Время евнухов
Ровно через год после отравления Навального – день в день – «Дождю»* нашили желтую звезду иноагента. И заодно ее нашили «Важным историям»*, ее редактору Роману Анину***, лучшему российскому журналисту-расследователю, и его коллегам. Скоро российская журналистика окончательно разделится на иноагентов и Маргариту Симоньян.
Важно понимать, что, помечая СМИ «иноагентами», как кот метит территорию, власть борется не против оппозиции. Она борется против общества. Она борется против будущего. И поскольку Россия стараниями Петра I – все-таки не Афганистан, то, хотя власть делает все, чтобы превратить Россию в Афганистан, этого не случится.
Журналисты вышли к зданию ФСБ на Лубянке на пикеты за свободу прессы. Первый задержанный простоял меньше минуты, его увели полицейские
Работники российских изданий вышли к зданию ФСБ на Лубянской площади в Москве на акцию за свободу прессы – на следующий день после того, как Минюст признал иностранными агентами телеканал «Дождь»* и издание «Важные истории»*. Полиция задержала несколько человек.
Первым задержанным оказался Александр Горохов, вставший в пикет с плакатом «Свободная журналистика, а не вот это вот все». Журналисту удалось простоять с ним всего несколько секунд, замечает «Дождь». Два полицейских увели Горохова к автозаку, где предупредили журналиста о штрафе, после чего отпустили, не забрав плакат.
Задержанными оказались журналистка The Bell Юлия Старостина и создательница подкаста «Норм» Дарья Черкудинова. Полицейские объяснили задержание тем, что между ними было меньше 50 метров – расстояния, необходимого для одиночных пикетов. Силовики также задержали журналистку «Дождя» Ксению Миронову, невесту обвиняемого в государственной измене Ивана Сафронова. Полицейские сказали, что она нарушила закон о проведении митингов. Еще среди задержанных – Софья Гройсман**, бывшая журналистка «Проекта», издателя которого Генпрокуратура признала нежелательной организацией, и создатель подкаста «Так вышло» Андрей Бабицкий.
С апреля 2021 года Минюст внес в реестр СМИ-иноагентов несколько независимых русскоязычных изданий, включая «Медузу»*, VTimes* и The Insider*, а также журналистов. «Дождь» и «Важные истории» попали в список иностранных агентов 20 августа вместе с семью журналистами. Сейчас в реестре Минюста 43 участника, 25 из которых – физические лица.
* СМИ признано Минюстом иностранным агентом.
** Внесена в реестр Минюста как СМИ-иноагент.
Минюст внёс «Голос» в новый реестр «иноагентов»
Российский Минюст внес движение «Голос» в новый реестр организаций, выполняющих функции «иноагента». Об этом сообщает «Интерфакс». В этот реестр включают организации, у которых нет юрлица в России. «Голос» стал первым в данном списке.
Сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц сообщил «Новой газете», что движение позже выпустит заявление по ситуации. В своем телеграм-канале он отметил, что в качестве иностранного финансирования на сайте Минюста указана «гражданка Республики Армения».
«У нас нет сомнений, что нынешняя атака на крупнейшее сообщество независимых наблюдателей за выборами всего за месяц до дня голосования – это попытка помешать гражданам России воспользоваться правом, которое Конституционный Суд России считает гарантией признания обществом итогов голосования. И эта атака делается максимально демонстративно», – заявил Мельконьянц.
Обратите внимание, с какой тщательностью и как неспешно разворачивалась стратегическая операция по обиноагенчиванию. Первыми, если вы помните, признавали иноагентами вовсе не «Дождь», и не «Медузу»*, и не «Проект»**. Первыми были главред «Псковской губернии» Денис Камалягин*** да фемактивистка Дарья Апахончич***. Это даже не очень-то и большая новость была. То есть для журналистов, конечно, новость, а для рядового читателя... Ну какое ему дело до акционистки?
Эта постепенность – фирменный шаг Кремля. Сначала – помните? – отменили выборы в Совет Федерации. Потом начался «спор хозяйствующих субъектов» по поводу НТВ. Потом посадили Ходорковского.
Это теперь мы понимаем, оглядываясь назад, что еще тогда все было предрешено. И предрешено было даже раньше, чем когда посадили Ходорковского. Предрешено было тогда, когда сразу после выборов – как мы теперь знаем – бизнесмена Колесникова, по его словам, якобы вызвали приближенные предприниматели и будто бы объяснили: так и так, делаем фирму, олигархи будут переводить туда деньги, 70% пойдет на закупки медицинского оборудования, а 30% – на разные другие вещи, в том числе на строительство дворца в Геленджике.
Вот с этого момента судьба России уже была решена.
«Дождь», и Анина, и его коллег по «Важным историям» объявили иноагентами в годовщину отравления Навального. Сложно сказать, совпадение это или нет. Но вот что удивительно и, более того, отрадно: все эти иноагенты, комиссии по переписыванию истории, запреты, уголовные дела и желтые звезды – все они происходят от одного. От полного провала кремлевской пропаганды.
У меня есть любимая притча о евнухе китайского императора Эр-ши, который хотел сделать государственный переворот и с этой целью привел во дворец оленя, сказав, что это лошадь. Всех, кто сказал, что это олень, евнух казнил как ненадежных (иноагентов). Про всех, кто сказал, что это лошадь, евнух подумал: «Это люди, мне преданные, на них можно положиться».
Увы, наши пропагандисты до евнуха императора Эр-ши недотягивают. Никто, кроме тех, кто вовсе не умеет размышлять или кому не положено по долгу службы, не думает,
• что Навального отравила германская разведка,
• что малазийский «Боинг» сбил летчик Волошин,
• что Скрипалей отравили сами англичане
и т.д.
(Странно, что мы еще не услышали, что дворец в Геленджике построил себе Навальный на деньги Госдепа.)
Разница по сравнению со сталинской пропагандой, которая даже выдающихся интеллектуалов вроде Лиона Фейхтвангера могла убедить в совершеннейшей достоверности «московских процессов» – колоссальная.
И это происходит не потому, что современная пропаганда как-то особо глупа или бестолкова. Вовсе нет. Вся история человечества свидетельствует о том, что нет такого бреда, в который оно не готово было бы коллективно поверить.
Дело в другом. Чтобы покорить людей, пропаганда должна отвечать их желаниям. Рассказы о том, что праведных на небе ждет воскресение или что мы отменим частную собственность и построим рай на земле, резонируют с архетипами. Но нынешняя наша пропаганда не такова. Это просто люди воруют и пытаются объявить свое воровство строительством государственности, а свое невежество – духовными скрепами. Нет ни единой психологической причины, по которой нам бы захотелось поверить, что этот олень – лошадь.
Вот и остается только назначать тех, кто говорит, что олень – это олень, иноагентами.
* Минюст внес эти замечательные СМИ и их журналистов в список СМИ-иноагентов.
** «Проект» внесен в реестр нежелательных организаций в России, а его журналисты – в список физлиц-СМИ-иноагентов.
*** Минюст внес этих людей в реестр физлиц, выполняющих функцию СМИ-иноагентов.
Юлия Латынина
«Новая газета»