ПолитЛикБез |
Перерастёт ли цеховая солидарность в общегражданскую?
Основная идея редакционной статьи в газете «Ведомости», опубликованной 18.09.2019 за подписью Марии Железновой, содержится в ее подзаголовке: «Акции цеховой солидарности – это важнейший шаг на пути к солидарности общегражданской». Статья называется «Мы Иван Голунов, Егор Жуков и Павел Устинов» и в ней описываются акции солидарности театральной общественности с актером Павлом Устиновым, которого судья Криворучко приговорил к 3,5 годам заключения за то, что его жестоко избили несколько росгвардейцев, а один из них так сильно бил актера Павла Устинова, что вывихнул плечо.
Генпрокуратура просит отменить реальный срок Павлу Устинову
Генеральная прокуратура попросила изменить приговор актеру Павлу Устинову, осужденному на 3,5 года за применение насилия к представителю власти, на не связанный с реальным сроком. Соответствующее апелляционное представление подал в Мосгорсуд заместитель генерального прокурора России Юрий Пономарев, сообщает ТАСС.
«Генеральная прокуратура России не оспаривает доказанность вины Устинова и правильность квалификации его действий, полагая в то же время, что приговор подлежит изменению в связи с несправедливостью назначенного ему наказания вследствие его чрезмерной суровости», – прокомментировал позицию прокуратуры официальный представитель ведомства Александр Куренной.
За заседании суда, где Устинову выносили приговор, прокурор просил для актера шесть лет колонии общего режима. Согласно позиции обвинения, обвиняемый не только нанес вред здоровью росгвардейца, но и унизил его честь, причинив ему нравственные страдания.
Тверской суд Москвы приговорил Устинова к трем с половиной годам колонии за то, что якобы по вине актера росгвардеец вывихнул руку на акции 3 августа. Сам Устинов вину отрицает. В его пользу свидетельствует и видео задержания, которое суд не стал рассматривать как доказательство.
Глава Росгвардии выступил за условное наказание для актера Павла Устинова
Глава Росгвардии Виктор Золотов заявил, что осужденному на 3,5 года колонии актеру Павлу Устинову можно было назначить один год условного срока, сообщает ТАСС.
Золотов заявил, что он бы «эти 3,5 года» присудил блогеру Владиславу Синице, которого уже осудили за призывы к насилию над детьми силовиков.
«Ему (Синице) дали пять (лет), по-моему, вот еще 3,5 (добавить) за призывы убивать жен, детей. <...> Я считаю, что он малым сроком отделался. И слава Богу, что он нам не попался!» – заявил глава Росгвардии.
Сестра Устинова Юлия сказала телеграм-каналу «Подъем», что родственники будут добиваться оправдательного приговора, так как актер невиновен.
Синицу приговорили к пяти годам колонии общего режима за пост в телеграме. Независимые эксперты отмечали, что следственная лингвистическая экспертиза текста была некачественной.
Актера Павла Устинова отпустили из СИЗО
Актера Павла Устинова, которого осудили на 3,5 года по делу о применении насилия к росгвардейцу, вывезли из московского следственного изолятора (СИЗО) номер 4 «Медведь», сообщает «МБХ медиа» со ссылкой на его сестру Юлию. Днем 20 сентября Мосгорсуд изменил меру пресечения Устинову с ареста на подписку о невыезде до слушания по обжалованию его приговора. Об этом ранее попросила сторона обвинения.
Апелляция по делу Устинова назначена на 26 сентября.
Павел Устинов поблагодарил всех за поддержку
Фигурант «московского дела» Павел Устинов, отпущенный из СИЗО вечером 20 сентября, поблагодарил тех, кто его поддерживал. Его видеообращение появилось в канале «МБХ Медиа».
Прокуратура хотела посадить Павла Устинова, а потом решила отпустить. Кремль это удивляет?
20 сентября Мосгорсуд отпустил из СИЗО фигуранта «московского дела» Павла Устинова, приговоренного к 3,5 годам колонии по обвинению в вывихе плеча росгвардейца. Прокуратура, которая изначально требовала для Устинова шесть лет лишения свободы, после широкой общественной кампании в его поддержку попросила заменить ему реальный срок условным. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил журналистам, что его не удивляет такая противоречивая позиция прокуроров.
Судья Алексей Вячеславович Криворучко выделяется даже на устрашающем фоне российского «правосудия». Он – один из прямых соучастников гибели Магнитского, поскольку несколько раз санкционировал продление его ареста, отказывался добавить к делу заявления о пыточных условиях содержания его под стражей, а однажды принял решение отказать Магнитскому в стакане воды на заседании суда. Вынесенный приговор и отказ судьи Криворучко посмотреть эпизод задержания актера Павла Устинова, на котором отчетливо видно, что преступниками являются бойцы Росгвардии, а актер – пострадавший, убедительно свидетельствуют о том что судья Алексей Криворучко совершил преступление, подпадающее под статью 305 УК РФ, часть 2 («Вынесения заведомо неправосудных приговоров»), предусматривающую от 3 до 10 лет лишения свободы.
Одним из первых в защиту Павла Устинова выступил его учитель, худрук театра «Сатирикон» Константин Райкин. В нескольких театрах в конце спектаклей артисты, выходя на поклон, произносили слова поддержки Устинову и выражали протест против дикого приговора. Иван Ургант в своем вечернем шоу на Первом канале (!) с фирменным сарказмом выразил свое отношение к неправосудному решению судьи Криворучко. В списке лояльных к власти медийных персонажей, выразивших поддержку Павлу Устинову: Антон Красовский, Максим Галкин, Тина Канделаки, член высшего совета «ЕР» Сергей Безруков и даже телеведущий Владимир Соловьев.
С осуждением приговоров и поддержкой осужденных по «московскому делу» выступили несколько десятков священников, опубликовавших на сайте «Правмир» открытое письмо с требованием пересмотра тюремных сроков участникам мирных ненасильственных акций. Священники, в отличие от театральной общественности, не стали делить жертв полицейского и судейского произвола по профессиональному, конфессиональному или иному социальному признаку, а вступились за всех несправедливо осужденных. Правда, из верхов РПЦ тут же последовал окрик. Зампред отдела по взаимодействию церкви и общества московского патриархата Вахтанг Кипшидзе назвал письмо священников политической декларацией и оценил его как бессмысленное.
Что же касается акции «театральной солидарности», то в данном случае трудно разделить оптимизм «Ведомостей» в том, что именно такие проявления цеховой солидарности могут стать шагом на пути к солидарности общегражданской. Дело в том, что в значительной части выступлений актеров в поддержку своего коллеги упор, в той или иной мере, делался на противопоставление Павла Устинова всем остальным жертвам произвола. Постоянно подчеркивалось, что актер не являлся участником акции протеста, вообще аполитичен, просто стоял у станции метро, когда на него напали росгвардейцы. Понятно, что только такое выделение дела Павла Устинова в самостоятельный эпизод, отделение его от всего «московского дела» и противопоставление всем остальным осужденным, позволяет вступаться за него самым оголтелым путинистам.
Это, с одной стороны, резко повышает шансы Павла Устинова на оправдательный приговор в следующей судебной инстанции (скорее всего, актер в ближайшее время выйдет на свободу), а с другой – резко понижает вероятность перерастания цеховой солидарности в общегражданскую. Вероятно, для появления такой солидарности нужно иное состояние общества и иная повестка протеста…
Игорь Яковенко
Силовики в роли нытиков
Сегодня в Тверском суде я наблюдал, как человек в черной мантии монотонным голосом отправил на три с половиной года в колонию невиновного парня. Арестованный Павел Устинов был избит на акции протеста в Москве. Он обвинен в том, что при задержании вывихнул плечо сотруднику Росгвардии.
Знаете, что меня поражает в таких делах? Как легко и органично все эти силовики вживаются в роль нытиков, с удовольствием выступая потерпевшими на судах.
Обратите внимание на контраст.
Стройные ряды крепких бойцов на улицах города. Бронежилеты, шлемы, дубинки. Ощущение превосходства в глазах, когда они бьют вас в живот или выкручивают руки очередному подростку. Буквально упиваются своей силой и безнаказанностью.
И вот тот же «боец» выходит на трибуну суда. Черной формы уже нет, одет в гражданское. Выглядит он теперь совсем не угрожающе, кажется на трибуне маленьким и жалким.
«Когда обвиняемый дотронулся до моего шлема, лямка вдавилась в подбородок. Было очень неприятно...», – мямлил потерпевший росгвардеец на недавнем суде, бросая жалобные взгляды в сторону прокурорши. Та ободряюще кивала: молодец, сынок, не бойся, рассказывай, где тебя трогали и что ты при этом испытал.
«Он прикоснулся к моей руке, я услышал щелчок и почувствовал боль. Кажется, начал падать... Сказал своим, что у меня травма плеча», – делится воспоминаниями еще один сержант Росгвардии.
«Но как же вы этой рукой позже держали дубинку и били других протестующих?» – спросят его по окончании суда.
«Терпел боль, – потупит взор боец. – Превозмогал».
Вот бы заглянуть в мысли этим правоохранителям, да? Как чувствует себя их мужское самолюбие, когда они изображают жертв в суде? Понимают ли они, что своим лживым нытьем просто ломают жизнь невиновным? Не испытывают ли презрения, когда смотрят в зеркало? Что думают, когда надевают форму, упаковывают тело в бронежилет и вспоминают свой жалобный скулеж в суде?
Я точно знаю, что среди сотрудников Росгвардии и полиции есть те, кто отказался выступать потерпевшими по «московскому делу» – просто стыдно было брать на себя такую паскудную роль. Начальники были недовольны, но никакого давления оказывать не стали. Однако и тех, кто согласился «пострадать» в суде, нашли без проблем...
Илья Яшин