ПолитЛикБез |
Талибы захватили Афганистан
В МИД РФ фразой «мы не переживаем» оценили захват власти в Афганистане талибами. «Будем разговаривать и смотреть»
Российские дипломаты готовятся к переговорам в Дохе с главой политического офиса «Талибана» (радикальная террористическая организация, запрещена в РФ) Абдул Гани Барадаром. Об этом заявил спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов в эфире телеканала «Россия 1».
«Мы будем разговаривать с Барадаром. Пока там, в Дохе. Дальше будем смотреть, как это будет», – сказал Кабулов.
По его словам, у России хорошие отношения как со свергнутым правительством Афганистана, так и с талибами. «Поэтому мы не переживаем», – подчеркнул российский дипломат.
Посол России – о ситуации в Кабуле после прихода талибов
Посол России в Афганистане Дмитрий Жирнов заявил, что ситуация в Кабуле после прихода талибов в плане безопасности стала лучше, чем была при президенте Ашрафе Гани. По словам дипломата, «Талибан» занял город без использования оружия, и уже вечером первого дня в Кабуле был объявлен комендантский час – это сразу позволило избежать мародерства. 16 августа в городе уже работали школы, в том числе, и для девочек, рассказал Жирнов. По словам дипломата, в ближайшее время он встретится с представителями «Талибана» для обсуждения вопросов безопасности российской дипмиссии. «Их подход ясен, он хороший, позитивный, деловой», – сказал дипломат.
Евросоюз готов начать диалог с движением «Талибан», но признание талибов будет зависеть от их действий
Об этом заявил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель по итогам экстренной видеоконференции министров иностранных дел ЕС по Афганистану. По его словам, «Талибан» выиграл войну, поэтому ЕС должен разговаривать с новыми властями в Кабуле кем бы они ни были, чтобы предотвратить миграционный и гуманитарный кризисы.
США заморозили государственные резервы Афганистана в американских банках
Власти США заморозили резервы правительства Афганистана, хранящиеся на счетах в американских банках. Об этом пишет The Washington Post со ссылкой на источники.
Решение было принято министром финансов Джанет Йеллен после консультаций с Управлением по контролю за иностранными активами и Госдепартаментом. Это произошло 15 августа, в день, когда «Талибан» захватил Кабул.
По данным МВФ, резервы правительства Афганистана в апреле 2021 года составляли 9,4 миллиарда долларов, примерно треть от годового ВВП страны. Эти средства хранятся, в основном, в США – точный размер средств в американских банках неизвестен, но, по данным Washington Post, составляет «миллиарды» долларов.
Власти США 17 августа официально заявили о возможности введения дополнительных экономических санкций против «Талибана».
В Афганистане талибы открыли огонь по участникам митинга в День независимости. Есть погибшие
Несколько человек погибли на митинге в городе Асадабад в провинции Кунар на востоке Афганистана, сообщило агентство Reuters, ссылаясь на слова очевидца.
Участники митинга, приуроченного к Дню независимости Афганистана, размахивали национальными флагами, когда боевики движения «Талибан» начали стрелять.
Reuters отмечает, что до конца неясно, из-за чего погибли люди – из-за стрельбы или давки, возникшей после первых выстрелов. Представители «Талибана» это не комментировали.
Талибы убили родственника журналиста Deutsche Welle. Они искали самого корреспондента
В Афганистане боевики движения «Талибан» убили одного близкого родственника журналиста Deutsche Welle (DW) и тяжело ранили другого. Об этом сообщает само издание.
По данным издания, талибы искали самого репортера. Сейчас он находится в Германии. Другие родственники журналиста спаслись в последний момент и сейчас скрываются от преследования.
Как заявляет DW, боевики намеренно выслеживают журналистов. Талибы приходили с обысками в дома родственников как минимум трех сотрудников компании.
15 августа «Талибан» (внесено в список организаций, признанных в России террористическими, его деятельность запрещена) объявил, что Афганистан полностью находится под его контролем. Террористическая организация захватила страну в течение считанных недель – после того, как США вывели оттуда войска. Что все это значит и чем происходящее угрожает жителям России, «Медуза» выяснила у Андрея Серенко, эксперта российского Центра изучения современного Афганистана.
– То, что «Талибан» возьмет Кабул – уже неизбежно?
– Абсолютно.
– Со стороны кажется, что главное событие, которое спровоцировало такое наступление, это уход американских войск. Это так?
– Это один из факторов. Но даже после ухода США все думали, что американцы сохранят поддержку [афганского правительства] с воздуха. И американцы подавали недвусмысленные сигналы, что так и будет. Но по факту почти сразу прекратили ее.
Именно это отсутствие воздушной поддержки переломило соломинку, за которую держался Афганистан. Оно сыграло роковую роль. После этого у афганцев уже просто не могло хватить сил на сопротивление талибам.
Другое дело, что для того чтобы покончить с войной в Афганистане, нужно было оказывать массированное давление на Пакистан – вводить экономические санкции и так далее. Именно там находятся тренировочные лагеря талибов, бизнес этих людей и так далее. По факту «Талибан» – это гибридное подразделение пакистанской армии. Если бы давление на Пакистан осуществлялось, с талибами было бы покончено за несколько месяцев. Сейчас же мы фактически наблюдаем победу Пакистана в гибридной войне с Афганистаном.
– Почему США не стали давить на Пакистан?
– Можно меня обвинить в конспирологии, но мне все больше кажется, что США сознательно сдали Афганистан. Пакистан – это больше 200 миллионов жителей. Это ядерное оружие. Это сложные отношения американцев с верхушкой страны. Поэтому, взвесив все за и против, американцы посчитали, что Афганистан нужно сдать Пакистану. Фактически это сделка властей США с Пакистаном.
– Каких последствий ждать России?
– Последствия будут. Ничего хорошего не будет.
Тут несколько аспектов. Во-первых, нужно понимать, что «Талибан» – это не только талибы. Это и другие джихадисты. Например, талибы никогда не порвут связи с «Аль-Каидой» (внесена в список организаций, признанных в России террористическими, ее деятельность запрещена), что бы кто ни говорил. Там уже семейные связи. Семейный джихад.
Но страшнее всего то, что происходящее сейчас – это мощная реклама джихадизма по всему миру. Со стороны выглядит так, что джихадисты одержали победу над сверхдержавой, поставили ее на колени. Сейчас «Талибан» становится модным джихадистским брендом. Совершенно точно стоит ждать моды на «Талибан» в России, на Кавказе, в Центральной Азии. Быть талибом станет модно.
Тут еще нужно помнить, что, в отличие от «Исламского государства» (запрещенная в России международная террористическая организация), «Талибан» никого массово не зовет в Афганистан. Никуда переезжать не нужно. Это джихад по месту жительства. Вполне может сложиться ситуация, что вы выйдете из подъезда и наткнетесь на талиба.
Так что боюсь, что за заигрывания России с «Талибаном» нас ждет расплата. И расплачиваться будут простые люди, которые чаще всего и гибнут в терактах. Известно, что в «Талибане» развивается культ смертников. Но сейчас они взяли власть над Афганистаном. Куда они денут этих смертников?
– Вы сказали, про «рекламу джихадизма». Повторяется ситуация, когда ИГ заняло значительную часть Сирии?
– Абсолютно.
– Что в ближайшее время будет происходить внутри Афганистана?
– Думаю, стоит ждать перебрендирования джихадистских групп. Люди из «Исламского государства», «Аль-Каиды» и других групп будут переходить в «Талибан». Это уже происходит.
Простых афганцев ничего хорошего не ждет. Сейчас идет оккупация страны террористической группировкой. Группировкой, которая говорит одно, а делает другое. Надо понимать, что талибы – мастера информационных кампаний. Они выиграли информационную войну у афганского правительства. Поэтому, возможно, сейчас жители находятся в ситуации стокгольмского синдрома. Но продлится он недолго. Скоро начнутся карательные чистки, преследование национальных меньшинств, постепенная замена местных чиновников людьми из Пакистана и так далее.
По сути, сейчас в Афганистане формируется колониальная администрация. Афганистан станет пакистанской колонией при талибах. Не знаю, сколько это продлится, но в ближайшее время будет так.
– Нет надежды, что администрация Байдена сейчас опомнится и начнет какие-то серьезные действия в Афганистане?
– Делать что-то в Афганистане уже поздно. Остается вопрос с Пакистаном. Теоретически нельзя исключать возможность, что американцы что-то сделают. В этом смысле раньше им мешало то, что в Афганистане находился их [воинский] контингент, а снабжение [этого контингента] шло из Пакистана. И в случае чего его могли просто перекрыть. Сейчас этот фактор отпал, и в каком-то смысле у США развязаны руки.
Но они предали своих союзников в Афганистане. Факт предательства, по сути, всей страны несомненен. Наши источники говорят, что сейчас Америку и НАТО в Афганистане ненавидят.
Так что все плохо. Нас ждут темные времена. Мы присутствуем при рождении новой джихадистской моды. И никакие афганские границы этих джихадистов не удержат.
«Медуза»
(СМИ признано Минюстом России иностранным агентом)