Начался отстрел «авторитетных бизнесменов». Кто следующий?
В своём коттедже под Выборгом в посёлке Великое 24 октября около 17 часов снайперским выстрелом был убит «авторитетный бизнесмен» и депутат местного городского совета, неофициальный «хозяин Выборга» Александр Петров, который приехал в свой загородный дом на берегу реки попариться в баньке. Эта новость не стала бы общероссийской, если бы не особая близость убитого к самому президенту Владимиру Путину.
Александр Петров в 80-х слыл молодым перспективным боксёром. Он вернулся домой в Выборг, отслужив срочную службу в армии. Устроился электриком в гостиницу-интурист «Дружба», где «тусовались» иностранцы. Тогда в Выборге фарцовкой занимались все, кому не лень. И Петров – в их числе. С тех пор имя Петрова местные журналисты регулярно связывали с теневыми процессами и околопреступными группировками Ленобласти. Наиболее часто региональные издания называли Петрова «Хозяином Выборга». Как считают журналисты независимых СМИ, Петров стал негласным «хозяином» города после того, как завершилась кровавая война Тамбовско-малышевской братвы с братьями Рубиновичами, в результате которой сначала один из братьев – Сергей Рубинович – возглавлявший совет депутатов, был убит, а затем погиб в бандитской разборке и его брат Спартак.
В последние годы Петрову больше нравилась известность в связи с тем, что его сын Виталий при поддержке самого Путина стал единственным российским гонщиком Формулы-1. Но для элиты Ленобласти Петров был бизнесменом, много решающим в Выборгском районе. Этому способствовали не только связи с Путиным, который под камеры лично катался на болиде сына Петрова, но и личные дружественные отношения с криминальным авторитетом Ленобласти Ильёй Трабером, ныне являющимся гражданином Греции и постоянно проживающим за границей. В 1990-х Трабер был одним из самых влиятельных бизнесменов Санкт-Петербурга, где занимался антикварным бизнесом, за что и получил прозвище «Антиквар». Трабер сколотил собственную «выборгскую» бригаду из отборных отморозков, которые сумели обложить данью Выборг и его окрестности. Считается, что Петров был одним из ближайших подручных Трабера, исполняя функцию командира криминальной «пехоты». В 2008 году Трабер стал фигурантом дела «русской мафии». Испания и Монако связывали бизнесмена с лидерами тамбовской ОПГ Геннадием Петровым и Александром Малышевым и даже объявляли в розыск, но в результате его оправдали. В Кремле в 2011 году признали знакомство Путина с петербургским авторитетным предпринимателем, которое, как предполагает сайт putinism.wordpress.com, длится, как минимум, с 1991 года. Тогда шла борьба за сферы влияния выборгского крупного бизнеса, среди которого основным был Выборгский судостроительный завод и Выборгская топливная компания.
Таким образом, статус Петрова в результате криминальных войн стал таковым, что все бизнесмены, желающие работать или уже работавшие в районе, знали, что для начала нужно посетить второй этаж выкупленной Петровым гостиницы «Выборг», где располагался его офис. Петров любил различные эффекты. Журналисты вспоминают, что когда Петров с братвой приезжал в любой отель города, перед его приходом выстраивался оркестр и играл приветственные мелодии. Петров уделял много внимания физическому развитию молодёжи Выборга. Поэтому помощниками Петрова, как правило, становились воспитанники спортивных клубов «Фаворит», в которых занимаются практически всеми видами спорта.
Но это всё в прошлом. Сегодня главный вопрос: кто и почему отдал приказ на ликвидацию престарелого мафиози? Одни связывают это с т.н. «выборгским делом» о хищении из бюджета района миллиарда рублей, по которому якобы «копают» под самого Трабера – «Антиквара». Другие, в том числе Д.Гудков, связывают это с процессами вокруг самого Владимира Путина, с его деликатным прошлым в «лихие 90-е». На сегодня точно известно, что Петров был убит профессионально – в сумерках на расстоянии 100 метров. Сообщается, что предприниматель приехал в свой коттедж на участке в посёлке Великое. Баня к его приезду уже топилась – постройка расположена на берегу реки. Когда он вышел из сауны в очередной раз – прозвучал выстрел. По-видимому, стрелял снайпер, находившийся на другом берегу речки.
Но нам эта история важна не столько личностью погибшего, сколько уродливыми связями криминалитета, бизнеса и власти. В маленькой криминальной Туве такие связи выглядят ещё более вызывающими, чем в европейской части России. Ну, скажите, где ещё глава региона ездит по зонам и встречается с зеками, давая им сомнительные советы, как жить дальше? Где глава, встретив на зоне своего бывшего министра, говорит ему: рад вас здесь видеть! Где глава региона законодательно через соответствующую государственную программу финансирует деятельность преступных групп? Где в регионах под видом убыточных муниципальных и государственных предприятий содержатся бандформирования, и за счёт бюджета формируется воровской общак? Где бандиты формируют ЧОПы и под видом охраны бюджетных учреждений получают государственное и муниципальное финансирование?
Наверное, мне кто-то ответит: а что хотите, если глава региона – из бандитов, ранее промышлявших полулегальной торговлей водкой? Если один его брат – официально признанный наркокурьер, а другой брат известен тем, что в неглиже бегал по зданию парламента, размахивая оружием?
Конечно, нужно понимать, что Шолбан Кара-оол – это некая аномалия в российской политике. И заключена она не в нём, а в его покровителе – министре обороны РФ Сергее Шойгу, которому всё хорошо известно о поведении патронируемых им братьев. Просто для Шойгу и семьи кара-оолов общественное мнение – это пустой звук. И потому они ведут себя, как оккупанты. Но даже древние римляне, завоевавшие полмира, не вели себя так по отношению к порабощённым народам. Даже в Древнем Риме соблюдались законы, в том числе по обращению с рабами.
Но это – только видимая часть айсберга. Главное в другом. Кара-оол – никчемный руководитель. 13 лет его правления привели не просто к некоему абстрактному развалу народного хозяйства республики, который измеряется некими статистическими цифрами. Самое страшное, что коррупционная деятельность тандема Шойгу–Кара-оола привели к значительному вполне осязаемому усилению нищеты в Туве. Тувинские дети, довольствующиеся сухим «ролтоном» – это не просто укор Шойгу и Кара-оолу за их разрушительную деятельность в течение 13 лет, это прямое обвинение их в коррупции, жажде личной славы и процветания и неумении руководить регионом.
Постоянное навязчивое обращение Шолбана Кара-оола к криминалитету республики – это не просто диалог власти и криминального сообщества. Это попытка получить общественную поддержку в сложное для него время. Да, во все времена были оступившиеся. Да, всегда правосудие карало тех, кто переступил закон. Но цивилизованное общество не должно терпеть сращивания коррупционеров с бандитами, тем более за счёт бюджета. Нельзя позволять нечистоплотным политикам типа Кара-оола манипулировать преступным сообществом, вербовать там своих сообщников с целью удержания власти. Не следует позволять Шолбану Кара-оолу создавать из Тувы коррупционный анклав России. Этим заслоном криминализации тувинского общества должны стать ФСБ и прокуратура. На них лежит ответственность за то, чтобы деятельность по сращиванию чиновников и уголовных авторитетов была пресечена.
И последнее. Убийство «авторитетного предпринимателя» Александра Петрова – это первая «ласточка» зачистки криминального мира, процветающего за счёт дружбы с официальной властью. Думаю, начальнику УФСБ по Туве Кувшинову пора задуматься над ролью криминального сообщества, окружающего Главу республики Шолбана Кара-оола. И если не начать чистить тувинское общество сейчас, потом может стать поздно. Я не призываю к внесудебным расправам. Отнюдь. Начинать надо с того, что заняться финансовыми оздоровлением таких убыточных бюджетных контор, как МУП «Благоустройство» и ГУП «Мараловодческое хозяйство Туран», о которых в СМИ сообщалось, что там под видом работников «кормятся» члены бандитских формирований, исполняющие задания исполнительной власти по дестабилизации обстановки в республики. Необходимо провести чистку ЧОПов, получающих деньги от бюджетных организаций за якобы осуществляемые услуги по охране. Особенно тех, которые принадлежат членам семьи кара-оолов. Всё это нужно делать не потому, что нам не нравится Глава республики Шолбан Кара-оол. Это необходимо для очистки тувинского общества от присосавшихся к нему чёрных пиявок, высасывающих из республики все соки.
Расстрел Петрова в Выборге – это рецидив. Так власти поступают тогда, когда легальных способов борьбы с преступностью уже нет. Уважаемые прокурор Боровков и начальник УФСБ Кувшинов, не доводите ситуацию в Туве до той, что сложилась в Выборге! Начинайте действовать немедленно! Иначе будет поздно. И не бойтесь Шойгу. Судя по всему, за ним тоже могут скоро прийти. Не успеете оглянуться.
Я ещё вернусь к этой теме.
Кондрат Пчёлкин