Обзор прессы |
ОТСТАВНОЙ ПРОКУРОР И МИНИСТР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЗАГОВОРИЛ
Автор сообщает, что «Сборники аналитических материалов «Разрушенная Тува» и «Разрушенная Тува-2: пять лет спустя» запечатлели упадок и разруху, которые свирепствовали в нашей республике в период с 1992 по 2007 год». Автором этого «колоссального труда» назван «бывший профсоюзный лидер и талантливый писатель Маадыр-оол Ховалыг». Хотя на самом деле лавры «Маадыр-оолу Бартыштаановичу» он присвоил напрасно. Прошло совсем немного времени после выхода в свет этих брошюр, и мы хорошо помним, кто, когда и зачем издавал эти брошюры.
На самом деле автором первого выпуска «Разрушенной Тувы» являлся бывший директор печально известного Пивзавода в Кызыле, бывший руководитель судебного департамента В.Даржаа, который в 2002 году пошёл на выборы Главы правительства республики параллельно с Шолбаном Кара-оолом, тогда занимавшим должность спикера парламента Тувы. Маадыр-оол Ховалыг журналистом не был, он лишь исполнил часть работы по макету книжки. Даржаа ему немного приплатил, и он взял авторство издания на себя. Финансировал издание брошюры сам Даржаа, фамилия которого в выходных данных по понятным причинам отсутствовала.
Издание, по идее его автора, должно было продемонстрировать «анализ неутешительных статистических данных», которые бы «беспристрастно показывали крах тувинской экономики, сельского хозяйства, строительной отрасли и многих других сфер деятельности и жизни». Однако ни Вячеславу Даржаа, ни Шолбану Кара-оолу брошюра не помогла. Шериг-оол Ооржак, набрав по итогам выборов более 59 тыс. голосов, сохранил свой пост. Шолбан Кара-оол, отстав от лидера более чем вдвое, вынужден был признать поражение. Вячеслав Даржаа и вовсе занял четвёртое место.
Второй выпуск «Разрушенная Тува-2: пять лет спустя» издала редакция газеты «РИСК» аккурат под очередные выборы. Глянцевая обложка, цветные таблицы и многое другое сделали книжку красивой и полезной. Маадыр-оол Ховалыг снова выступил в роли автора, хотя его участие было символическим. Вот этой брошюрой и воспользовались власти. «Переиздание этой книги (с согласия липового автора) со своим предисловием в стенах Национального музея им. презентовал Анатолий Дамба-Хуурак – заместитель Председателя Правительства РТ – руководитель Администрации Главы РТ и Аппарата Правительства РТ». Цель переиздания – выставить в дурном свете бывшего руководителя республики, уже более 12 лет не влияющего ни на какие процессы внутри республики.
Анатолий Партизанович, надувая щёки, с важным видом «поведал участникам мероприятия, почему же этот труд на сегодняшний день обрёл особую актуальность». Для начала бывший прокурор республики заявил, что «как житель родной Тувы, который не понаслышке знает о том, что происходило в период руководства республикой Шериг-оола Ооржака», он «имеет полное моральное право на переиздание этого труда».
Он признал, что «у крупных политиков и управленцев бывают не только громкие успехи, но и грандиозные провалы», и что «часть неудач можно списать на сложное время, которое наступило после развала СССР» и наступившего «лихолетья». Впрочем, далее бывший прокурор с авторитетным видом заявляет, что всё было возможно, «но не в таких масштабах». По словам Дамба-Хуурака, «за 15 лет своего правления Шериг-оол Ооржак сумел разрушить всё то, что создавалось 70 лет».
А вот нынешний начальник Дамба-Хуурака, по его мнению, «за 12 лет своей созидательной деятельности не только остановил разруху, но и построил много...»: «школы и детские сады, мосты и дороги, спортзалы и дома». Даже строительство «Национального музея Тувы» он поставил ему в заслугу: оно было «введено в эксплуатацию в 2008 году» – уже при Кара-ооле.
Бывшему прокурору, «беря в руки книгу «Разрушенная Тува», «становится страшно», поскольку это «не научная фантастика», а «а наша недавняя реальность и действительность». Потом следует пересказ всего, о чём писалось в брошюре: про Хову-Аксы, Кирпичный завод в Элегесте, Заводы ЖБИ, ОАО «Тувахлебопродукт», авторемзавод и прочее.
Затем Дамба-Хуурак вдруг вспомнил, что «недавно журналисты Восьмого канала города Красноярска сняли несколько видеоматериалов, один из них про отток населения из республики», и показали, как сейчас «русских «выдавливают» из Тувы. Он пытается оправдаться: ничего страшного в этом нет, «внутренняя миграция по стране дело распространённое и привычное». И люди бегут не от национализма чиновников типа Бичелдея, Дамба-Хуурака и Кара-оола. Просто они «уезжают учиться в другие регионы и города, а после получения дипломов остаются там жить». Вот русских и становится всё меньше. А удерживать русских в республике, по мнению бывшего прокурора, невозможно, поскольку «у нас не феодализм и не рабовладельческий строй».
Что же до ожидания лучшей жизни, то и тут Дамба-Хуурак оказался большим докой, заявив: «положительный результат достигается лишь кропотливым и усердным трудом, а не появляется по мановению волшебных палочек». 12 лет – срок небольшой. Видимо, чтобы поправить дела, Кара-оолу потребуется ещё лет 20...
Это говорит бывший прокурор республики, по пьянке потерявший в свою бытность в криминальной сауне табельный пистолет, который потом бандиты обменяли на уголовное дело. Тот самый прокурор, что не завёл ни одного уголовного дела на тех, кто повинен в развале республики. Может быть, Ооржак и плохо «рулил». Однако в отличие от сегодняшнего, не воровал. И не позорному бывшему прокурору его стыдить. Лучше пусть вспомнит, как он, будучи назначенным Кара-оолом министром здравоохранения, развалил его до основания. Или вспомнит, как он приватизировал за 5 млн. швейную фабрику, продал часть её за 50 млн. рублей, а в оставшейся части обустроил ресторан, не заплатив ни копейки налогов. Как говорится, чья бы корова мычала...
ГРИГОРИЙ ДОЛГОПОЛОВ ВСПОМИНАЕТ, А МЫ В ОТВЕТ ПЛАЧЕМ...
Шёл «1971 год». До пуска «Саяно-Шушенской ГЭС» оставалось «ещё целых 7 лет» – «пуск в эксплуатацию первых агрегатов станции планируется на 1978 г.». А перекрытие Енисея должно состояться «в октябре 1975 г.». «Начало заполнения водохранилища – 1981 г.». От республики требовалось «подготовить водохранилище, которое займёт часть Улуг-Хемского района», куда тогда входил «посёлок Чаа-Холь».
Всего «в зоне затопления водохранилища Саяно-Шушенской ГЭС» оказались «пашни – 2,7, сенокосов – 3,4, пастбищ – 9,3 тысяч га». «Из зоны затопления предстояло перенести семь населённых пунктов, почти 3 тысячи строений». Первые работы в зоне затопления начались в 1973 г. Были созданы «4 механизированные колонны». Затем стройке придали статус комсомольской.
Саяно-Шушенская ГЭС была построена и запущена в эксплуатацию. Себестоимость электроэнергии, которую она генерировала, была одной из самых низкий в СССР. Но парадокс состоит в том, что Тува, на территории которой находится «водохранилище», питающее ГЭС, где были затоплены «пашни – 2,7, сенокосов – 3,4, пастбищ – 9,3 тысяч га», по вине Шолбана Кара-оола ничего не получает в компенсацию за ущерб. Более того, в Хакасии, которая ничего от ГЭС не потеряла, стоимость электроэнергии в два раза ниже, чем в Туве.
Это у нас называют «ролью личности в истории». Личность Шолбана Кара-оола для населения Тувы оказалась трагической – он не в состоянии (или не желает?) отстаивать перед правительством России и Минэнерго РФ интересы населения республики. Ему просто не до этого – он получает хорошую ренту с безумно высокой цены на уголь Каа-Хемского угольного разреза, который приватизировал в компании с Сергеем Шойгу и олигархом Дерипаской.
ЛЬГОТЫ, КОТОРЫЕ НИКОМУ НЕ ДОСТАНУТСЯ
Оказалось, что у мэрии г.Кызыла бывают некие мысли. И даже временами появляются ростки «городской социальной политики». По некой версии, «различные льготы и преференции могут получать чуть ли не все категории граждан». Это относится к оплате «проезда в муниципальном транспорте, оплаты жилищно-коммунальных услуг и денежных компенсаций» «для неработающих граждан и малоимущих семей».
Например, «есть возможность получить средства для покупки угля или оплаты электричества». Но для этого необходимо предоставить «Департаменту по соцполитике справку об отсутствии задолженности». А если вдруг долги есть, то «получатель должен гарантировать властям, что всё выплатит в срок». И тогда, пишет автор, «субсидию дадут». «Но если гражданин обязательства по погашению не выполнит, то субсидию отменят». То же самое касается «инвалидов первой, второй и третьей групп, детей-инвалидов, участников и инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, семей погибших военнослужащих, жителей блокадного Ленинграда и бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей».
Не лучшие изменения «коснулись и ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных, пострадавших от политических репрессий и членов их семей». Если раньше ежемесячные денежные выплаты они начинали получать с того момента, когда им назначили пенсию, то «теперь на поддержку можно рассчитывать только с наступлением пенсионного возраста, то есть, с 55 лет у мужчин и с 50 у женщин». То есть, подавляющая часть горожан не получат такую поддержку никогда, поскольку никто просто не доживёт до этого возраста.
КТО И ЗАЧЕМ ПРЕВРАЩАЕТ КЫЗЫЛ В ГОРОД УЖАСОВ?
Как выяснил автор публикации, «Кызыл – прекрасный город!». Только не для всех. А для тех, «у которых по-настоящему сильные нервы». Кто любит «города с тёмными улицами и мрачными переулками». У кого «глаза уже почти привыкли к темноте...».
Как выяснилось, «Кызыл распахнут для всяких ужастиков». И всё же «молодец, мэрия, что может сотворить кошмар в любом месте». Похоже, у Кызылской «мэрии – дендрофобия (боязнь деревьев)». И не только «дендрофобия, но и антофобия (боязнь цветов)». Это видно на конкретном примере, «что мэрцы сделали с кустами сирени» – «искалечили, ободрали, обкорнали». Мало того: затем «загородили от них солнце, обрекая на медленную мучительную смерть». Ну, скажите, разве «это не настоящий сиреневый кошмар?» – вопрошает насмерть испуганный автор.
Мало того. По наблюдению автора публикации, «у мэрии ещё и гелиофобия (боязнь солнца, солнечного света)». Поэтому власти «стараются загородить солнце от чего только получится». И тут автора осенило: «в мэрии, наверное, завелись вампиры», которые «не любят солнечный свет». Потому власти хотят, чтобы «вокруг было больше вампиров».
Скажите, а кто нам эту городскую власть навязал? Кто привёл в мэрию этого недоноска мэра? Кто позволяет ему уродовать нашу столицу, создавая кошмары? И зачем нужен весь этот ужас? А ларчик просто открывался. Среди «своих» воровать проще и безопаснее. Кара-оол и Сагаан-оол – родственники. Один второму приходится дядей. Соответственно другой – племянник. Если кто-то полагает, что разбитые дороги Кызыла – это случайность, то сильно ошибается. Деньги в казне есть. Только они разворовываются. Помните про разделение обязанностей при заготовке дров? «Отец, слышишь, рубит, а я – отвожу». То же самое и при освоении городского бюджета. Отец – Шолбан Кара-оол – выделяет деньги городу и следит, чтобы за их использованием не было контроля. А племянники – руководитель МУП «Благоустройство» и мэр Кызыла тырят эти деньги. И всем – хорошо! Кроме кызылчан, которые живут в городе, который, по мнению премьера Кара-оола, всё дальше превращается в большую деревню.
Почему в «большую»? Да потому, что в районах жизнь ещё хуже. И люди бегут в Кызыл, численность которого из-за этого постоянно растёт, невзирая на то, что коренные жители Кызыла всё чаще уезжают за Саяны. С одной стороны, происходит замещение городских жителей сельскими, а с другой – городская инфраструктура постоянно разрушается, приходя в негодность. В этом и есть ужас нашего городка.