Обзор прессы |
ПЕРЕД ВЫБОРАМИ В ТУВЕ ПЛАНОВ ГРОМАДЬЁ
В республике полным ходом идёт подготовка к выборам депутатов Верховного Хурала Тувы. Все действия партийной бюрократии «Единой России» и тувинского правительства направлены на исправление подмоченной репутации партии чиновников и олигархов. Глава правительства Тувы Шолбан Кара-оол как может педалирует продвижение мероприятий с «мерами по ускоренному социально-экономическому развитию Тувы». Конечно, ко дню голосования 8 сентября кардинально ничего изменить по существу невозможно, однако шум вокруг предполагаемых «мер» позволяет демонстрировать желание властей что-то такое сделать для населения, что может изменить к ней отношение избирателей.
Все знают, что в России благими намерениями вымощена дорога в ад. И заявления, обещания или уверения самого большого начальника, как правило, ничего не значат. За примером далеко ходить не приходится: сам Путин в 2011 году забил золотой костыль в строительство железной дороги «Курагино-Кызыл», а воз спустя почти восемь лет и ныне там, хотя после этого было сделано много заявлений о том, что якобы «проект прошёл точку не возврата». Поэтому относиться к заявлениям «вице-премьера Виталия Мутко» следует скептически – чего не пообещаешь перед выборами?
Как сообщила «ТП» со слов «главы республики Шолбана Кара-оола», «в Правительстве РФ перешли к новому этапу работы над мерами по ускоренному социально-экономическому развитию Тувы». «1 июля вице-премьер Виталий Мутко подписал перечень поручений», «которые призваны снять многие проблемные вопросы развития Тувы и ускорить реализацию ключевых инфраструктурных проектов в регионе». Будут ли их исполнять «федеральные министры» – большой вопрос, поскольку подобных «поручений» и ранее давалось достаточно много. К примеру, одно из них касается «строительства железной дороги Курагино – Кызыл». Как уверяет Кара-оол, оно «должно начаться в этом году». Впрочем, в прошлом году он же делал заявления о том, что строительство железной дороги начнётся в году 2018-м... На дворе июль, Байсаров полным ходом проводит рекультивацию земель на угольном месторождении и предполагаемом полотне будущей железной дороги, что означает предстоящую консервацию и того, и другого. По сведениям из компетентных источников, трасса будущей железной дороги пойдёт по иному, чем планировалось ранее, маршруту. А это означает как минимум новые проектно-изыскательские работы.
Впрочем, даже если трезво посмотреть на публикацию в «ТП», то можно понять – до строительства дороги, как до Китая. В частности, сообщается, что данным «поручением» Мутко обязал «Минтранс, Минэкономразвития, Минэнерго, Минприроды и Роснедра» всего лишь «подготовить и представить правительству анализ перспектив» будущего строительства железной дороги «с учётом увеличения объёмов перевозок, а также возможностей организации движения пассажирских поездов». А заодно «подготовить экспертные заключения о целесообразности второго этапа стройки, предполагающего продолжение дороги в Монголию и Китай». Таким образом, Мутко фактически отправляет проект строительства железной дороги «Курагино-Кызыл» на новый круг разработки технических условий и согласований, что в любом случае потребует уйму времени и денег. Так что стройка от начала строительства теперь находится ещё дальше, чем в прошлом или позапрошлом году. И даже дальше, чем она находилась в 2011 году, когда Путин заколотил «золотой костыль». Видимо, теперь следует ожидать заявления Кара-оола в следующем году о том, что стройка непременно начнётся в 2020-м году...
Другая часть «поручений касается вопросов развития дорожной сети и транспортной инфраструктуры» республики. Начало реализации «нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» для Тувы» обещают «начать с 2020 года». В рамках этой программы предполагается «ускорить процедуру сертификации аэропорта Кызыла и открытие международного терминала». Сообщается, что «часть перечня относится к вопросам развития сельского хозяйства» Тувы. Но что это за мероприятия, как они будут способствовать развитию сельхозпроизводства и подъёму уровня жизни селян – большая тайна за семью печатями.
Интересно сообщение об организации «проверок в отношении крупных инвесторов, работающих в Туве на исполнение ими условий инвестиционных соглашений». Этот раздел поручений Мутко занимателен тем, против кого эти проверки направлены. Скорее всего, первыми попадут под прицел такие компании, как «Голевская горнорудная компания» олигарха Прохорова, деятельность которой вызывает в правительстве Тувы недовольство. Хотя нам бы, конечно, хотелось, чтобы в рамках исполнения поручений Мутко проверили «Тувинскую горнорудную компанию», которую на 100% контролирует кипрский оффшор Vukelich Ltd компанией En+ Coal на предмет формирования цены на уголь, превышающей все мыслимые и немыслимые размеры.
ШОЛБАН КАРА-ООЛ ПРОЕХАЛСЯ ПО РЕСПУБЛИКЕ
«ТП» сообщила, что «Глава Тувы» в рамках подготовки к выборам «вместе с руководителями ключевых министерств побывал в Каа-Хемском и Дзун-Хемчикском районах, где проверил ход выполнения работ в рамках национальных проектов». Судя по публикации, в этих районах не создаётся никаких новых производств. Все силы брошены на увеличение нагрузки на бюджет. Власти намерены «построить спортивную площадку в Сизиме и укомплектовать его школу спортинвентарём, а также сформировать спортивный клуб при школе села Кундустуга». «В Кундустуге компанией «Кызылстрой» ведётся капитальный ремонт Дома культуры», «в селе Авыйгане планируется построить новый ФАП». Там же «глава республики поручил рассмотреть вопрос о строительстве нового здания психоневрологического интерната». Что же до реального сектора экономики, то тут пока идёт поиск «людей, которые хотят и готовы работать на земле» и тем самым «создавать в малых сёлах жизнеобразующие предприятия». При этом Кара-оол понимает, что в республике «самые главные люди – это чабаны», которые «составляют костяк нашего тувинского народа». Это они «кормят, одевают нас, и в то же время обучают своих детей за счёт своего кропотливого труда». Но их труд и быт до сих пор часто остаётся на пещерном уровне.
Заодно Кара-оол «проверил качество дороги между Кызылом и Сарыг-Сепом» и лично убедился, что «правы, кто писал в соцсетях, что она местами основательно разбита». И тут у него возникла гениальная мысль о «гарантийных обязательствах подрядчика сроком на 10 лет», чтобы они «строили на совесть». В связи с этим вспоминается, что стало с дорогами в Кызыле после того, как их проложило ООО «Восток» С.Уюсова. Почти все они, как Титова или Рабочая, уже через два года пришли в негодность.
А «в Дзун-Хемчикском районе» в присутствии главы правительства «прошёл праздник животноводов Наадым-2019». Заодно был отмечен «160-летний юбилей со дня рождения правителя Хемчикских кожуунов Хайдыпа Монгуша и XX Международный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ». Там «жительница далёкого села Чыргакы Шолбанмаа Сат озвучила свою просьбу о строительстве дороги до села». На что «министр дорожно-транспортного комплекса Олег Бады рассказал о строительстве федеральной дороги Абаза – Ак-Довурак».
А когда «председатель совета ветеранов Наталья Ооржак поинтересовалась строительством железной дороги», «Глава Тувы» в очередной раз рассказал ей байку про «строительство», которое «планируется от Курагино до Кызыла» с продолжением «до посёлка Усть-Элегест». А затем – «в долгосрочных планах» и «до близлежащих соседей Монголии и Китая». Разговор о «железке» понравился всем.
ПАРТИЯ ВЛАСТИ ГОТОВИТСЯ К ВЫБОРАМ
8 сентября 2019 года – единый день голосования в стране. Большое испытание для партии власти. Накануне выборов «5 июля в Москве прошла ежегодная политическая конференция партии «Единая Россия» в формате совместного заседания Высшего и Генерального советов Партии. В ней приняли участие около 450 человек». «В преддверии конференции состоялась совместная стратегическая сессия «Единой России» и Правительства», на которой сообщили, что «новые направления в работе «Единой России» появятся в течение месяца – сразу после того, как Генеральный совет Партии доработает предложения политической конференции и представит их в виде резолюции на подпись Председателю «Единой России», главе Правительства Дмитрию Медведеву».
Не придумывая ничего нового, партия власти взяла на вооружение национальные проекты, реализуемые правительством в соответствии с Указами Путина. В данном случае «речь идёт об информировании людей о нацпроектах и налаживании обратной связи» с избирателями. Медведев считает, что в настоящее время главная проблема – не коррупция и воровство, разъедающие общество и разоряющие бюджет, а информация о том, как власть любит народ. В связи с этим «первоочередная задача – наладить информирование людей о национальных проектах». Ведь избиратели России, узнав, как правительство заботится о них, тут же толпой побегут на избирательные участки голосовать за «Единую Россию». Для этого, как в советские времена, необходимо «наладить работу по организации общественного обсуждения решений Партии».
В общем, снова будут вешать лапшу на уши. А тем временем душевые доходы население страны падают. Вот такая вот «загогулина», как сказал бы Ельцин.
У КЫЗЫЛСКИХ ДУРАКОВ УЖАСНЫЕ ДОРОГИ
«Городские власти регулярно отчитываются, что они какие-то дороги ремонтируют». Вот уже скоро месяц как они пытаются отремонтировать разбитые дороги столицы. В центре Кызыла кое-что успели сделать. Однако «жители окраин Кызыла это не очень радует, и они с завистью «говорят о центральных улицах: мол, там не то, что у нас». Да и ремонт ведётся без толку и хозяйственной хватки. К примеру, «большинство дорог, даже новых, обходятся без дождевой канализации, так называемой ливнёвки». Даже в самом центре столицы – «на улицах Ленина и Кочетова», не говоря уж о «дорогах в разных микрорайонах города». После дождей ситуация такова, что хоть «арыки делай вдоль дорог».
«Жители правобережья возмущаются: когда же у них сделают хорошую дорогу, такую, как в центре делают»? К примеру, «прямо-таки в центре», на улице «Титова на перекрестке с улицей Красноармейской» «двустороннее движение становится односторонним, потому что на одной половине дорожного полотна огромные ямы».
Кстати, газета «РИСК» по этому поводу направляла соответствующий запрос, но воз и ныне там. Ситуация с дорогами Кызыла такова, что нужно «на въездах в город поставить специальные знаки, запрещающие перемещение на легковых машинах». И разрешить «ездить только на «Уралах» и «КамАЗах». В крайнем случае, на внедорожниках». Вопрос: когда власти займутся дорогами?
ЛЮДИ, МУСОР, ВЛАСТИ И ВОЕННЫЕ
Жители обнаружили «несанкционированную свалку в правобережной части Кызыла, между военным городком и Вавилинским затоном». Почему-то «Мэрия ликвидировать её не собирается». Возмущённые «жители Вавилинского затона уже обращались куда только можно», «но пока никаких мер не было принято». Не могут определить, «чей это мусор»?
«Сотрудники городской администрации уверяют, что это – Пий-Хемский кожуун, а депутаты городского Хурала утверждают, что это – территория Кызыла». Поскольку на свалке много «больших кусков асфальта», винят «Тываавтодор». Другие думают: «Можно ли потребовать от военных, чтобы они ликвидировали свалку», поскольку «военные здесь действительно складировали свой строительный мусор»? Другие недоумевают: «откуда идёт вонь»? Не от асфальта же... «Такого быть не может»! К тому же «жители уверяют, что сюда время от времени приезжают большие машины, которые сваливают мусор». Но установить их принадлежность и наказать за сваливание мусора в неположенном месте некому – власти Кызыла и Пий-Хемского кожууна от этой территории открещиваются.
Автор предполагает, что «теоретически, вопрос можно было бы снять с повестки дня, если бы военные полностью огородили бы свои земли». Но кто же их заставит это сделать? А тем временем, все ветви власти дружно и слаженно занимаются борьбой с компанией, на которую можно было бы возложить обязанность ликвидировать стихийные свалки в республике – ООО «СТ-ТБО». Там идёт битва за бабло, которое можно будет украсть, когда федеральные власти дадут денег на строительство мусороперерабатывающего завода.