется несерьёзным. Не о том сейчас нужно думать врио. Или, по крайней мере, не придавать такие встречи публичности, учитывая, какое большое внимание бывший Глава уделял криминалитету. Впрочем, беспокоиться о бытии сидельцев нужно хотя бы потому, что членам отправленного в отставку правительства, да и их бывшему руководителю Шолбану Кара-оолу, возможно, придётся на личном опыте убедиться, что такое «места, не столь отдалённые».
НЕУЖЕЛИ ПРОКУРАТУРА ТУВЫ НА СТРАЖЕ ЗАКОНА?
Никогда прежде прокуратура Тувы не попадала под такой град критики, как сейчас. Каких только обвинений в её адрес не услышишь. Конечно, в народе прокуроров не любили никогда. Но так презрительно к ним не относились. Никогда ранее прокурора республики публично не обвиняли в «крышевании» криминального бизнеса и даже во взяточничестве. Теперь в отношении прокурора Боровкова чего только не говорят. Уже и в самом коллективе прокуратуры лестно о нём почти никто не отзывается. И в случае чего к месту или нет вспоминают подозрительное отношение Боровкова к ООО «Орион», отцу и сыну Крапивиным и фермеру Оюну. Если сравнивать его отношение к разным субъектам предпринимательства, то вольно или невольно возникает подозрение, что прокурор находится на довольствии у криминальных бизнесменов. Видимо, в связи с этим его первый заместитель Сергей Дябкин был вынужден обратиться в «ТП» и дать интервью, которое, по его замыслу, отмоет тувинскую прокуратуру и придаст ей некий приличный вид.
Первый заместитель скандального прокурора Тувы Боровкова начал с того, что заявил: «Прокуратура уделяет особое внимание вопросам защиты прав предпринимателей». Сразу скажем, заявление достаточно спорное. Оно верно только в том случае, если иметь в виду предпринимателя Крапивина, который вступил в сговор с бывшим Главой правительства Кара-оолом для того, чтобы задним числом заключить государственный контракт на работы, которые он давно уже выполнил в нарушение антимонопольных процедур, предусмотренных законом. Когда Крапивина поймали за руку и ткнули в это дерьмо мордой прокурора Боровкова, тот был вынужден обратиться в суд за признанием этого договора недействительным. Но когда дело подошло к принятию судом окончательного решения, Боровков стыдливо отозвал из суда требование вернуть в бюджет 68 млн. рублей, полученных ООО «Энергострой» по незаконному договору. Что, в принципе, и послужило основанием для слухов о том, что прокурор Боровков получил взятку от предпринимателя Крапивина. При этом Боровков так и не сумел опровергнуть такие обвинения. Сейчас в отношении него по указанию генерального прокурора Краснова проводится служебная проверка, в результате которой, скорее всего, его попрут с должности.
Сергей Дябкин заявил журналисту, что «предприниматели в России находятся в зоне особого риска». Не знаю, как во всей России, а в Туве – точно. К примеру, Агрохолдинг «Заря» прокуроры проверяли даже во время пандемии, что было категорически запрещено распоряжением председателя правительства РФ М. Мишустиным. Мало того: чувствуя, что прокуратура проигрывает спор в арбитражном суде, она подключила к проверке Агрохолдинга налоговиков и проходимцев из Службы по финансово-бюджетному надзору. Правда, и это Боровкову не помогло: арбитражный суд прокурору отказал в полном объёме. Но на этих двух примерах видно подозрительно лояльное отношение к очевидным жуликам-предпринимателям и настоящим труженикам села. Так что заявление Дябкина о том, что предприниматели – «вожделенный объект для криминалитета, с другой – объект проверки для многочисленного отряда контролёров», совсем не голословно. Только найти различия между «криминалитетом» и прокуратурой бывает очень сложно. И сколько бы прокуроры ни долдонили, что «без динамичного развития частного бизнеса невозможно движение вперёд экономики», для большинства граждан очевидно, что порой прокуроры – это те же преступники, только в погонах и с полномочиями. Думается, что «в этом убеждён и первый заместитель прокурора Республики Тыва Сергей Дябкин», поскольку знает прокурорскую среду изнутри.
Он сообщил, что «в сфере защиты прав предпринимателей в 2020 году прокурорами выявлено более 500 нарушения закона, в целях устранения которых внесено 265 представлений, на незаконные правовые акты принесено 67 протестов, направлено в суд 12 заявлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 153 лица». Может быть. Но, скорее всего, эти «предприниматели», на чью защиту встала тувинская прокуратура, отоваривают прокуроров в полном объёме. Иначе бы они никогда в их защиту не выступали. И когда Дябкин говорит о том, что прокуратурой «выявляются факты избыточного администрирования разрешительных процедур, их усложнения и затягивания путём истребования у предпринимателей излишних документов, навязывания множественных согласований, ограничения конкуренции, нарушения порядка рассмотрения их обращений, неправомерного осуществления проверок», невольно вспоминается тот же Агрохолдинг, у которого прокурор требовал отчёта об яйценоскости кур.
А когда первый зам сообщает, что «прокуратурой республики выявлены факты безосновательного проведения проверок органами контроля, их дублирования, неприменения механизма замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение, непринятия мер по профилактике нарушений, уклонения от установленной законом процедуры проведения проверок путём организации административных расследований, иные нарушения прав предпринимателей при проведении проверок», то невольно сравниваешь эти слова с действительностью. Хотя бы на примере Агрохолдинга, почему-то думается: а совесть у него есть? Или она прокурору ни к чему?
ПРИ ОБСУЖДЕНИИ ПРОБЛЕМЫ КАРТОФЕЛЯ ГОРА РОДИЛА МЫШЬ
Выше уже упоминалось, что у правительства региона ворох серьёзных нерешённых проблем. Ему незачем отвлекаться на решение мелочных вопросов, которые находятся в компетенции органов местного самоуправления. И вот – новый пример подмены полномочий: «27 апреля в Доме Правительства РТ под председательством врио Главы Тувы Владислава Ховалыга прошло рабочее совещание по вопросам развития огородничества». Вопрос оказался настолько сложным, что в его разрешении участвовали почти все начальники в республике от «врио Главы» до «руководителей муниципальных образований и сёл», включая «заместителя председателя Правительства РТ, руководителя администрации Главы, министров сельского хозяйства, экономики и финансов». Главным вопросом высокого собрания было обсуждение «переименования проекта «Социальный картофель» в проект «Народный картофель». Правда, окончательное название так и не определили. Зато приняли важную резолюцию о том, что «решение будет принято при дальнейшем обсуждении».