Ховалыг в мешке
Мягкий и пушистый или когтистый и зубастый?
Небольшие регионы России, такие, как Тува, отличаются тем, что в них, как в большой деревне, всеми обсуждается, как правило, одна и та же тема. В силу разных причин такой темой в последние недели (после 7 апреля 2021 года) стала неожиданная отставка Главы республики Шолбана Кара-оола и ещё более неожидаемое назначение на его «вожделенную» должность Владислава Ховалыга. И дело совсем не в том, что «бывший» был замечательным руководителем, показывавшим отличные результаты в управлении республикой. А в том, что и он, и наш патрон Шойгу убедили всех в том, что губернатор с общепонятным и узнаваемым прозвищем «Карлик» будет сидеть в своём кресле до тех пор, пока Шойгу будет находиться подле Путина. И никакие катастрофические результаты его деятельности и уж тем более отрицательные итоги социологических опросов не смогут повлиять на волю монарха в выборе местного царедворца.
Считалось, что жулики избирательных комиссий, назначенцы-чекисты, прокуроры и судьи все обязаны будут дружно трудиться, воплощая желание Шойгу иметь в Туве под рукой в качестве губернатора послушного лакея-шута. Мало того, похоже, что в это свято поверил и сам Карлик. Когда 7 апреля вместо него к Путину допустили бывшего мэра Кызыла Ховалыга, он этому искренне удивился. Настолько, что даже не поверил в то, что он уже «никто», и какой-то на его взгляд невыразительный нерешительный и откровенно слабый Ховалыг, два года назад со скандалом изгнанный им с должности столичного мэра, по злой воле чиновника в администрации президента в пику мнения Шойгу и его собственного желания ещё хотя бы один срок «порулить» республикой, вдруг обретёт его «вожделенные» полномочия и, как ни в чём не бывало, возглавит регион, обретя многострадальную должность. Но когда встреча, хоть и телевизионная, Ховалыга и Путина состоялась, и государственным телевидением об этом было распространено соответствующее видео, Карлик и вся его шатия-братия оказались в сложном положении. Поскольку в надежде ещё на один срок ими были даны разные обязательства практического плана, за которые уже были получены определённые откаты. Ну и вправду, не возвращать же полученное?! И Карлик уже в аэропорту по возвращению из Москвы попытался успокоить всех, кто успел вложиться в продление его полномочий, заявив на камеру в присутствии министров о некой «преемственности» и сохранении в силе всех ранее достигнутых договорённостей.
Правда, врио на это отреагировал достаточно сдержанно. Он не стал никому учинять разнос, но и никаким образом не подтвердил заявление Карлика, а лишь сказал, что всё хорошее в прошлом при нём сохранится, а всё плохое – нет... Но что это на практике может означать, никто не понял. Все стали ожидать от нового начальника конкретных шагов, чтобы по ним определить, какие обещания и договорённости Карлика останутся в силе, а какие канут в лету, похоронив финансовые вложения заинтересантов, в своё время поспешивших увериться, что Шойгу обеспечит Карлику ещё один пятилетний срок для личного обогащения.
В отличие от бюрократии, большинство жителей Тувы не спешили с выводами. И спокойно стали ждать, что будет дальше. Бытовало общее мнение, что Карлик и его шатия-братия на время схоронятся, кулуарно управляя республиканскими финансовыми потоками, исподтишка приватизируя оставшееся республиканское имущество и дожидаясь официального вступления Ховалыга в новую должность уже без приставки «врио». Но события сразу стали развиваться не по такому сценарию. Неизвестно, что обсуждали между собой врио и Карлик, но сразу по прибытию в Туву Карлик развил бурную деятельность, встречаясь с людьми под разным соусом, с важным видом принимая их просьбы материального плана и обещая их разрешение. Причём ход этих встреч демонстративно выставляется в интернете на страничке Карлика. Судя по всему, такое развитие событий с одной стороны должно демонстрировать реальность, в которой Карлик, невзирая на отставку, по-прежнему остаётся влиятельным лицом в республике, а с другой – является доказательством фактической неспособности нового республиканского начальника взять бразды правления в свои руки. А в целом это должно публично подтверждать обоснованность объявленной Карликом «преемственности власти» и непоколебимости позиций чёрной братвы.
Прошло совсем немного времени, и стали известны планы Карлика занять место в Совете Федерации, «подвинув» греющую место Дивановну, а сам Юра Кара-оол объявил, что намерен добиваться статуса депутата Госдумы РФ по тувинскому одномандатному округу. Но Карлику, чтобы попасть в СФ, необходимо стать депутатом Верховного Хурала. Предположительно – по Монгун-Тайгинскому и Бай-Тайгинскому округу. Ну, а если ФСБ наложит «вето» на такое решение, то остаётся вариант занять кресло спикера Верховного Хурала, «подвинув» робкого несамостоятельного никчемного Кан-оола Даваа. И уже с высоты кресла спикера парламента «рулить» новым губернатором, как марионеткой. Тогда действительно чёрным браткам будет вполне по силам проводить в жизнь замысел той «преемственности», о которой они мечтают. В этом случае принимать решения и получать откаты будут одни всем известные и понятные лица, а отвечать – совсем другие официально уполномоченные физиономии.
Думается, что Ховалыга вряд ли может устроить такая перспектива. Он хоть по натуре и кажется слабохарактерным и нерешительным бюрократом, но «сидеть» за чьи-то семейные радости ему маловероятно, что хочется. А в сегодняшней ситуации «присесть» с губернаторского кресла можно запросто на ать-два. И никакие деньги не помогут. Об этом говорит пример губернатора Сахалина Хорошавина, у которого при обыске в Москве нашли миллиард и ещё два – дома на Сахалине. И это только наличными. Но, невзирая на такое вполне приличное материальное положение, он сейчас питается не устрицами и икрой в ресторане, а бесплатной тюремной баландой в местах не столь отдалённых.
У наших чёрных братков за последнее десятилетие развился весьма приличный аппетит. Не случайно республика, чьи федеральные трансферты при помощи Шойгу за последние годы выросли в разы, в итоге, вопреки обычной логике, оказалась самым бедным регионом страны. По-видимому, федеральные деньги были попросту распределены по кубышкам чёрных братьев. А аппетит, как известно, приходит во время еды. К тому же инфляция... И братьям с каждым годом для привычной жизни нужно больше и больше. А кроме республиканского бюджета других источников благ придумать трудно, если ты не привык работать.
Такую откровенно неприемлемую картину тувинского бытия могли бы опровергнуть конкретные шаги и заявления нового губернатора. Но Ховалыг в такой непростой ситуации решился только на один-единственный ответственный шаг – сбрил бородку. Во всём остальном он как бы «притих и засел в засаду». У него, похоже, нет желания даже на то, чтобы одёрнуть своих чиновников. И они это уже поняли. Иначе бы Ощепкова не посмела бы заявлять, что Ховалыг был слабым мэром, так что и губернатор из него будет «никакой». Видимо, в надежде отсидеться, пока администрация президента не одёрнет чёрных братков и с помощью правоохранителей не укажет всем им свои места. Но, судя по всему, пока Кириенко совсем не до Тувы. Главную задачу по нивелированию роли Шойгу в жизни региона он решил, Кара-оола от дел отодвинул. Полпред Меняйло тоже поменял кресло. Вскоре ожидается отставка и посадка красноярского губернатора Усса. А решение других оставшихся от Карлика тувинских проблем, по всей видимости, теперь – задача нового назначенца. Именно он без промедления должен продемонстрировать бойцовские качества и доказать всем, что Кириенко в своём выборе не ошибся. И тогда ему будет открыта дорога на выборы.
Но, судя по всему, Ховалыгу новая роль лидера Тувы удаётся не очень. Об этом можно судить по его первым кадровым решениям. Так, в прошлую пятницу Верховный Хурал утвердил Наважапа в должности зампреда правительства – полномочного представителя Тувы в Москве. О нём известно, что он – бывший охранник Кара-оола. Пользуется в республике откровенно дурной репутацией. В Туве он известен по истории с убийством монгола в гараже своего отца. Как известно, брат его отмотал срок на зоне, а он в итоге из подозреваемого перескочил в роль свидетеля. Известно и ещё об одном убийстве, участником которого он мог быть, но снова отделался ролью свидетеля.
Да, конечно, Наважапа в своё время до отставки представил парламенту теперь уже бывший Глава Кара-оол. И можно было бы сослаться на то, что назначение человека с сомнительным прошлым на такую должность – это всего лишь недосмотр Ховалыга. Можно даже предположить, что он как бы «не в курсе». Но это – слабая отговорка. Назначение состоялось уже при новом руководителе. К тому же Ховалыг о скандальном назначении не просто знал. Он собственной персоной находился в зале парламента, когда всё это дикое действо происходило. Злые языки утверждают, что брат Юра специально «убедительно посоветовал» ему лично проконтролировать голосование депутатов, «чтобы не случилось осечки». А отказать в чём-то чёрным браткам, по всей видимости, Ховалыг не может, поскольку всерьёз их опасается.
А теперь посмотрим на проблемы врио с другой стороны. Для большинства в Туве, от Кара-оола до простого жителя, назначение Ховалыга временно исполняющим обязанности Главы региона было в некоторой степени шоковой неожиданностью. Похоже, оно и самого Ховалыга тоже застало врасплох. Он оказался не готовым к новым обязанностям. Обратите внимание: прошло уже достаточно много времени, а никаких программных заявлений, кроме того, что он не очень внятно сказал Путину, от него до сих пор не слышно. И ведёт себя он не как реальный руководитель республики, а как некий дублёр и младший брат Карлика. Вот он встретился с представителями партий, которые, кроме ЛДПР, никакой самостоятельной роли в жизни республики не играют и которые возглавляют назначенцы аппарата правительства. Кроме дежурных фраз он не сказал ничего интересного.
Другой случай – встреча с общественниками: от спортсменов-лучников до любителей кваса. И что с того? Как это соответствует тому заявлению, которое он сделал на встрече с Путиным? Неужели он не знает, что от этих «общественников» ничего не зависит, у них отсутствуют собственные взгляды, они чрезвычайно несамостоятельны и ни на что не влияют?
Заметьте, Ховалыг встретился не с представителем Союза ветеранов государственной и муниципальной службы В. Яндай-оолом, который олицетворяет программу возрождения республики, не с руководителем общественной организации «За Туву!» В. Салчаком. А ведь Валерий Балай-оолович считается самым квалифицированном, опытным и честным экономистом в республике, к которому прислушиваются. Врио не встретился с руководителем Союза русскоязычных граждан В. Ремизовым, отстаивающего интересы ущемлённой в правах части населения республики. Ховалыг предпочёл общение с бесцветными общественными пигмеями, от которых в республике ничто не зависит, поскольку у них нет собственного мнения.
Складывается впечатление, что его заявление у президента к его дальнейшей деятельности в новой должности никакого отношения не имеет. И всё было сказано как бы ради красного словца. Или это заявление для него было кем-то подготовлено без его участия. Поэтому к его личным планам на будущее никакого отношения не имеет. Если это так, то он сейчас думает не о том, как сформировать программу развития экономики республики, наладить межнациональное согласие, вернуть ветеранам заслуженные надбавки к пенсии и сократить отток русских из республики, победить бедность уменьшением цены угля и тарифа на электроэнергию. Он, кажется, озабочен тем, как бы необдуманными действиями не разозлить чёрных братьев и досрочно не «сыграть в ящик». И уж точно думает он сейчас не о борьбе с коррупцией и нищетой. Видимо, удобно устроиться в кресле он собирается совсем не для решений вышеупомянутых задач. Скорее всего, его в мешке нам вручили только для того, чтобы заменить Кара-оола и заниматься точно тем же, чем занимался предшественник.
В пользу такого предположения говорит его биография. На должностях мэра и директора «Энергосбыта» Ховалыг, имея серьёзные полномочия, солидной фигурой так и не стал. Ему слабо подчинялись даже те, кто по должности должен был ловить на лету каждое его слово. Все основные решения часто принимались и реализовывались без его участия. Похоже, на самом деле он мало что знал о том, что творилось в подведомственном ему хозяйстве.
В Туве его считают мастером изобретения различных хитроумных схем приватизации госимущества и грамотного «освоения» бюджета. Не секрет, что, к примеру, в должности мэра он запомнился не столько грязными улицами и беспорядком в городе, сколько строительством новых аварийных жилых домов и неудачными попытками сноса неугодных чёрным братьям «самостроев». Да и в должности директора «Энергосбыта» он, прямо скажем, не блистал. По крайней мере, вывести его работу на рентабельный уровень он не смог.
Вот с таким «багажом» ему предстоит осенью идти на выборы. Может создаться такое впечатление, что Ховалыг идёт на них с одной надеждой, что Карлик, контролирующий избирательные комиссии, через уголовника Фортуну, «нарисует» ему на выборах нужный результат. И потому он мало обращает внимания на общественное мнение, не препятствуя такому откровенно скандальному назначению, как назначение вечного помощника с весьма неоднозначной репутацией.
Однако он, как человек здравый, не может не понимать: у Карлика на него свои планы. Он в Ховалыге преемника уж точно не видел. При негативном сценарии развития он был намерен на крайний случай усадить в своё кресло недалёкого, но чрезвычайно исполнительного и несамостоятельного племянника Карима Сагаан-оола. Поэтому теперь для него главная задача – при любом случае дискредитировать Ховалыга. Так что в настоящее время живёт он с мыслью, что чем хуже в республике без его «мудрого руководства», тем лучше. Карлик болен властью и не может смириться с тем, что какое-то, с его точки зрения, ничтожество заняло вожделенное кресло, за которое он готов бороться. И теперь будет пользоваться плодами тех порядков, которые он в республике навёл с помощью Шойгу. Поэтому он считает, что все промахи и ошибки Ховалыга пойдут лично ему в «плюс». В соответствии с таким замыслом он будет стараться «выпячивать» их настолько, насколько это возможно. Не исключено, что Карлик и на выборах постарается поставить ему подножку, чтобы заменить его в дорогом его сердцу кресле.
Но, что бы ни говорили про Ховалыга, на самом деле он – человек продвинутый и умный. Да, ему порой не хватает самостоятельности и решительности в реализации своих замыслов. Да, он очень боится любых осложнений и особенно – гнева чёрных братьев. Но он не может не понимать, что только проводя самостоятельную политику, он докажет всем, что он – не бледная копия Карлика, а реальная самостоятельная фигура с собственными взглядами на жизнь и методами руководства республикой. И со своей командой, в которую верит. А тогда придётся, как можно быстрее, отправить чиновников правительства Кара-оола в отставку, привлечь к работе новых людей, не замаранных коррупцией и непрофессионализмом. Предложить населению республики новую реальную программу возрождения экономики, борьбы с бедностью и поиска согласия между разными группами лиц.
Перед врио Главы республики В. Ховалыгом перспектива жизненной развилки с двумя направлениями. Одно – под управлением чёрных братьев, другое – самостоятельное. Обе дороги неоднозначные и полны опасностей. Но выбирать их – ему.
Я продолжу отслеживать тернистый путь Ховалыга во власти и информировать об этом читателей.
Кондрат Пчёлкин
Когда верстался номер. В понедельник, 26 апреля, врио Главы республики подписал указ о сложении полномочий правительства Кара-оола. Одновременно он заменил сразу трёх министров. Таким образом, пессимистичный прогноз в газете пока, к счастью, не сбывается. И есть надежда на то, что новый губернатор Ховалыг быстро встанет на ноги и начнёт реализовывать собственные планы, которые, похоже, у него имеются. Так что та криминальная «преемственность», о которой так заботилось окружение бывшего губернатора, похоже, начала таять, как весной лёд на Енисее. Будет интересно наблюдать на кадровый ледолом.