COVID-19: история болезни |
Как российские регионы борются с пандемией
В Бурятии началась полицейская проверка инцидента, произошедшего в одном из торговых центров Улан-Удэ. Там 31 октября, во второй день локдауна, несколько женщин буквально набросились на охранника, который не пропускал их в здание из-за отсутствия QR-кодов, и прорвались внутрь. Эти коды или отрицательные ПЦР-тесты на ковид нужно предъявлять в ТК, ТЦ и ТРК, предприятиях общепита, непродовольственных магазинах, саунах, соляриях, салонах красоты. Между тем некоторые российские регионы начали ужесточать ограничительные меры, а Новгородская область продлила систему QR-кодов до Нового года. О том, что фактически происходит на местах, соблюдаются ли ограничительные меры, и как на их введение реагируют граждане, рассказывают корреспонденты Сибирь.Реалии.
«Локдаун – это фикция»
Самые жесткие ограничения в рамках объявленной федеральными властями нерабочих дней с 30 октября по 7 ноября ввели 17 российских регионов. В двух из них – Хакасии и Туве – перестал работать даже городской общественный транспорт. Кроме того, Хакасия стала первой и пока единственной в стране, чьи власти объявили комендантский час. С 22 до 6 утра жители не имеют права выходить из дома, правда, с многочисленными оговорками: передвижение до места проживания, работы, до магазина, индивидуальные спортивные занятия, прогулки с собакой и так далее. Режим самоизоляции действует для жителей старше 60 лет, которым с теми же исключениями вообще нельзя выходить из дома.
– Пока судя по тому, что я вижу, комендантский час превратился, скорее, в формальность, – говорит абаканец Егор Мельниченко. – Конечно, людей поменьше на улицах, поскольку бюджетники многие не работают. Я, например, вчера ходил в магазин после 22 часов: народу просто толпы, как в обычный день. Магазин тоже работает. При этом местный минюст докладывает, что они за выходные проверили тысячу объектов. Полиция тоже что-то проверяет. Но людям просто плевать.
С 28 октября хакасские власти также приостановили работу в общественного транспорта в городах. Руководство Абакана и Саяногорска выступили против отмены городских маршрутов, опасаясь, что наступит транспортный коллапс. Мэр Абакана Алексей Лемин предложил, наоборот, увеличить число маршруток в городе, чтобы рассредоточить людей и сократить вероятность распространения инфекции. Однако республиканские власти настояли на своем: до 7 ноября в Абакане действует лишь междугородний и пригородный транспорт. Впрочем, на некоторых пригородных маршрутах можно передвигаться и по городу.
– Это буквально самое страшное время в моей жизни, – говорит жительница дачного поселка «Орбита» Айгульмира Султонова. – Я сначала переболела коронавирусом и лишь мечтала, чтобы детей как-то изолировали, хотела их защитить от этой болезни. А теперь еще и локдаун.
Айгульмира – инвалид по зрению, у которой трое детей. Она самостоятельно строит дом в дачном кооперативе, хотя фактически ничего не видит. Поскольку дом еще не готов к холодам, дети временно живут у знакомых в Черногорске. Чтобы добраться туда, матери приходится выходить на трассу и подолгу ждать маршрутку, следующую из села Белый Яр.
– Однажды автобус не пришел почему-то, или я не дождалась, я детям позвонила: «Сегодня не приеду». Мне очень тяжело в такой ситуации, потому что постоянно нужно в аптеку, я же инвалид... А как съездить? Такси – это рублей 200, наверное, а у меня пенсия – примерно 9 тысяч. Я человек не гордый, если погода хорошая, и пешком до Абакана дойду. Но поскорее бы это кончилось.
С 28 октября по 7 ноября в Хакасии закрыты предприятия общепита, торговли и сферы услуг. Впрочем, если пройтись хотя бы центру города, видно, как предприниматели пытаются работать, не привлекая к себе внимания.
– В соседнем Минусинске все работает, это же Красноярский край, а у нас в Абакане – жопа, – говорит продавец в торговом центре в самом центре Абакана. – Работаем, а что нам делать? Пусть приходят из полиции или откуда там, хуже-то уже, наверное, не будет. Часть отделов закрыта вот сейчас уже, но вообще все работают потихоньку, лишь бы внимание не привлекать особо.
В крупной обувной сети продавцы лишь пожимают плечами на вопрос о локдауне: магазин работает, не таясь, хотя людей в зале очень немного. Согласно указу президента от 23 марта 2020 года, существует перечень системообразующих предприятий, которые имеют право работать даже в случае локдауна. В перечень входят многие известные розничные сети, хотя они и не торгуют товарами первой необходимости. Рестораны и кафе в центре Абакана работают навынос и в режиме доставки. Иногда это приводит к неожиданным последствиям: 30 октября в городе впервые открылся ресторан быстрого питания под одним из наиболее известных в мире брендов. И хотя заведение работало на вынос, на открытие собрались несколько сотен человек.
– Я убеждена, что локдаун продлят, – говорит сотрудница кофейни Алена. – Так уже было весной 2020 года: эти 10 дней ничего не решат. Видите, крупные игроки могут работать, а страдает малый бизнес. У нас выручка упала, ну, просто катастрофически, потому что мы работаем на вынос. Но проблема не только в этом: точка не очень проходная, а сейчас же многие дома сидят, мимо заведения никто не ходит. Сколько мы продержимся в режиме локдауна? Я думаю, примерно месяц еще.
Голикова назвала регионы, где ситуация с коронавирусом ухудшилась за неделю
Вице-премьер РФ Татьяна Голикова назвала 10 регионов, где за неделю осложнилась ситуация с коронавирусом, сообщает РИА «Новости».
«Это Белгородская, Саратовская, Тюменская, Челябинская, Ярославская, Магаданская области, Красноярский край, Татарстан, Тува, Чувашия», – уточнила она.
В ЕАО из-за отказа делать прививку уволились ещё 12 сотрудников скорой помощи
В Облученском районе Еврейской автономной области (ЕАО) выросло до 27 общее число увольнений сотрудников скорой помощи, которые не хотят прививаться от коронавируса, сообщает местное издание «Набат» со ссылкой на прокуратуру региона. Ранее заявления на увольнение написали все 15 сотрудников скорой помощи из города Облучье – к ним присоединились еще 12 медиков из Пашкинского филиала.
4 ноября работники скорой помощи из села Пашково и Облучья встретились с помощником прокурора Облученского района Екатериной Старостиной, рассказал один из городских медиков, депутат районного собрания от КПРФ Иван Краснослободцев. По его словам, Старостину удивила формулировка заявлений на увольнение. «Мы написали их из-за того, что отказываемся ставить прививку. Она думала, что мы по собственному желанию написали заявления. Работать мы готовы. Отстаньте от нас с этой прививкой!» – заявил Краснослободцев.
Старостина сказала медикам, что не имеет права ничего им советовать. После этого сотрудникам скорой помощи раздали анкеты с несколькими вопросами и попросили их заполнить. В анкетах, в частности, были вопросы о том, объяснял ли работодатель необходимость обязательной вакцинации от коронавируса и как он это делал.
«Мы не получили ответа на самый главный вопрос – что нам делать? Насколько законно требование об обязательной вакцинации? Наверное, многие поспешат нас обвинить в саботаже, но это не так. Как и другие граждане России, мы имеем право на жизнь, которое гарантировано Конституцией. Эта вакцина, насколько я знаю, еще не прошла проверку, и никто не знает, как она проявит себя в будущем, – сказал Краснослободцев.
Пока сложно судить о том, поможет ли локдаун сдержать эпидемию в Хакасии.
– Конечно, они могли обойтись без локдауна. Если бы были решены вопросы в здравоохранении, то ничего бы закрывать не пришлось. Я более чем за вакцину, за исключением тех, кому это противопоказано по здоровью. Я думаю, вакцинация провалилась потому, что с самого начала PR-кампания шла как-то нелогично. Ее пропагандировали политики, звезды эстрады – это люди, которым российский народ не верит. Если бы сразу начали об этом говорить ученые, врачи и так далее, то, думаю, эффект был бы лучше. Получилось, что вначале это выглядело как какой-то эксперимент над живыми людьми. Властям народ не верит, – считает Ирина Петухова.
«Ситуация просто критическая»
Аналогичные с Хакасией ограничения действуют в Туве – официально самом бедном регионе страны. Локдаун объявлен 30 октября, но местные жители говорят, что республика живет в условиях эпидемии с июля, когда власти временно закрыли туристическую сферу и сферу красоты, а также запретили жителям отдыхать на озерах и базах. Предпринимателям Тувы, как и по всей стране, пообещали меры поддержки: гранты в размере МРОТ на каждого занятого и возможность взять кредит под 3% годовых.
– Могу сказать, что население очень негативно воспринимает нынешнюю ситуацию, – говорит житель Кызыла Аян Хертек. – Во-первых, меры запоздалые, во-вторых, бюджетников принудительно заставляют ставить прививки. Поэтому сейчас любое действие властей люди воспринимают очень болезненно, и локдаун – в том числе. С другой стороны, те заведения, которым работать запрещено, все равно работают, потому что малый и средний бизнес в очень плачевном состоянии находятся. Кальянные, например, какие-то работают тайно. Им нечем платить за аренду, нечем платить за ЖКХ, зарплату сотрудникам и так далее. Меры поддержки, которые государство предлагает, получить очень сложно. Условно из 10 предпринимателей, которых я знаю, такую помощь получили один или два. Там слишком много формальностей, да и суммы такие, что не помогут. Почему меры запоздалые? Ну, в апреле-мае 2021-го ограничительные меры были сняты некоторые. Люди начали игнорировать все меры предосторожности: маски, дистанцирование. Считаю, это было большой ошибкой, потому что сразу начались свадьбы на 300 человек. Вот с июня у нас фактически снова началась эпидемия, бизнесу не дают нормально работать. Сейчас все пришло к тому, что многие люди нелегально покупают прививочные сертификаты, чтобы не ставить прививку, о которой они ничего не знают.
В сентябре Тува оказалась на пятом месте по темпам вакцинации в стране: из 320 тысяч население первую дозу вакцины получили 106 тысяч. При этом количество заболевших все равно продолжает расти, превышая количество выздоровевших. Кызылчанин Сергей Конвиз владеет торговыми площадями на окраине Кызыла. По его словам, локдаун может привести к закрытию многих компаний.
– Я могу сказать, что если власть еще пару месяцев продолжит в том же духе, они к Новому году уничтожат предпринимательскую среду, весь малый и средний бизнес. Сначала предприниматели просили у меня отсрочку по аренде, а сейчас просят вообще не брать с них арендную плату. Ситуация просто критическая. Власть просто не понимает, что она делает. Их понимание экономики – это школы, больницы, вот эти все учреждения, контрольные надзорные органы многочисленные. Ну, если Путин может сказать: «Все оплачиваемые выходные, всем платить». А если кафе, например, не работает, чем они будут платить? С чего? Ладно, зарплату... Потом еще фонды, налоги и все прочее. Они разоряют весь общепит и всю торговлю, всю сферу услуг. Причем они наносят такой удар, после которого бизнес за пять лет не восстановится. Но главное, что в мерах, которые они предпринимают, нет никакой пользы и никакого смысла. Пока все маски и QR-коды не работают, про прививки говорили, что сначала надо привить 60%, потом 80%: сначала одно, потом другое. Но пока что это тоже не действует. Плюс надо понимать, что последние 15 лет – это страшный удар по здравоохранению. Сейчас там некому работать.
Тем временем Россия вот уже почти месяц по очереди с США занимает первое место в мире по суточной смертности от коронавируса. Если же считать число летальных случаев на сто тысяч населения, Россия уверенно опережает Соединенные Штаты. Хуже ситуация только в Украине.
«Сибирь.Реалии»
(в сокращении)
(СМИ признано Минюстом России иностранным агентом)