Уроки выборов
Избирком Тувы наконец-то разродился официальными итогами выборов 8 сентября. Они поразили многих, если не всех. Такой наглости и пренебрежения к закону Тува не знала. «Нарисовать» партии, которую иначе, как «партией жуликов и воров» не называют, 82% голосов при фактических цифрах 13-14% – это, безусловно, перебор. Впрочем, как и по другим партиям. Так 6% ЛДПР при реальных 47% – большая «удача» Фортуны и его команды. Впрочем, как и 4% для СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ при фактических 28%. Такое впечатление, что Кара-оол воспринимает тувинское общество, как некий дурдом, в котором могут проглотить любую туфту. Тува – регион маленький, здесь шила в мешке не утаишь. Что же до Кызыла, то тут вообще все знают всех. Кто как голосовал, кто как махинировал. Кто давал команды, кто учил, как фальсифицировать протоколы и как менять бюллетени.
Вообще-то, многие ждали принципиальной позиции от ФСБ по примеру позиции их коллег в Хакасии на выборах в 2018 году. Не случилось. Шойгу перед выборами привёз в Туву директора ФСБ Бортникова, и тот, похоже, под его присмотром дал «отмашку» своим подчинённым в Туве не вмешиваться, а только «мониторить» и сообщать «наверх» о реальном положении дел в Туве. Собственно, поэтому мы и знаем, что «Единая Россия» набрала менее 14% голосов, а ЛДПР – все 47%.
Но дело даже не в процентах и местах в парламенте. Все понимают, что эти выборы были «пристрелкой» перед выборами Главы правительства, которые по графику должны состояться в 2021 году. Но может случиться так, что они пройдут на год раньше, поскольку держать не пользующегося поддержкой населения, оскандалившегося во всех сферах деятельности Шолбана Кара-оола в Главах республики для Кремля не просто нелепо, но и опасно. Как известно, в 2021 году состоятся ещё и выборы в Госдуму. А на них такой «фокус» с массовыми удалениями наблюдателей перед подведением итогов выборов, фабрикацией итоговых протоколов голосования и подменой избирательных бюллетеней может и не «проскочить».
Ни для кого не секрет, что 47% голосов за ЛДПР – это не столько грандиозный успех Андриана Ооржака, сколько катастрофический провал Шолбана Кара-оола. 47% избирателей проголосовали не столько «ЗА» Ооржака и Жириновского, сколько «ПРОТИВ» Кара-оола и Шойгу. Но и оставшиеся почти 38% голосов, отданные вкупе за СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ, КПРФ и Коммунистов России – тоже никак не «ЗА» Кара-оола и Шойгу. А 47% и 38% дают сумму в 85% избирателей, недовольных властью, условиями существования и перспективами жизни в Туве. Если даже 15-20% отнести к последствиям так называемой «пенсионной реформы», укравшей у большинства тувинцев право на пенсионное обеспечение, то оставшиеся более 65% – это явное доказательство прямого, ясного и откровенного негатива в отношении Кара-оола и поддерживающего его Шойгу.
С таким «багажом» идти на выборы 2021 года – большая опасность. Особенно с учётом того, что в ближайшие годы ничего позитивного в Туве произойти не может, если не начнётся реализация проекта строительства железной дороги в Туву и в республику не зайдёт приближённый к Путину олигарх Тимченко. Но бизнесмен зайдёт только тогда, когда в бюджетном кошельке России найдутся лишние 230-280 млрд. рублей, которые Путин согласится выбросить на ветер в Туве. Мы этого времени ждали последние 5-7 лет. Не дождались. И, видимо, не дождёмся ещё пару лет точно. А то, что нам перед выборами «нарисовали» министры Силуанов и Орешкин про 1,2 трлн. рублей инвестиций в Туву, из которых более триллиона – деньги никому неизвестных частных инвесторов – это был всего лишь пиар-ход перед выборами. Тува – не Чечня. Откупаться от неё Кремль такими большими деньгами не станет.
А несметные полезные ископаемые республики, которые, по обещаниям Кара-оола, должны скоро озолотить население республики, о которых мы слышим второй десяток лет, это всего лишь ширма для оправдания неудач по части сельского хозяйства республики и в развитии социальной сферы Тувы. Выборы показали, что никакой альтернативы программе развития сельского хозяйства республики, выдвинутой Василием Оюном, у правительства Кара-оола нет и быть не может, пока там заправляют такие недотёпы, как Шолбан Кара-оол, Александр Брокерт и Анатолий Дамба-Хуурак. Никакого хозяйственника, способного решать реальные задачи, кроме создателя единственного в республике агрохолдинга В.Оюна, в республике нет. И вряд ли появится в ближайшее десятилетие.
В общем, выборы показали, что на фоне откровенно неудачного правления республикой со стороны Шолбана Кара-оола, у нас выросли его реальные оппоненты Андриан Ооржак и Василий Оюн. Ооржак продемонстрировал смелость и желание идти напролом в борьбе за лидерство в республике, а Василий Оюн показал свою практическую сметку, жилку удачливого предпринимателя и человека, способного повести за собой. Так что главная задача для Шолбана Кара-оола – постараться стравить между собой двух лидеров, бросить между ними кость, за которую они бы начали борьбу, на какое-то время оставив его в покое. Поэтому в ближайшее время мы наверняка станем свидетелями распространения самых невероятных слухов о Василии Оюне и Андриане Ооржаке. Надеюсь, у них имеется достаточно мудрости, чтобы не попасться на крючок к Кара-оолу и продолжить идти намеченным путём.
Но не только Оюн и Ооржак проявились на этих выборах. Отдельно хочу напомнить ещё об одном участнике выборов – знаменитом московском хирурге Вячеславе Ондаре. Он шёл первым в списке Партии Пенсионеров, которую Кара-оол, судя по всему, дал указание не регистрировать. Впрочем, как и самого Ондара, баллотировавшегося по округу №3 в Кызыле. Как известно, Партия Пенсионеров «угорела», а вот Ондар за две недели до дня голосования добился решения Верховного суда РФ о регистрации. Тогда ИК РТ поставила ему подножку – устроила голосование бюллетенями, в которых фамилии Ондара не было. То, что это стало причиной возмущения председателя ЦИКа РФ Памфиловой, говорит о том, что у Ондара крепкие позиции в Москве. И он вполне может внести свою лепту в расклад предстоящих выборов Главы правительства.
Думается, все участники политического процесса в Туве должны извлечь уроки из выборов 8 сентября. А они следующие.
Главное – избиратели республики в массе своей созрели для протеста. Конечно, не везде одинаковая ситуация. В Кызыле, как показывали опросы, от 40 до 60% избирателей, проголосовавших за ЛДПР, готовы идти на радикальные перемены. В районах их гораздо меньше. Зато в районах заждались перемен в сельском хозяйстве и ждут изменений в условиях жизни. Таких, как минимум, от 25 до 40%, проголосовавших за СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ. Думается, именно здесь основная база избирателей, готовых поддержать успешного хлебороба, животновода и переработчика продукции сельского хозяйства Василия Оюна. А вот Ооржака традиционно поддерживает большинство на Западе республики. За Оюном – Кызылский, Тандинский, Чеди-Хольский и Улуг-Хемский районы. Выборы показали, что в остальных районах республики отношение к обоим лидерам примерно равное.
Второй урок – организационный. То есть наличие креативной команды, способной дойти до каждого избирателя. В этом плане «Единая Россия» за счёт огромных финансовых средств, широкого использования административного ресурса, бюджетников, полиции, Росгвардии и военных была на голову выше остальных партий по организации и технологичности работы с избирателями.
Третий урок – важность проведения широкой агитационной кампании как таковой. Необходимость дойти до избирателей со своими программами, установками и персоналиями. Чёткость и ясность предвыборных ориентиров. Это оказалось сильным коньком ЛДПР. Важность этой работы видна при сравнении показателей ЛДПР, которая вела активную агрессивную агитационную кампанию, и КПРФ, которая фактически вообще уклонилась от всякой предвыборной работы. Коммунисты тихо ждали, когда Кара-оол «нарисует» им голоса, которых должно было хватить на 2-3 мандата. Практически в Туве протестный электорат и для КПРФ, и для ЛДПР – один и тот же. Бедные люди, которым некуда податься. Итоги показывают, что протест собрал 47% за ЛДПР и 6% – за КПРФ. В сумме получается не менее 53% голосов. Если бы коммунисты не сидели и не «ждали бы с моря погоды», а вели бы активную агитацию, то при тотальном контроле над выборами вполне могли бы получить не 6% голосов, а все 25%. Это позволило бы им получить до шести мест в парламенте Тувы. А так избирком украл у них и из тех 6%, что они фактически имели, половину, оставив коммунистов за бортом парламента. Такова цена предательства руководства КПРФ, польстившегося на обещания от Кара-оола.
Но всё же главной проблемой выборов оказалась организация действенного контроля за голосованием, чтобы власти не могли украсть голоса избирателей. Кара-оол за две недели до голосования точно знал, что рейтинг «Единой России» не достигает 14%. И это оказало решающее влияние на выборы. Агитация была заброшена властью. На первый план вышла тотальная фальсификация итогов голосования. И тут меры контроля, предпринятые ЛДПР и СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ при соглашательской позиции наблюдателей КПРФ и Коммунистов России, оказались явно недостаточными. Избиркомы всех уровней в тесной связке с продажными полицейскими и росгвардейцами просто вытолкали независимых наблюдателей с участков для голосования и без них под утро следующего дня тихо подписали, что им было подано. Самым явным доказательством фальсификаций было искажение явки избирателей. Там, где на участках проголосовало 600-800 избирателей, в протоколах числится от 1500 до 1800 избирателей, принявших участие в выборах. До трети избирателей якобы проголосовали досрочно, местами ещё столько же – вне помещения для голосования.
Выборы ещё не закончены в том плане, что нас ждут судебные разбирательства. Они могут быть полезными не только в плане, у кого и сколько мест в парламенте окажется в итоге. В.Оюн, похоже, не рвётся в одиночку представлять в Верховном Хурале Тувы СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ. И два места ЛДПР совсем не греют душу А.Ооржака. Там назревает план ротации депутатов, чтобы все, кто внёс свой вклад в кампанию, поучаствовали в работе Хурала. Очень важно, чтобы все участники выборов поняли, с кем, как и какими силами они должны бороться с монстром монопольной воровской власти, оторвавшейся от народа. Необходимо, чтобы ни у кого не было никаких иллюзий в том, кто для них очевидный противник, и с кем они должны объединиться для решения проблем Тувы.
Надеюсь, никто не станет спорить, что Шолбан Кара-оол за 12 лет сформировал власть, для которой интересы населения вообще приоритетом не являются. Может быть, он и вправду не понимает, как так случилось, что население Тувы стало самым нищим в России. И очень удивлён, что за время его правления численность бедноты в Туве значительно выросла, достигнув по разным подсчётам от 40% официальных до более 50% фактических. Он не может объяснить, почему приватизация Каа-Хемского угольного разреза Дерипаской, Шойгу, Зиминым и Кара-оолом привела за время его правления к шестикратному увеличению цены угля, который сейчас является самым дорогим в России, хотя добывается самым дешёвым открытым способом. Как не может объяснить, почему в нищей Туве, пятая часть территории которой занимает Шагонарское море, питающее Саяно-Шушенскую ГЭС, самые высокие в Сибири тарифы на электроэнергию, превышающие аналогичные показатели соседей в 2-3 раза.
Кара-оол постоянно кичится поддержкой нашего знаменитого земляка министра обороны Сергея Шойгу, однако, похоже, именно от него (или, по крайней мере, при его бездействии) в Туве самые дорогие уголь и электроэнергия, что делает жизнь жителей республики некомфортной, а честный бизнес – неконкурентным. Но Кара-оол и Шойгу так охраняют высокие цены на уголь и электроэнергию, что невольно закрадывается мысль, что разница между обоснованными ценами и теми заоблачными, что мы имеем, стекается в их карманы.
На днях мы получили невольное подтверждение тому: мэрия г. Кызыла отказала инициаторам митинга 28 сентября т.г. По всей видимости, власти не устроили лозунги демонстрантов: за доступные цены на уголь и электроэнергию и здоровый образ жизни. Не знаю, что они там думают про образ жизни тувинцев, а вот посягательство на цены за уголь и электроэнергию правительство терпеть явно не намерено. В этом и состоит суть властей Тувы, которые видят в требовании людей привести в порядок цены на уголь и электроэнергию посягательство на власть. Или они просто боятся любой инициативы народа?! Мерзкий мэр Сагаан-оол отказал инициаторам митинга, мотивировав это тем, что в указанное время сквер на Предмостной площади якобы кем-то занят. Явное враньё. Они просто боятся людей. Надеюсь, при рассмотрении дела в суде мерзкая фальшь вылезет наружу, и мэр будет посрамлён. Нужно ставить власть на место. Она должна уяснить для себя, что народ является источником власти, а не чиновники.
И последнее. Выборы – это барометр отношения населения к власти и всем участникам политического процесса. Партийные лидеры В.Оюн и А.Ооржак на них проявили себя, как люди зрелые и болеющие за республику, её будущее. Трудно говорить за других. Однако не исключено, что и лидеры других партий Р.Тамоев (КПРФ), В.Ондар (Пенсионеры России) и даже К.Даваа (ЕР) имеют другую точку зрения на политические процессы, происходящие в Туве. Редакция газеты готова предоставить всем им место на полосах газеты, чтобы они ответили на злободневные вопросы, касающиеся прошедших выборов и ближайшего будущего Тувы. Если им, конечно, есть что сказать избирателям. Если они действительно готовы к честному диалогу. И рады возможности изложить свою позицию избирателям.
Надеюсь, политики понимают важность общения с народом.
До встречи.
Кондрат Пчёлкин