Убийц настигло возмездие через 15 лет
Верховный суд Тувы признал экс-начальника уголовного розыска Кызыла и бывшего замглавы республиканского управления МВД Орлана Сарыг-Донгака виновным в жестоком убийстве 30-летнего задержанного Алишера Махмутова, которого он мог сжечь заживо после допроса в 2008 году.
Сарыг-Донгак получил 18 лет колонии строгого режима и 1 млн. рублей штрафа по пунктам «д», «ж» ч. 2 ст. 105 (убийство группой лиц с особой жестокостью), сообщил «Сибирскому экспрессу» представитель матери убитого Сергей Конвиз.
Второй фигурант дела, полицейский Алим Кенден приговорён к 14 годам колонии строгого режима и штрафу 500 тыс. рублей.
Прокуратура просила для Сарыг-Донгака 19 лет, а для Кендена – 17. Потерпевшая сторона намерена обжаловать вердикт суда и добиться сроков, запрошенных обвинением, отметил Конвиз. Также потерпевшую сторону не устаивает размер и порядок возмещения морального вреда матери убитого.
Более того, по его словам, обвиняемые обсуждали возможность уехать на «спецоперацию» в Украину.
Напомним, задержанного Махмутова допрашивали для получения информации о кражах. Затем, не добившись от него самооговора, его вывезли на пустырь в Кызыле, ему угрожали, его избивали, а потом начальник уголовного розыска Кызыла Сарыг-Донгак облил его бензином и поджёг. Подбежавший сотрудник уголовного розыска Кенден добил жертву молотком. 22 сентября 2008 года нашли череп мужчины и сожженные фрагменты костей, дело завели по ст. 105 УК РФ (убийство). Начальнику УР КМ Сарыг-Донгаку удалось пустить расследование уголовного дела по ложному следу. Оно продлилось 12 лет, пока Сарыг-Донгак не стал «заметать следы» преступления, неудачно пытаясь убрать своих подельников Ондара и Кендена, которые из страха быть «зачищенными» обратились в органы правопорядка за защитой от своего бывшего начальника. Экспертизы подтвердили, что останки принадлежат Алишеру Махмутову. Дело возобновили в феврале 2020 года. Подельники Сарыг-Донгака, как он и предполагал, с готовностью «сдали» своего бывшего начальника, чтобы решить свою участь.
Следственный комитет и прокуратура блестяще справились с расследованием уголовного дела, добыв все необходимые доказательства вины подсудимых, учитывая, что преступление скрывалось более 12 лет. Обвинение в лучшем виде было представлено государственным обвинителем Л.С. Иргит. А было это совсем не просто, поскольку в ходе судебного следствия подсудимый Кенден отказался от своих показаний на следствии, ссылаясь на то, что он алкоголик, и следователи СКР его постоянно спаивали, взамен получая его подписи на протоколах. Подсудимый полтора года пытался убедить суд, что его начальник Сарыг-Донгак ни в чём не виноват, а убийцей на самом деле является он. При этом «косил» под умалишённого. Также коренным образом менял свои показания другой бывший подчинённый Сарыг-Донгака – Ондар Алаш. Однако, «припёртый к стенке» гособвинителем Иргит Л.С., он был вынужден подтвердить все свои показания, данные на следствии, из-за чего избежал наказания за дачу заведомо ложных показаний.
Местные СМИ сообщали о Сарыг-Донгаке как о «приятеле» экс-главы республики Шолбана Кара-оола. В 2012-м Сарыг-Донгак по протекции Кара-оола был признан «самым вежливым руководителем» среди сотрудников республиканского главка МВД. После увольнения из органов высокопоставленный полицейский возглавил службу безопасности Национального банка Тувы.
По поведению подсудимых Кендена и Сарыг-Донгака в ходе судебного следствия было заметно, что они полны надежд обмануть обвинение и суд. Однако к концу разбирательств их настроение резко ухудшилось, превращаясь в паническое. Дело дошло до того, что, выслушав приговор, подсудимый Сарыг-Донгак на вопрос судьи, понятен ли ему приговор, затравленно ответил, что «приговор ему не понятен». Впрочем, у него ещё будет время для осмысления совершённого им и вынесенного ему приговора.
По материалам российских СМИ