Обзор прессы |
ВЛАСТЬ И ЛЮДИ: КТО ВАЖНЕЕ?
В Кызыле жить простым людям становится всё сложнее и неуютнее. Благоустроенного жилья строится всё меньше и меньше, строительная отрасль республики захирела окончательно. Откаты и непрофессионализм чиновников довели эту отрасль до полного коллапса. А тут ещё Глава республики Кара-оол запретил выделять в Кызыле гражданам земельные участки под индивидуальное строительство. При этом в пос. Каа-Хем и Сукпаке свободных земель почти нет. К тому же эти «сёла пришли в упадок», и жить там ещё более сложно, чем в Кызыле. Однако «совсем рядом с нашей столицей есть такой уголок – Вавилинский затон» – «своеобразный уголок, окружённый горами», где, казалось бы, можно было создать условия для частного строительства. При создании минимума условий там можно было бы расселить большое число желающих. Но власти Кызыла и республики ничего не делают для того, чтобы «живущие в этом красивом уголке республики» имели хотя бы минимум цивилизованных услуг.
Да, люди «не унывают», «несмотря на отсутствие школы, детского сада и поликлиники». Они в этих условиями выживания «отвозят детей в город – кто на собственном транспорте, кто – на автобусе». В общем, выкручиваются. «И вроде бы всё хорошо, но...». Тяжело наблюдать, как на «Вавилинском затоне» «бедные дети на морозе рано утром или поздно вечером стоят и ждут автобус». Но властям до них дела нет: в соответствии с расписанием, автобусы должны ходить «через каждые 10-15 минут». Однако реально их ждут часами. В итоге дети «в автобус заходят уже обледеневшей сосулькой».
Невольно вспоминаются бодрые рапорты нового мэра Кызыла Сагаан-оола о том, что он для себя приоритетной задачей считает налаживание работы общественного транспорта. И, думается, если уж он не в состоянии исполнить своё обещание по приоритетной проблеме, то что он вообще может?
Когда власти передали «Вавилинский затон» из Пий-Хемского кожууна в Кызыл, наивные граждане поверили, что теперь тут появятся «школа, детский сад и поликлиника». Более того, власти заявили, что «под строительство школы и сада уже выделены земли». Однако следом те же чиновники за взятки «участки, предназначенные под учреждения социальной инфраструктуры, продали частным лицам». А потом заявили, что «на строительство детских садов, школ и больниц у нас нет денег». И дела им нет до того, что «раньше здесь было мало домов, сейчас это уже большое село, а строительство всё ещё идёт полным ходом, чтобы вырасти до посёлка городского типа осталось совсем немного».
В мэрии г.Кызыла и правительстве, похоже, даже не думают, что «стоит решать проблему, пока она маленькая», и не дожидаться, когда она вырастет. Но их не заботит, что «каждому человеку хочется жить в нормальных условиях» – и в «Вавилинском затоне» – тоже.
А всё потому, что власть в Туве за последние 10 лет окончательно оторвалась от народа и его нужды ей – по боку. Нынче осенью в республике должны состояться выборы депутатов тувинского парламента. И для нас очень важно, чтобы в нём не осталось никого из тех, кто сегодня заседает в «Жёлтом доме». Необходимо вычистить народное представительство от жуликов и бандитов, пристроенных в хурал партией жуликов и воров. И тогда, может быть, власть займётся реальными проблемами населения, и наши дети не будут мёрзнуть на остановках в ожидании неизвестно когда пришедшего автобуса. И больницы с детским садами будут строить там, где люди живут, а не там, где властям удобно. И проблема электроснабжения также не будет неразрешимой. Когда это будет?
КЫЗЫЛ-КУРАГИНО – ЧУДЕСА ПРОДОЛЖАЮТСЯ!
«Впервые о проекте магистрали Курагино – Кызыл было заявлено ещё в начале 2000-х годов». Проект продвигали сенаторы Пугачёв и Нарусова. Тогда его стоимость оценивалась в 72 млрд. рублей. И строительство началось. Планировалось, что «трассу уже давно должны были сдать в эксплуатацию». Однако, когда Шойгу пролоббировал назначение Главой республики Шолбана Кара-оола, проект потихоньку «сдулся». Сначала из республики выдавили сенаторов Пугачёва и Нарусову, затем пугачёвский бизнес отжали в пользу чеченского авантюриста Байсарова. Как следствие – строительство дороги остановилось, а добыча угля на Элегестинском месторождении, под который, собственно, и строилась дорога, захирела.
Затишье продолжалось до «конца 2011 года», когда в Туву прибыл «президент РФ Владимир Путин», который под телекамеры забил «золотой костыль» будущей железной дороги «Курагино – Кызыл» протяжённостью 410 км. «Но на этом всё закончилось». Работы по строительству трассы больше не велись, хотя по плану «к 2020 году ежегодный объём перевозок по линии Кызыл – Курагино должен был достигнуть 15 млн. тонн, из которых 12 млн. тонн должны были приходиться на уголь из Элегестинского каменноугольного месторождения».
Зато наступила пора «растягивания» сметы строительства, которая с 72 млрд. рублей чудесным образом подскочила до астрономической суммы «в 270 млрд. рублей». И теперь пришла пора делить этот жирный пирог. «В мае 2018 года» было подписано «Концессионное соглашение на её строительство». Глава Тувы Кара-оол на всех уровнях растрезвонил, что не позже 2018 года грандиозное строительство дороги «Кызыл – Курагино» начнётся. На дворе год 2019, а воз, как говорится, и ныне там. И никаких перспектив пока не просматривается. И не только потому, что жулики раздули смету строительства с 72 до 270 млрд. рублей, а бюджет России в связи с санкциями трещит по швам так, что пришлось увеличивать пенсионный возраст.
Очередной «срок завершения работ сейчас установлен на май 2023 года». Но «это крайне оптимистичный прогноз», поскольку строить ветку «Кызыл – Курагино» бессмысленно, пока не будет реконструирована уже сегодня весьма перегруженная кузбасским углём трасса «железнодорожного участка Междуреченск – Тайшет, предназначенного для перевозки угля с линии Кызыл – Курагино». Её стоимость – «45 млрд. рублей».
По сообщению Счётной палаты РФ, РЖД проваливает план строительства почти всех дорог по РФ, в связи с чем «сроки строительства 13 из 22 объектов были продлены с 2016 года до 2020 года», хотя они имели федеральное финансирование. «При этом техническая готовность 8 объектов в декабре прошлого года составляла менее 50%», а к строительству «трёх объектов ещё даже не приступали».
Как уже сообщалось выше, «стоимость проекта развития участка Междуреченск – Тайшет составляет 45,6 млрд. рублей», однако «низкий уровень организации работ не позволил компании своевременно освоить бюджетные средства, в результате чего более 17 млрд. рублей были направлены на реализацию других проектов». Мало того: «проверка выявила риски неэффективного использования инвестиций из федерального бюджета». К тому же были установлены приписки: «в Счётной палате выяснили, что стоимость договоров по ряду объектов превышает показатель, ранее определённый государственной экспертизой». И ничего удивительного в этом нет, учитывая, как стоимость строительства железной дороги «Курагино – Кызыл» в отсутствие самого строительства при переходе в ведение чеченского авантюриста при содействии Шойгу чудесным образом выросла почти в четыре раза!
АК-СУГСКИЙ КОМБИНАТ – КОСТЬ В ГОРЛЕ ГУБЕРНАТОРА
«Ак-Сугское медно-порфировое месторождение находится в горно-таёжной местности в междуречье рек Ак-Суг и Даштыг-Ой на территории Тоджинского района в 240 километрах на северо-восток от г.Кызыла». По официальным данным, «утверждённым Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых», «общие запасы меди на этом уникальном месторождении составляют 2818,8 тысячи тонн, молибдена – 73,3 тысячи тонн, золота – 68,6 тонны, серебра – 525,2 тонны, рения – 119,8 тонны». Лицензию на разработку месторождения приобрела «Голевская горнорудная компания», принадлежащая предпринимателю М.Прохорову.
Как сообщает «ПИ», в настоящее время компания «завершила геологоразведочные работы на Ак-Сугском медно-порфировом месторождении», которыми занималась «12 лет назад». На этих работах трудилось «более 150 человек – геофизики, изыскатели, лесорубы, буровики». Сейчас «московское ОАО «Гипроцветмет» продолжает проектирование горно-обогатительного комбината и сопутствующей инфраструктуры». После запуска комбината «предусматривается производство медного, молибденового и других концентратов». Поэтому в полный рост встала проблема инфраструктуры – автомобильной дороги и линии электроснабжения комбината.
Договориться о совместном решении этих проблем с правительством Тувы руководству комбината и её владельцу не удалось. Оказалось, что позиции Главы республики Шолбана Кара-оола непреклонна – вкладываться в совместное обустройство он не намерен, и в то же время публично заявляет, что приложит все свои возможности к тому, чтобы на комбинате не появилось электроснабжение с Иркутской области и автомобильное сообщение с Красноярским краем. Знающие люди полагают, что позиция Кара-оола вряд ли изменится, если Прохоров не подарит ему долю в месторождении. Говорят, речь идёт о 50%.
Однако руководство комбината настроено решать проблемы и без участия тувинских властей. Так, «согласована с АО «Иркутскэнерго» концептуальная схема электроснабжения» и уже «выполнена трассировка трассы под прокладку ЛЭП по маршруту «Тулун – Ак-Суг» протяжённостью 220 километров». Нет худа без добра – оказалось, что ЛЭП «целесообразнее и экономически выгодно проложить из Иркутской области. Короче и дешевле». При этом излишки электроэнергии в «10-12 мегаватт» можно будет использовать «для нужд Тоджинского района». Второй важнейший проект – «строительство дороги» до комбината. Решено строить автомобильную дорогу «Курагино – Ак-Суг» протяжённостью 290 километров». Предприятием уже «все необходимые геодезические и гидрогеологические работы проведены». И вскоре «начнётся её строительство», «как только будет получено заключение государственной экспертизы».
Вне всякого сомнения: в отличие от китайской компании «Лунсин», функционирующей рядом, которую подозревают в укрытии от налогообложения в размерах исчисляемых сотнями миллионов, российский «комбинат даст толчок развитию экономики всего Тоджинского района». Планируется, что «в бюджет района будет ежегодно поступать до 700 миллионов рублей, а в республиканский – до 7 миллиардов».
Очень странно и даже подозрительно, что развитию такого производства так нагло, открыто и в ущерб республике противится её Глава Кара-оол. Подозрения в шантаже, пока не имеющие реальных доказательств, косвенно подтверждают подозрительную заинтересованность Кара-оола в процветании не российской, а китайской компании. И здесь тоже вполне может идти речь о коррупционном сговоре.
«Что касается Ак-Сугского горно-обогатительного комбината, то только в текущем, 2019 году, основной инвестор – управляющая компания «Интергео» группы ОНЭКСИМ – выделяет в общей сложности 2,5 млрд. рублей». Уже сейчас «от села Ий до реки Хамсара проложена автомобильная дорога, протяжённостью 38 км», «построены дома, баня, дробильная лаборатория, столовая, пекарня, столярка, установлен дизельный двигатель». И «Генеральный директор Голевской горнорудной компании Андрей Листков» вполне заслуженно «считает это одним из своих самых значительных достижений». Он сообщил, что «к строительству Ак-Сугского горно-обогатительного комбината планируется приступить в 2020 году». И в этом же году «должен начаться пробный запуск комбината», если Кара-оолу не удастся расстроить эти планы.