Почему до сих пор не нашли пропавший в Туве вертолёт
Поиск с воздуха пропавшего вертолета Ми-8 авиакомпании «Тываавиа» приостановлен до весны. Такое решение принято, поскольку вся обследуемая территория покрылась снегом. Всего за минувшее время в поисково-спасательной операции участвовали 11 воздушных судов, которые обследовали 63 912 квадратных километра в Юго-Восточной Сибири. Сейчас экипажам гражданской авиации рекомендовано визуальное наблюдение: может, кто-то что-то увидит.
Напомним: вертолет Ми-8 авиакомпании «Тываавиа» не вышел в установленное время на связь 10 октября. Он следовал из населенного пункта Соруг Тоджинского района Республики Тыва в Кызыл. Вертолет должен был прибыть в Кызыл в 8:00 по московскому времени. Почему вертолет не сумели найти до сих пор? С этим вопросом «РГ» обратилась к члену правления Всемирного фонда безопасности полетов (FSF), президенту Консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерию Шелковникову.
Валерий Георгиевич, ведь это не первый такой случай. Что мешает быстро найти разбившийся самолет или вертолет? Ведь, это же не иголка в сене?
Валерий Шелковников: Вы правы, подобная трагедия не первая. Здесь всего хватает – халатности, неповоротливости и, главное, нежелания извлекать уроки и делать выводы. Как показывает анализ происшествий, часто обнаружить воздушное судно не получается из-за неэффективной работы аварийного радиомаяка АРМ-406П. Хотя по стандартам ИКАО на каждом самолете и вертолете должен быть аварийный приводной передатчик (emergency locator transmitter). Типов таких аварийных передатчиков несколько: стационарный, переносной, развертываемый и аварийно-спасательный, который приводится в действие вручную.
На пропавшем вертолете в Тыве тоже не сработали аварийные радиомаяки?
Валерий Шелковников: Да. Как не сработали они пять лет назад при катастрофе на Алтае вертолета авиакомпании «Газпромавиа», на борту которого находились VIP-пассажиры, включая полпреда президента. Вертолет искали свыше 280 спасателей, были задействованы 13 единиц авиатехники и наземные средства. Нашли только через двое суток. На поисковую операцию было потрачено 22,5 миллиона рублей. Причем радиомаяк АРМ-406 разбившегося вертолета был полностью исправен, но перед полетом экипаж просто забыл его включить. Из донесения руководителя спасательной операции: «Как только спасатели добрались до места катастрофы, один из бойцов МЧС в 14.05 с целью проверки работоспособности включил на разбившемся вертолете радиомаяк. Маяк немедленно начал передавать сигнал бедствия, и первым его принял спасательный центр в Индии. Уже в 14.08 в Москве определили, что это за вертолет, какой его бортовой номер и где он упал». А вспомним недавнюю пропажу Ан-2 на территории Уральского федерального округа, когда в поисках также было задействовано огромное количество техники, людских и финансовых ресурсов... Причина та же – не работал аварийный маяк.
Трагические последствия при неработающем радиомаяке бывают даже в простых ситуациях?
Валерий Шелковников: К сожалению. 21 марта 2007 года двое суток продолжались поиски вертолета, потерпевшего катастрофу в районе Вуктыла, всего в 3 километрах от места вылета. Аварийный радиомаяк не сработал. Члены экипажа после падения оставались живыми, но погибли от переохлаждения. Известно: кто игнорирует уроки истории, обречен на их повторение. И если вы спросите, как скоро найдут пропавший в Тыве вертолет, никто вам точно ответить сейчас не сможет. Кстати, только через месяц поисков вертолета к работам привлекли беспилотный летательный аппарат, с помощью которого за сутки удалось обследовать 17 квадратных километров. К сожалению, время было упущено. Выпал снег.
Наталия Ячменникова
«Российская газета»