Обзор прессы |
ЗИМА ЗАСТАВИЛА ЧИНОВНИКОВ ЗАДУМАТЬСЯ
Тува – глубоко дотационный субъект Российской Федерации. В силу этого региональный бюджет – это всего лишь ведомость расходов, финансируемых, как правило, средствами, поступающими из федерального центра или налогами на заработную плату, также выплачиваемую из средств, поступающих из Москвы. Поэтому верстать бюджет Тувы – задача не сложная даже для наших тупоголовых финансистов. Однако и такой простой задачи они решить не в состоянии. В связи с этим под занавес года пришлось вновь вносить поправки в республиканский бюджет. Для этого пришлось даже созывать «внеочередное заседание регионального парламента», на котором «депутаты внесли изменения в Закон РТ «О республиканском бюджете РТ на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
Впрочем, такое заседание – обычная формальность. Сформированный из депутатов партии «Единая Россия» парламент Тувы участия в жизни республики не принимает и ни с какими своими инициативами не выступает, довольствуясь тем, что штампуют решения, подготовленные в правительстве Тувы.
В числе многочисленных поправок депутаты были вынуждены поддержать решение о затыкании дыр в топливно-энергетическом комплексе республики – «предлагается частично предусмотреть увеличение расходов на государственную поддержку предприятий топливно-энергетического комплекса, которые нуждаются в дополнительном финансировании». Так уж повелось – на дворе зима, а правительство Тувы только сейчас озаботилось поиском денег на приобретение горючего для генераторов.
КАРА-ООЛ И ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В ТУВУ – БЛЕФ ИЛИ ВОРОВСТВО?
«ТП» сообщила, что «в Новосибирске состоялось совместное заседание Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе и Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение». На нём «Губернаторы Сибири обсудили вопросы развития здравоохранения, транспортной инфраструктуры и межрегиональной кооперации».
Как известно, последние 10-12 лет власти страны занимались так называемой оптимизацией расходов на здравоохранение, фактически разваливая его. И это происходило не только в Туве, но и во многих других регионах. Однако народ у нас необычный – трудности только закаляют его. В связи с этим власти при помощи несложных манипуляций получают просто удивительные результаты – при снижении жизненного уровня населения и развале здравоохранения «за последние пять лет смертность в Сибири снизилась на 4,5 процента, а продолжительность жизни увеличилась практически на два года», – утверждают в Минздраве. Так что, если всю медицину сделать платной, а зарплату бюджетникам вовсе не платить, то Минздрав наверняка отчитается о новых грандиозных достижениях в падении «смертности» и резком увеличении «продолжительности жизни» россиян...
Как сообщает «ТП», «в кулуарах многие коллеги и эксперты отмечали важность и необходимость движения в вопросах развития транспортно-логистической системы». Но отделались общей фразой о том, что «железные дороги, автомагистрали, авиационное сообщение – необходимое условие» «для раскрытия внутреннего потенциала сибирских регионов».
Как известно, Глава Тувы Ш.Кара-оол в этом году уже в двадцатый раз пообещал начало строительства железной дороги «Курагино – Кызыл». Сообщил, что строительство начнётся уже в 2018 году. Год заканчивается, а никаких подвижек в этом плане не наблюдается. Похоже, снова обманул. Правда, теперь он выдвинул новую идею – строительство автомобильной дороги «Кызыл – Новосибирск». Все, конечно, понимают, что это – обычный трёп безответственного фантазёра, пытающегося представить себя солидным государственным деятелем межрегионального масштаба. Ранее он уже обещал нам международный аэропорт, строительство дирижаблей, новую ТЭС-2, порт в Ванино и многое другое, чего не случилось и вряд ли случится в ближайшие десятилетия. И сколько бы он не заявлял об актуальности темы «экспорта» возможностей на ёмкие и перспективные международные рынки, в частности, стран азиатско-тихоокеанского региона», все понимают, что за этими заявлениями ничего не стоит, кроме позора тувинского народа, имеющего в руководителях региона подобного безответственного болтуна.
Что же до «строительства железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино», то даже полпред Сибири Меняйло вынужден был одёрнуть тувинского фантаста замечанием, что продвигаемый Кара-оолом «проект не имеет аналогов за последние несколько десятилетий» и для начала его реализации «требует доработки». В чём именно состоит эта «доработка», в публикации умалчивается. Но совершенно очевидно, что речь идёт, как и в случае с ТЭС-2, о предоставлении расчётов эффективности капитальных вложений в проект. Как известно, Шолбан Кара-оол где-то, видимо, по случаю приобрёл кандидатскую диссертацию по экономике, однако, судя по всему, он слабо представляет себе, что такое на самом деле экономическая целесообразность инвестиционных вложений. И не понимает, что, если проект не окупается в ближайшие 50 лет, то никакой инвестор своих денег на него не даст. Впрочем, не исключено, что Кара-оол, лоббируя проект «строительства железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино», имеет в виду не столько перспективы использования железной дороги, сколько возможность украсть при её строительстве. А там – хоть трава не расти! Но в Кремле почему-то не хотят давать 240 млрд. бюджетных денег на разграбление властями Тувы.
КАРА-ООЛОВСКАЯ МАНИЛОВЩИНА И НАША СУРОВАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Заканчивается 2018 год. В правительстве Тувы суматоха – защита бюджета республики на следующий год. Чиновники не вылезают из Москвы – просят денег. «По итогам недельной командировки в Москве Глава РТ Шолбан Кара-оол и члены правительства региона заместители председателя Органа Натсак, Александр Брокерт, Шолбан Хопуя, министры Елена Каратаева и Татьяна Санчаа 22 октября провели пресс-конференцию», на которой отчитались о предварительных итогах своей деятельности.
Сам Глава Шолбан Кара-оол «сообщил, чего удалось добиться»: получилось достаточно скромно. Из «заявки по 17 национальным проектам с общим объёмом средств в 7,8 млрд. рублей» удовлетворено только «на сумму 2,2 млрд. рублей». Сказалась низкая подготовка чиновников тувинского правительства, от которых требовались «большая заявочная работа, чёткая и аргументированная позиция, конструктивные отношения в «высоких кабинетах» и, конечно же, соучастие собственными доходами». Но Кара-оол не расстраивается. Трудности в защите интересов Тувы объясняет особенностью нашей республики и тем, что «Туву всё-таки аршином общим не измеришь». Тут и воруют не как везде – на входе денег в республику, а не на выходе от реализации программ.
К своим личным достижениям Кара-оол отнёс встречу «с директором ФСБ России Александром Бортниковым» и обсуждение темы «организации международного сектора аэропорта Кызыла». Правда, какой в том толк – непонятно. О каких международных перевозках можно вести речь, когда аэропорт по обслуживанию региональных маршрутов работает три дня в неделю. Правда, Глава надеется, что в ближайшее время «полёты будут выполняться не три, а четыре раза в неделю». Да, великое достижение. А ведь когда-то аэропорт работал все семь дней в неделю, самолёты летали во многие города, в том числе Москву и Центральную Азию и только в Красноярск выполнялось по 14 рейсов в день. А теперь, благодаря заботе Кара-оола, у авиакомпании «Туваавиа» отозвана лицензия. А он всё мечтает...
КАРАУЛ! В КЫЗЫЛЕ НОВЫЙ МЭР!
«ТП» сообщила, что теперь «в Кызыле – новый мэр», которого назначили депутаты городского Хурала на «третьей сессии Хурала представителей Кызыла». О том, что им будет племянник Главы правительства «Карим Сагаан-оол», газета «РИСК» сообщила ещё до проведения «выборов» депутатов.
Карьеру «Карима Сагаан-оола» мы наблюдаем с тех пор, как Кара-оол стал премьером. Результат его деятельности был неизменным – полный провал, скандалы и неприятности. Будучи министром топлива и энергетики, он сначала провернул аферу с закупом бензина в Уфе у какого-то мошенника, в результате чего десяток предпринимателей Кызыла, доверивших ему свои деньги, не получили топлива и лишились своих денег. Запомнился также установкой нескольких фонарей на солнечных батареях, стоивших десятки миллионов бюджетных рублей. Затем он разморозил Хову-Аксынскую ТЭЦ и организовал в райцентре гуманитарную катастрофу. Деятельность его на посту председателя районной администрации отличалась безответственностью, истериками и заявлениями о том, что ему ничего не будет, потому что он – родственник Главы республики. Ну, а в кресле директора «Тываэнерго» он запомнился жителям республики тем, что они сутками сидели без света из-за аварийных отключений. При этом он не смог даже организовать оповещение о плановых отключениях. И перевод его из «Тываэнерго» в мэрию был вынужденным – мириться с его бестолковостью и амбициозностью начальство в Красноярске больше не могло, и Кара-оолу пришлось его «трудопристраивать» в кресле столичного мэра.
Как сообщает «ТП», выбора у депутатов, по сути, не было: «на пост мэра претендовали» лишь никому не известный инспектор контрольно-счётной палаты Кызыла и Карим Сагаан-оол. О том, насколько бестолков новый мэр, говорит его выступление перед депутатами, в котором он пояснил, что для него приоритетным станет в Кызыле «вопрос с общественным транспортом». Его волнует проблема, что «автобусы есть, а профессиональных водителей» – нет. Хотя, конечно, мелочность мышления очередного родственника-мэра закономерна. Так что до тех пор, пока Кара-оол будет нам подбирать градоначальника, рассчитывать на позитивные изменения в столице не приходится.
Огорчает другое – прежний мэр Ховалыг был человеком умным. И, положа руку на сердце, следует признать: это братья Кара-оолы не давали ему нормально работать. С Сагаан-оолом ситуация иная – пришёл мэр-балбес с амбициями. И он способен таких дров наломать, что бывшего мэра Ховалыга мы будем вспоминать с ностальгией. Впрочем, он, видимо, уходит не далеко – собирается возглавить «Тываэнергосбыт». Так что теперь и этой отраслью будут командовать чёрные братки.
ЧИНОВНИКИ ОСТАВИЛИ ВРАЧЕЙ БЕЗ ЗАРПЛАТ
Эксперимент над здравоохранением продолжается. «С 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда в России был приравнен к прожиточному минимуму. Теперь в республике минимальная начисленная (то есть без вычета налога) зарплата работников бюджетной сферы, с учётом районных и северных коэффициентов, не может быть ниже 21 тысячи 210 рублей». В связи с этим «в Министерстве труда и социальной политики Тувы рассмотрели проблемы с перерасчётом зарплат работникам бюджетной сферы». Оказалось, что после перерасчёта «оклад санитарки почти сравнялся с окладом врача, а водитель «скорой помощи», работающий сутки через двое, стал получать больше, чем фельдшер той же «скорой». А всё потому, что чиновники правительства Тувы не сумели защитить интересы республики, и «вместо заявленных 3 млрд. рублей» республика получила «только 1 млрд. 375 млн., то есть меньше половины». Так что денег хватило только на индексацию зарплат «санитарок, водителей, сторожей, истопников, дворников, курьеров и техничек». Такой шаг привёл к «диспропорции в уровне окладов». В общем, чиновники в панике: «Время идёт, месяц заканчивается, как считать людям зарплату – не знают».
Так или иначе, федеральный закон нужно исполнять без нарушений трудовых прав работников, подытожили организаторы публичных слушаний, и посоветовали руководителям учреждений сделать упор на разъяснительную работу.
КЫЗЫЛ ЖДЁТ СУДЬБА ХОВУ-АКСЫ?
Как известно, нынешний мэр Кызыла Сагаан-оол имеет некий опыт руководства муниципалитетом. Ранее он руководил администрацией Чеди-Хольского района. О том, каким он оставил Хову-Аксы, описывает репортаж в «ПИ»: «легко сказать, какое место самое жуткое, – как раз то, которое могло бы стать источником богатства, – бывший комбинат «Тувакобальт». С виду всё не так страшно: если быстро ехать по дороге, можно не заметить чего-то ужасного – «фасады с проёмами для окон почему-то сохранились, но за ними ничего нет». «Страшнее – если зайти внутрь уже разрушенного комбината».
Ещё страшнее – «карты, хвостохранилища, свалка отходов производства». «Со стороны основной дороги опасные отходы огорожены колючей проволокой: она есть, но порвана в некоторых местах. С дальней стороны от дороги они вообще не перекрыты, и туда может заходить скот». Кругом яд – «жители посёлка Сайлыг не могут похвалиться долгожительством – у людей крошатся зубы». «Зато есть проблема с врачами – не все специалисты есть», «в сёлах не хватает даже учителей».
«Глава Тувы Шолбан Кара-оол» обещает: «сырьё Хову-Аксы можно использовать для производства батарей, а кобальтовые хвосты, вчера бывшие головной болью, завтра станут для Тувы новой возможностью». Однако ему никто не верит – «про восстановление комбината сейчас никто не говорит».
Посмотрим, что теперь сотворит Сагаан-оол с Кызылом. Неужели повторится ужас посёлка Хову-Аксы?