Популярно о наболевшем |
Дружба с прокурором оказалась недолгой, а расставание – без горечи
Известие о том, что прокурор республики Александр Николаевич Боровков досрочно отправлен в отставку и на следующей неделе будет передавать дела своему первому заместителю С. Дябкину, хоть и было ожидаемым в свете тех скандалов, что сопровождали прокурора последний год, но для многих оказалось неожиданным. Как правило, чиновников такого ранга убирают из региона в случае конфликта между ним и руководителем региона. А Боровков жил с Кара-оолом душа в душу, исполнял любые его капризы, в своей деятельности скрупулёзно следовал его интересам, даже если они шли вразрез с интересами службы.
В этом плане показателен пример, когда Боровков, прижатый к стенке редакцией газеты «РИСК», был вынужден обратиться в суд за признанием договора подряда между ООО «Энергострой» и ГКУ РТ «Госстройзаказ», заключённого по сговору Крапивина и Кара-оола задним числом, недействительным. По этому воровскому контракту «Госстройзаказ» перечислил «Энергострою» 68 млн. рублей, когда скандал набирал силу и дело уже рассматривалось в арбитражном суде. Поначалу прокурор как бы «случайно» не озаботился наложением обеспечительных мер в отношении счетов «Энергостроя». Однако, когда процесс подошёл к своему логическому завершению, он вдруг без объяснения причин, отозвал своё требование о возврате 68 млн. рублей в бюджет. Когда такое решение стало достоянием общественности, тувинское общество испытало настоящий шок. Никогда раньше прокурор, да ещё такого уровня, открыто в суде не потворствовал воровству бюджетных средств. Никогда так явно не вставал на сторону жулья.
Сложилась парадоксальная ситуация: суд признал договор недействительным, а бюджетные деньги, полученные по нему, возвращены не были. Для всех стало понятно, что прокурор Боровков с самого начала был на стороне преступной сделки, и подача заявления в суд по признанию сделки незаконной являлась лишь прикрытием сомнительной деятельности прокурора. И можно было ставить вопрос об участии прокурора в этом преступном сговоре. С какой стороны ни посмотри, становится очевидным, что либо прокурор получил взятку за прикрытие этой сделки, либо был каким-то иным путём заинтересован в том, что 68 млн. рублей ушли к Крапивину. Были разговоры о том, что взамен этой сделки Боровков и Кара-оол получили от Крапивина по квартире. Но, как говорится, разговоры к делу не пришьёшь. Да и самого уголовного дела так и не появилось. На все запросы прокуратура Тувы отвечала односложно: мол, прокурор вправе отзывать свои требования в каком хочет объёме и отчитываться за это не обязан. Так и стоял он на этой позиции больше года.
Ситуация с беспрецедентной прокурорской поддержкой откровенного жулья самым скандальным образом наложилась на другую историю, связанную с деятельностью Агрохолдинга «Заря». Его прокурор преследовал с маниакальной настойчивостью. Скорее всего, по науськиванию Главы региона Кара-оола, который любыми путями хотел уничтожить крестьянско-фермерское хозяйство своего политического оппонента, не желавшего платить откаты с государственных субсидий. Там прокурор требовал суд признать договор, заключённый между Минсельхозом и Агрохолдингом, недействительным и заодно требовал взыскать с Агрохолдинга 32 млн. рублей субсидии, выделенной на развитие птицеводства, в бюджет. Забегая вперёд, сообщу, что в итоге суд прокурору отказал. Да там сразу было очевидно, что требования прокурора к Агрохолдингу были высосаны из пальца. К тому же на сей счёт уже высказалась кассационная инстанция Иркутского суда, подробно и весомо описав все нюансы взаимоотношений аграриев и государства, в соответствии с которыми иск прокурора удовлетворению не подлежал.
Но тут важно другое: в случае с «Энергостроем» прокурор, как мог, до последнего выгораживал жуликов, добившись того, что госконтракт был признан недействительным, а бюджетные десятки миллионов остались на счетах жуликов, однако в случае с фермером тот же самый прокурор безосновательно требовал законно перечисленные субсидии вернуть в бюджет.
Эти две истории, преданные гласности и получившие публичную оценку, не могли не отразиться на авторитете тувинской прокуратуры и на отношении людей к самому прокурору Боровкову. К тому же на неё накладывался скандал, разразившийся в Красноярске, когда председатель Общественной палаты публично в заявлении на телеканале обвинил Боровкова в том, что он в бытность службы в Красноярске, «крышевал» водочную мафию. Другой бы человек, дорожащий своей репутацией, затаскал бы обидчика по судам и даже упёк бы его в тюрьму за клевету, а Боровков решил просто отмолчаться. Он ни разу публично не опроверг эту информацию и даже не стал с «клеветником» судиться, тем самым невольно соглашаясь с тем, что всё это – чистая правда. Для большинства жителей республики Боровков очень быстро превратился в символ прокурорской коррупции и ходячее доказательство правоохранительной беспринципности.
А пока гремел этот скандал, накатил новый. Отец и сын Крапивины, чувствуя безнаказанность, в сговоре с министром земельных и имущественных дел Тувы И.Ултургашевым незаконно захватили лакомый земельный участок в центре города по ул. Ленина, в 100 метрах от здания правительства, и начали строить на нём коммерческое жильё. Когда дело дошло до суда, выяснилось, что за два месяца до незаконного захвата земли Крапивины умудрились получить у мэра Кызыла Сагаан-оола Разрешение на строительство этого жилья. Оформление Разрешения незаконно со всех сторон: и земля никак не была оформлена, и проектно-сметная документация на строительство отсутствовала, и с владельцами сетей ничего не было согласовано. Тем не менее, Разрешение на строительство, видимо за взятку, было мэрией оформлено. Обо всём этом прокурору Боровкову было письменно сообщено более двух месяцев назад. Увы, никакой реакции на запрос редактора по этому поводу. Видимо, и это прокурорское бездействие было щедро проплачено. Хотя проверить эти факты – дело одного-двух дней. Министр Ултургашев с мэром Сагаан-оолом в компании с отцом и сыном Крапивиным уже давно должны были париться на нарах, ожидая суда и приговора. Но и тут бездеятельность прокурора Боровкова сделала своё дело – до сих пор даже незаконная стройка не остановлена. Видимо, продолжение этой истории состоится уже в отсутствие Боровкова в республике.
Или другой пример безответственного поведения прокурора Боровкова. Глава республики Кара-оол, дабы обойти антимонопольное законодательство, посредством притворных Концессионных Соглашений, заключил фиктивные договоры с аффилированными с правительством строительными компаниями, готовыми платить откаты, на строительство школы на ЛДО и множества пристроек к детским садам. Тогда газета подняла шум, указывая прокурору Боровкову на сомнительность этих сделок. Вскоре УФАС через арбитражный суд подтвердил несоответствие Концессионных Соглашений действующему законодательству. Казалось, теперь прокурору и карты в руки – отменяй незаконные Соглашения через суд и требуй возврата бюджетных средств. Но и тогда Боровков уклонился от исполнения своих прямых обязанностей, сославшись на некую «социальную значимость» возводимых преступным способом объектов. Слава Богу, Путин отправил Кара-оола в досрочную отставку, и новый Глава эти незаконные Соглашения отменил.
Но тут есть один аспект: все эти «концессионные» объекты должны были быть сданы в эксплуатацию ещё в 2020 году. На дворе середина 2021 года, а воз и ныне там – объекты не сданы, дети не ходят ни в школу, ни в детсады. Всё это – благодаря бесхребетности прокурора Боровкова, путающего свой личный, скорее всего шкурный, интерес с интересами общества. Он, наверное, надеялся, что Глава Кара-оол прикроет его от гнева генерального прокурора, но просчитался: Кара-оол не смог отстоять не только его, но и свои собственные шкурные интересы, и был отправлен в отставку.
В конце концов, генеральный прокурор И. Краснов, озабоченной этой ситуацией, был вынужден назначить проверку публикаций в газете «РИСК». В рамках этой проверки Боровков даже попытался потребовать от редакции газеты «РИСК» опубликовать опровержение, но потерпел неудачу. И результат не заставил себя ждать. Давно ожидаемое кадровое решение было принято.
Следует отметить, что генпрокурор по итогам проверки не стал устраивать прокурору Боровкову публичную порку и валять его в его собственном дерьме. Он просто уволил его, отправив на пенсию. Хотя Боровкову предстояло в соответствии с пятилетним контрактом прослужить в Туве ещё один год. А потом ждала ротация с переводом в другой регион. Но ему даже не позволили отработать три недели до тридцатилетия службы в прокуратуре и получения очередной медальки. Кто служил, тот знает, что это такое.
Мы часто ругаем правоохранителей за леность, непрофессионализм и продажность. Как правило, такие оценки их деятельности оправданы. Но при этом следует иметь в виду, что среди них немало порядочных честных профессионалов, на которых, собственно, вся служба и держится. И это не только прокуроры, но и руководители МВД, где бардака и продажности сейчас при министре Полякове на порядок больше, чем в прокуратуре. Я имел большой опыт общения как с прокурорами, так и министрами внутренних дел республики. В МВД знавал честного профессионала В.Кара-Сала, умного порядочного чрезвычайно грамотного министра В.Лесняка и вздорного двухметрового выскочку С.Аренина. Был лично знаком и с республиканскими прокурорами. Могу отметить весьма порядочного и в высшей степени подготовленного прокурора Е.Овчинникова, честного и прямолинейного прокурора В.Кизикина, интеллектуала А.Гринёва. Кстати, при Гринёве в столице служил отличный специалист, толковый юрист, весьма кстати, разумный прокурор Мальцев, общаться с которым было одно удовольствие.
Если их сравнивать с нынешним (а теперь уже и бывшим) прокурором, то закономерно приходит на ум поговорка про паршивую овцу. Чтобы понять, что из себя представляет Боровков, нужно знать ещё одну историю. Вызывает он к себе пресс-секретаря прокуратуры и спрашивает: а что это у вас тут за система, по которой редакция газеты каждую неделю даёт нам задание, кого проверять, и требует от нас ответа на свои запросы. Тот отвечает: мол, по закону «О СМИ» мы обязаны реагировать и отвечать. А Боровков: мы, мол, в Красноярске никогда не отвечали. А что если и здесь не будем отвечать? А тот отвечает: они в суд подадут и выиграют. Боровков в запале: в суд на прокурора?! Вы что тут, с ума сошли?! А тот и говорит: знаете, на моей памяти прокурор Овчинников один раз выиграл у них один рубль, а так больше никто не выигрывал, даже Глава правительства.
Кстати, судиться с Боровковым редакции газеты не пришлось – отвечать на её запросы, исполняя закон, заставили через генеральную прокуратуру. Кстати, аналогичные отношения у газеты складываются и с министром внутренних дел Тувы Поляковым. Тоже редакция работает с ним через МВД России. Интересно, когда Колокольцеву это надоест, и он отправит Полякова куда подальше?
Как известно, люди все разные. Одни умные, другие не очень. Многие верят в свою исключительность и безнаказанность, как Боровков или Поляков. Однако жизнь всё расставляет по своим местам. Завтра под задницей патрона закачается кресло, и эти начальники в одночасье становятся обыкновенными людьми, доступными правосудию. Поэтому, если ты не дурак, вести себя надо по-человечески на любой должности. Если, конечно, человек окончательно не деградировал.
Для прокуратуры Тувы наступают новые времена – уже без Боровкова. Думаю, многие вздохнули с облегчением, поскольку он своим самодурством многих «достал». Общаться с его первым заместителем С.Дябкиным мне не приходилось. Я его лично не знаю. Но от работников прокуратуры наслышан, что он человек грамотный и умный. Надеюсь, что у него не будет желания строить отношения со СМИ так, как это делал недавно уволенный Боровков. Как известно, умные учатся на чужих ошибках, и только дураки – на собственных. Хочу пожелать ему успехов на ниве борьбы с преступностью.
До встречи.
Сергей Конвиз