«Дальнейшее пребывание Кара-оола на должности считаем не допустимым»
Председателю Правительства
Российской Федерации М.В. Мишустину
ОБРАЩЕНИЕ
Уважаемый Михаил Владимирович!
Фракцией ЛДПР Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва проведен анализ Социально-экономического развития Республики Тыва за 2007-2020 гг.
Прошу Вас изучить нашу справку. По итогам деятельности Правительства за годы руководства Кара-оола Ш.В. Тува оказалась на периферии развития России. На основании этого считаем, что дальнейшее пребывание на должности Председателя Правительства Республики Тыва Кара-оола Шолбана Валерьевича не допустимым.
Приложение на 4 листах.
Руководитель Фракции ЛДПР в ВХ РТ
Депутат Верховного Хурала Республики Тыва
Э.К. Кара-Сал
Справка
об итогах социально-экономического развития Республики Тыва за период с 2007 по 2020 годы
Согласно статистическим данным, Тува оказалась по рейтингу качества жизни населения на последнем 85 месте в России, хотя в 2006-07 годах этот показатель был на 9 пунктов выше. Численность граждан Тувы, живущих за чертой бедности, с 37,2% в 2007 году увеличилась до 40,1% в 2018 и составила астрономическую для 324-тысячного населения республики цифру в 129,9 тыс. человек. Мало того: по итогам первого полугодия 2019 года уже более половины населения Тувы живут за чертой бедности.
Падение жизненного уровня влияет и на криминальную ситуацию в республике. По росту числа зарегистрированных преступлений республика занимает лидирующие позиции не только в СибФО, но и в целом по России.
Падение жизненного уровня населения – это результат экономической политики правительства Кара-оола Ш.В. Так, для сравнения: за 2010 год валовой продукт на душу населения составил по Республике Алтай – 108730 рублей, по Республике Тыва – 108178 рублей. Отставание составляло 0,5%. Но уже по итогам 2018 года разрыв в отставании от Республики Алтай увеличился и достиг 8% (Алтай – 231,5 тыс. рублей и Тува – 212,9 тыс. рублей). Такая же картина, если сравнить наши показатели с результатами соседней Хакасии. Тува увеличила отставание за 2010-2018 годы от ближайшего соседа в два раза (ВРП Хакасии 438,4 тысяч рублей). В последние годы настоящим бедствием стал неконтролируемый рост цен и тарифов. Республика не в состоянии развиваться, а положение жителей усугубляется тем, что в Туве тарифы на электроэнергию – одни из самых высоких в России. К примеру, стоимость электроэнергии для жителей Тувы составляет за 1 киловатт 3,15 рубля, в то время как наши соседи в Хакасии за это платят только 1,92 рубля или в 1,64 раза меньше.
В республике сложилась парадоксальная ситуация: все угольные месторождения продали, а конкуренции как не было, так и нет. Занимая монопольное положение на рынке угля, «Тувинская горнорудная компания» после приватизации установила самые высокие цены в Сибири: за 2006-2019 годы цена угля выросла в пять раз и превышает соответствующие цены в соседних регионах более чем в три раза. Уголь стал практически недоступным для большинства населения республики. Малоимущие семьи вынуждены покупать уголь, расфасованный в мешки, стоимость которого в пересчете на тонну достигает 5-6 тыс. рублей. В зимнее время это стало одной из главных проблем у населения, однако власти республики не принимают никаких мер по решению этой проблемы.
Доля добывающих полезных ископаемых предприятий в валовом региональном продукте составляет менее 5%, а поступления налога на добычу полезных ископаемых – 4,7% от налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета. По данным официальной статистики, на предприятиях, занятых добычей полезных ископаемых, работают всего 3,3% от общей численности занятого населения республики.
За годы правления Кара-оола Ш.В. разрушены воздушное и водное транспортные предприятия. Авиапредприятие «Тува-Авиа» сначала лишилось лицензии. Ликвидирована Тувинская Судоходная компания, которая в 2006 году за период навигации перевезла 939 тонн грузов и 3216 пассажиров. На стадии банкротства АО «Тувгаз». За это же время республика лишилась трех банков: «Народный банк», «Арат» и «Тувакредит». Ликвидированы предприятия пищевой промышленности: мясокомбинат ООО АПК «Урянхай», Кызылский пивзавод, цех по производству макаронных изделий, Кондитерская фабрика в Кызыле. Исчезли предприятия легкой промышленности республики ОАО «Тыва алгы» и ОАО «Саянские ковры», Кызылская швейная фабрика.
На их базе не было создано новых предприятий за исключением некоторых кустарных малых предприятий в районах, которые не оказали никакой роли на экономику республики. Новые созданные за счёт бюджета предприятия «Птицефабрика», Водочная линия «Чагытай» и тепличное хозяйство так и не встали на ноги и фактически прекратили свою деятельность, поглотив огромные многомиллионные вливания.
Как итог: по данным статистики, в 2007 году в Туве было занято в экономике 108,7 тыс. человек, а к 2019 году численность занятых сократилась до 105,1 тыс. человек из 176,5 тысяч трудоспособного населения. Самая большая проблема – это безработица, составляющая в республике, по данным МОТ за 2018 г., 16,5%, что значительно превышает средние данные по РФ и Сибирскому федеральному округу.
В бюджет республики в расходной части составляет в 2020 году около 35 млрд. рублей, 23 млрд. из которых уходит на ФОТ работникам бюджетной сферы. В среднем заработная плата работников бюджетной сферы составляет 21 тыс. рублей, что значительно ниже, чем установлена майскими Указами Президента. По этим Указам средняя зарплата должна составлять около 39-41 тыс. рублей в месяц на одного работника. Это приводит к тому, что появляется категория людей как «работающие бедные» люди. Вследствие чего половина домохозяйств вынуждена брать заемные и кредитные средства.
В марте 2019 года почти 13% домохозяйств ежемесячно оплачивали ипотечные взносы, 20% домохозяйств оплачивали долги физическим лицам (друзьям, знакомым родственникам), 48% выплачивали кредиты банкам и микрофинансовым организациям, 20% выплачивали по кредитным картам. Почти 31% домохозяйств берут в долг на оплату кредитов, ссуд, займов, около 30% – на самые необходимые нужды, почти 18% – на приобретение медикаментов и на оплату экстренной медпомощи. При этом частота займов у физических лиц обозначается большинством как раз в два-три месяца. Все это сигнализирует о закредитованности населения республики. Наблюдается следующая форма финансового поведения: человек берет кредит у банка, потом не имеет возможности выплачивать ежемесячно необходимую сумму самостоятельно, поэтому вынужден занимать деньги у знакомых, друзей, родственников на выплату кредита. В итоге человек остается должен и кредитной организации, и физическому лицу. Именно поэтому бюджеты домохозяйств в республике суммарно имеют отрицательное сальдо доходов/расходов, то есть расходы превышают доходы. Суммарный долг домохозяйства составляет от 0 до 10 000 рублей.
Следствием этого является то, что население не имеет сбережений и денежных накоплений. 70% домохозяйств не откладывают деньги, т.к. им не хватает средств на текущие расходы. Причины такого явления могут крыться в элементарной финансовой неграмотности и податливости на рекламу, неспособности сформировать профицитный семейный бюджет.
Таким образом, исследование показало, что, во-первых, взаимопомощь играет существенную роль в формировании бюджетов домохозяйств республики. Во-вторых, расходы домохозяйств превышают доходы в среднем на 10 000 рублей. В-третьих, около половины опрошенных домохозяйств выплачивают деньги кредитным и микрофинансовым организациям. 20% домохозяйств выплачивают долги физическим лицам. В-четвертых, анализ полученных данных показал независимость размера доходной части домохозяйств от количества детей и количества членов семей. В-пятых, многие домохозяйства находятся за чертой бедности. Подушевой доход в них не дотягивает до прожиточного минимума. Можно сделать вывод о том, что опрошенные домохозяйства, имея невысокие доходы, не всегда могут грамотно распорядиться располагаемыми материальными и финансовыми ресурсами.
В Туве мы наблюдаем «дуальную» систему социальных ценностей. С одной стороны, внутренняя «традиционная» система, которая имеет свои традиционные ценности (гостеприимность, уважение старших, род, традиционные формы занятости – животноводство, собирательство в тайге и др.), и внешняя, выходящая за рамки родовой общины. Одним из основных факторов изменений в социально-трудовом пространстве Республики Тыва являются латентные специфические функции традиционных ценностей социального института рода или родовых общин. С другой стороны, конкурентоспособные возможности зависят, включая работников с самым высоким квалификационным уровнем, в условиях рыночных отношений от законов развития и функционирования рынка труда, а также соотношения потребностей экономики в кадрах определенного уровня и содержания профессиональной ориентации будущих работников.
Высшим аспектом «специфики» социального пространства Тувы является тенденция роста неформальной занятости в регионе. Мы рассматриваем это как факт изменений в социально-трудовом пространстве Тувы. Общая численность занятых в неформальном секторе за последние три года – 30% от общей численности занятого населения Тувы. Итак, в социальном пространстве Республики Тыва в рамках губернаторских национальных проектов, таких как «Кыштаг (Зимовье) для молодой семьи», «Корова-кормилица», «Одно село – один продукт» выявлены национальные традиционные формы занятости в животноводческой отрасли в социально-трудовом пространстве. Сегодняшние уровень и условия жизни и труда работников животноводческой и сельскохозяйственной отраслей оставляют желать лучшего. В связи с этим социальное неравенство по труду в современной Туве рассматривается как «дуальная» система организации труда и занятости населения. Другими словами, внутренняя система – «традиционная», где есть «общие» и «специфические» социальные аспекты, и внешняя – «государственная», где отражены «федеральные» и «региональные» социальные аспекты, где есть возможности для развития в социально-трудовом пространстве, не дополняют друг друга.
Как показало исследование, наиболее распространенной формой занятости в Туве является личное подсобное хозяйство как «общий аспект», а «специфичность» в этом случае – это устойчивые национальные ценности и традиционные формы занятости с учетом их специфики, которые не всегда могут быть учтены в общих статистических данных. Кроме того, отсутствие «кроссинга» в социально-экономической, менеджерской, рекламной услугах, как тормозящий аспект в развитии социально-трудового пространства, отражает отсутствие возможностей для развития деятельности самозанятых в неформальном секторе, где ежегодно трудятся более 30 тыс. человек.
Как известно, на улучшение уровня и качества жизни общества в целом существенно влияет материальное благосостояние его граждан. Глубокая дифференциация заработной платы является одной из важных социальных проблем в социально-трудовом пространстве региона. Решение по повышению доходов не влияет как на рост эффективности производства, занятость и рынок труда, так и на улучшение материального положения и самочувствие жителей. И по структуре доходов занятых существенную дифференциацию заработной платы населения Тувы мы также рассматриваем как одно из явных проявлений изменений в социально-трудовом пространстве республики.
Далее, по прогнозу баланса трудовых ресурсов Республики Тыва до 2030 г. потребность в кадрах на перспективу оценивается почти в 77 тыс. работников, так как, согласно прогнозу, ожидается, что численность населения в регионе к 2030 г. составит 113 870 человек. И увеличится потребность в кадрах в таких сферах деятельности, как дорожная, строительная и горнодобывающая отрасли. На них приходится сегодня 57% всех вакансий. Около 20% объявлений о приеме на работу говорят о потребности в гидрологах, поварах, парикмахерах, продавцах, водителях. Как было отмечено выше, потребности рынка труда и подготовка, обучение рабочих, профессиональных кадров находятся в разных плоскостях.
Это означает, во-первых, что «специфические» механизмы взаимодействия социально-профессиональных групп приводят к дисбалансу развития социально-трудового пространства, а численность безработных остается в республике на том же уровне. Во-вторых, в механизмах регулирования и во взаимодействии социальных институтов управления, образования, рынка труда и подготовке квалифицированных кадров требуются новые формы взаимоотношений в социально-трудовом пространстве региона.