Порочность тувинской судебной системы |
Судейские фокусы
Когда мы вспоминаем про какое-нибудь судебное дело, невольно вспоминается – Тувинский Суд Племянников Чычан-ооловны. Кужугет уже нет во главе Верховного суда, но дело её живёт. При этом Тувинский СПЧ – это не обязательно её «племянники». Вирусом вседозволенности и наплевательского отношения к людям заражены многие в тувинских судах. Племянники – это как дети лейтенанта Шмидта в знаменитом романе Ильфа и Петрова. И каждый стремится урвать своё. Там уже давненько всё склочно-блочно – до сих пор существует несколько группировок, состоящих из судей и их секретарей с помощниками, которые всё что-то делят между собой, собирают друг на друга компромат. И каждый ждёт своего звёздного часа, чтобы хлопнуть увесистой папкой по столу сотрудника спецорганов.
Примечательная личность – судья Успун. Считается наиболее приближённым к Главе тувинского правительства Ш. Кара-оолу ещё с тех времён, когда эффективно помогал ему бороться в Чеди-Хольском районном суде с Василием Оюном и его командой. За что, собственно, и получил перевод в Кызыл и должность заместителя председателя суда. Запомнился он сразу тем, что в нарушение процессуальных норм забрал пять административных дел, возбуждённых против газеты «Риск», у судьи Иргит и смело наказал газету за публикацию в отношении Кара-оола. Правда, все решения были отменены Верховным судом, поскольку Успун в рвении угодить Кара-оолу применил несуществующий закон. После этого ещё была скандальная попытка Успуна занять кресло председателя Верховного суда Тувы, закончившаяся его понижением до статуса обычного судьи.
Но Иван Успун и простым судьёй не сидит, сложа руки. Творит. По большей части – безобразия. Например, однажды у него в производстве завелось одно дело – иск гражданки С. к гражданке Д. о признании договора дарения недействительным. Очередное заседание он назначил на 12 марта 2018 года. Истица и ответчица явились вовремя, а судья, со слов секретаря Саая, держащей связь с Успуном по телефону, задержался в больнице. Видимо, не в шутку занемог. Прождав более получаса и поняв, что судьи ей в этот день не дождаться, ответчица заявила ходатайство об отложении и удалилась.
На следующий день секретарь сообщила ей, что её ходатайство судьёй удовлетворено, и о дате новой заседания она будет извещена дополнительно. Время идёт, а её в суд не вызывают. Прошёл март, затем апрель и уже в мае вдруг ответчицу Д. просят зайти в Канцелярию за решением суда! Оказалось, что Успун ещё 12 марта дело рассмотрел! И вынес решение, удовлетворив исковые требования! Ответчица, естественно, подала жалобу, однако Успун отказал в принятии, поскольку не восстановил срок обжалования.
Вот тут-то и началась настоящая борьба. Ответчица Д. запросила протокол судебного заседания и ахнула! Оказалось, что судья Успун, которого она тщетно ждала, ещё 12 марта в 9 часов 30 минут, как и было назначено, начал судебное заседание с участием истицы С. и в отсутствие ответчицы Д. рассмотрел ходатайство об отложении, отказал в его удовлетворении и в 10 часов 10 минут его завершил, вынеся решение! Так что к нему никаких претензий быть не может! Всё оформлено надлежащим образом, имеются подписи судьи Успуна и секретаря Саая. А ответчица сама виновата: на заседание не явилась, вовремя решение не получила и не обжаловала его!
Ответчица поняла, что её нагло надули. Но отступать она не собиралась. И подала соответствующее заявление о проведении проверки. Но в ходе проверки всё, что утверждали Успун и его секретарь Саая, было подтверждено Службой судебных приставов, которые дали показания, что ответчицу Д. в тот день они не видели, её отметки в журнале посещения суда не имеется, а взять информацию с камер видеонаблюдения не имеется возможности...
Вот так. Все – против! И ничего не докажешь.
Но прокол Успуна состоял в том, что истица Д. не только крепкий орешек, но, к тому же, имеет статус адвоката. А потому ходатайство об отложении она подавала письменно. И на её экземпляре имеется отметка Канцелярии подачи – 10 часов 06 минут 12 марта 2018 года. Выходит, в суде она в тот день всё же была. По крайней мере, до 10 часов 06 минут. При этом из протокола судебного заседания следует, что ходатайство, поданное в 10 часов 06 минут, судья Успун умудрился рассмотреть ещё в 9 часов 30 минут, то есть за 36 минут до его написания! Чудеса, да и только!
Не буду утомлять читателей бюрократической судебной волокитой, в которой блестяще разобралась ответчица Д., но просто, забегая вперёд, скажу, что истица С. странным образом уже сейчас имеет на руках документы на владение недвижимостью, явившейся предметом спора. Можно только догадываться, почему И. Успун сорвал судебное заседание 12 марта, почему задним числом изобразил протокол судебного заседание и судебное решение и почему, в итоге, истица С. получила нужное для себя судебное решение, на основании которого стала владелицей спорного имущества. Хотя всё совершенно очевидно.
Однако добытые доказательства воодушевили ответчицу Д., и она не успокаивается, добивается исполнения законов в суде. Раз за разом она добивается служебных проверок, чтобы документально, по минутам и секундам, по записям камер видеонаблюдения в коридорах городского суда и при входе и выходе в здание – чтобы было доказано – она была, общалась с секретарём суда Саая, она ходила в Канцелярию, зарегистрировала там Ходатайство, что Успуна не было на рабочем месте, что судебного процесса в этот день не было, что она прождала 30 минут!
Вот вам, уважаемые читатели, ещё один вопрос: как вы думаете, каков был результат Служебной проверки? Правильно! Именно тот, о котором вы сейчас подумали: «Таким образом, доводы изложенные ответчиком Д. о нарушении её прав на судебную защиту, по вышеуказанному гражданскому делу не нашли своего подтверждения». То есть, ответчица Д. клевещет на Кызылский городской суд? На самом деле её не было в суде, судебное заседание состоялось в назначенный день и в назначенное время? Всё это подписано заместителем председателя суда Р.Кужугет.
Справедливости ради, следует признать, что проверки подтвердили обоснованность ходатайства ответчицы Д. о восстановления срока обжалования странным образом появившегося решения судьи Успуна. И теперь 30 января Верховный суд Тувы её жалобу рассмотрит по существу. Буду надеяться, решение не будет иметь признаки заказного, как в случае с моим делом. Но дело теперь даже не в этом. Неужели судья Успун при содействии секретаря Саая и дальше смогут «лепить горбатого», обманывая граждан? Неужели это никогда не кончится?
Я обязательно вернусь к этому делу после его рассмотрения в апелляции.
Алла Донгур-оол
P.S. У меня имеются все документы по данному делу. Если И.Успун считает, что я его оговорила, может, он подаст на меня в суд. Я готова.