Аэропорт желаний или Почём нынче героин?
Россия – страна закрытая для гражданского общества. И что делает власть, мало кому известно. Но даже в такой ситуации самые скромные сведения о деятельности государства могут дать хорошую почву для анализа. Вот, к примеру, на днях Президент Путин провёл в Крыму Госсовет, на котором рассмотрел перспективы развития туризма в стране. Событие для региона, прямо скажем, малозначительное, поскольку Тува в смысле туризма уголок дикий и неизведанный. И даже проведение Года Туризма в республике в этом плане ничего не добавило – даже приличного туалета ни на трассе М54, ни в столице республики, ни в местах предполагаемого туризма не появилось. А местные аборигены настолько воинственно настроены по поводу туристов, что без оружия за пределы Кызыла выходить чревато серьёзными осложнениями... Так что в результате титанических усилий тувинских властей по развитию туризма в республике у нас отваживаются отдыхать только такие персоны, как Президент Путин, министр обороны Шойгу, бизнесмен Байсаров или отставной государственный деятель Таджикистана Хайрулло. Все они прибывают к нам на персональных самолётах, а внутри республики их надёжно оберегает либо государственная, либо личная охрана. Знаете, этакий туризм в резервации... Хотя и он, похоже, не имеет перспектив к развитию. К примеру, Президент Путин давно в Туве не бывал, рыб не ловил и, видимо, к нам пока на отдых не собирается, невзирая на настойчивые приглашения министра обороны. Правда, в республике ходят слухи, что он может прибыть в Туву, чтобы на месте провести заседание Совета Безопасности России.
Однако Главе Республики Тыва слово на прошедшем Госсовете в Крыму всё же дали. Скажем сразу, особенно хвалиться Шолбану Валерьевичу было нечем. Туризма массового в регионе как не было, так и нет. Сам он неудачу в развитии туриндустрии однажды объяснил так: мол, летом в Туве жарко – за 40 градусов, а зимой холодно – те же за 40 градусов, но с минусом. А по берегам рек, по которым возможен сплав туристов, бродят одичавшие бродяги с берданками, постреливают и требуют в оплату удовольствия огненной воды, денег и женщин... Потому, какой уж тут туризм. Но Кара-оол всё же выступил с пламенной речью.
Начал он, прямо скажем, крайне неудачно, заявив: «я понимаю, что к уходящему поезду пытаюсь сейчас добежать». Многие не поняли, что он имел в виду: то ли ему недолго осталось «рулить» республикой, то ли у Путина перспективы неважные, то ли туризм в Туве окончательно обречён. Ясно только одно – заниматься развитием туризма в Туве нужно было раньше. И, скорее всего, не Кара-оолу. Поскольку, по мнению большинства жителей республики, за все восемь лет его владычества в Туве им не была решена ни одна самая простая задача. Конечно, кроме роста личного благосостояния. В связи с этим было интересно, что попросит Кара-оол у Президента? Впрочем, самое большое, что в своей карьере Кара-оол выпросил у Путина с помощью Шойгу – это пресловутую «удочку», которой предлагалось Кара-оолу самому ловить «рыбку» тувинского счастья. Что с этой «рыбалки» получилось, ни для кого не секрет: Тува уверенно занимает последние строчки рейтингов по всем объективным экономическим и социальным показателям в России, лидируя по стране лишь по несбывшимся обещаниям Главы республики, уровню преступности, заболеванию сифилисом и поддержки «Единой России».
В этом плане показательной является эпопея со строительством железной дороги «Курагино-Кызыл». За восемь лет поменялся «стратегический инвестор», было сделано немало заявлений типа «проект прошёл точку невозврата», «строительство началось» и «правительство России выделило на строительство 80 млрд. рублей из Фонда Национального Благосостояния». На поверку все эти заявления оказались мыльным пузырём, и Кара-оолу даже с помощью геройского земляка выбить у Путина несколько десятков миллиардов казённых рублей на разграбление в Туве так и не удалось. Такую же участь ждали и проекты освоения бюджетных средств под видом реализации проектов строительства ТЭС-2, морского порта в Ванино, нефтеперерабатывающего завода в Кызыле, газопровода в Туву, строительства дирижаблей, водного пути по Енисею и многих, многих других маниловских проектов Кара-оола. Но суть деятельности сегодняшнего Главы республики в том и состоит, что ему нужно постоянно генерировать новые прожекты, а затем публично объяснять свои неудачи тем, что на них Россия не даёт денег.
Сохраняя выработанный за последние восемь лет тренд, Кара-оол попросил у Путина новую взлётно-посадочную полосу в аэропорту г.Кызыла. При этом Кара-оол допустил серьёзную ошибку, когда сказал, что аэропорт в Кызыле «остановился на уровне 74-го года». Поскольку в 1974 году авиаотряд в Кызыле через местный аэропорт осуществлял воздушное сообщение столицы Тувы с городами Москва, Красноярск, Новосибирск, Барнаул, Семипалатинск, Алма-Ата, Фрунзе, Абакан, Минусинск, Кемерово, Томск, Иркутск и т.д. Малой авиацией осуществлялись полёты в Тоджу, Северный и Южный Аржаан, Кызыл-Мажалык и пр. Только в Красноярск комфортабельными самолётами ЯК-40 совершалось до 17 рейсов в день! Сегодня, при нынешнем руководстве, всё это уже кажется фантастикой. И тот факт, что в прошлом году разбился последний пригодный к полётам вертолёт «Тува-Авиа», унеся до 17 жизней, включая директора авиапредприятия – лишь малый штрих печальной реальности. Теперь Аэропорт в Кызыле кроме обслуживания самолётов VIP-персон типа Хайруллы работает пару дней в неделю, принимая из пары близлежащих регионов ветхие самолётики, услугами которых местное население старается не пользоваться, поскольку очень дорого и чрезвычайно страшно. Так что, если бы востребованность аэропорта г.Кызыла в воздушных перевозках в настоящее время соответствовала бы уровню «74-го года», нам бы можно было бы и не беспокоиться. Однако реальность жизни местного аэропорта такова, что местное предприятие «Тува-Авиа» при Кара-ооле даже лишилось лицензии на авиаперевозки. А тут, как говорится, потерявши голову – по волосам не плачут...
Впрочем, следует отдать должное премьеру Тувы Кара-оолу – обманывать Президента Путина на сей раз он не стал и признался, что «турист туристу рознь» и Тува готова ориентироваться не на массового туриста, а на того, «который готов платить больше». Намекая на самого Путина, Кара-оол пояснил: «есть туристы, более изысканные, которые хотят платить и ездить на ту же самую рыбалку или охоту». Именно в интересах таких «туристов» Кара-оол, видимо, и собирается действовать впредь, поскольку туризм в Туве нельзя «рассматривать только через количество туристов», хотя, по его мнению, «Тува намного интереснее смотрится, чем наши соседи». Кара-оол напомнил Путину, что тот «дважды подписывал его просьбы по поводу реконструкции взлетно-посадочной полосы города Кызыла», однако, как говорится, воз и ныне там. Да и, честно говоря, другие документы по Туве тоже не исполняются, невзирая на благожелательное отношение первого лица в государстве. Например, «есть соглашение, подписанное Правительством России и Правительством Монголии, о придании многосторонности таможенному пункту, который находится на территории Республики Тува. Он подписан в шестом году, но так и не ратифицирован, а значит, и не действует», – печально сообщил премьер Тувы.
Однако слёзы премьера, судя по всему, не очень тронули сердце Президента, который, недолго поразмыслив, промолвил, что про дешевизну реконструкции аэропорта в Кызыле Кара-оол, мягко говоря, погорячился, поскольку «что касается аэропорта, деньги нужны. И немаленькие». Если вспомнить, как ранее не исполнялись указания Путина по финансированию реконструкции взлётной полосы, то его сожаления о том, что для модернизации полосы «деньги нужны. И немаленькие», можно оценивать определённо – на этот раз просьба Шолбана Кара-оола не услышана.
А теперь пора поразмыслить: почему Кара-оол так бьётся за эту полосу? Он же сам Президенту Путину сообщил, что собирается развивать не массовый, а элитный туризм. А такой «туризм» богатых людей, прилетающих на рыбалку и охоту, новая взлётно-посадочная полоса не нужна – они летают, как правило, на личных небольших реактивных самолётах, для которых и существующей полосы достаточно. Так для чего Шойгу и Кара-оолу нужна новая взлётно-посадочная полоса, которая окупится не ранее 50-80 лет? И почему Шойгу для продвижения этого проекта даже решился на создание военной базы в Туве, хотя очевидно, что в Туве военный контингент в ближайшее обозримое будущее востребован не будет, поскольку ни Монголия, ни тем более Китай на тувинском направлении наступать не собираются и демонстрируют желание дружить и сотрудничать с Россией. Кстати, о необходимости реконструкции взлётно-посадочной полосы аэропорта в г.Кызыле Шойгу заявил ещё до того, как стал министром обороны России. Только тогда обоснование было иным: от придания аэропорту статуса международного до организации поставок тувинского экологически чистого мяса в Подмосковье. Признаков ни того, ни другого за эти годы так и не появилось, однако, Шойгу со стремлением, достойного лучшего применения, хочет модернизировать аэропорт в Центре Азии. Дело дошло до того, что теперь он готов это сделать за счёт бюджета РФ. Препятствие – позиция Путина, считающего, что в настоящее время такой проект дорог и не своевременен.
Сейчас существуют несколько версий, почему Шойгу и Кара-оол с таким упорством настаивают на модернизации никому не нужного аэропорта.
Первая версия состоит в том, что Шойгу и Кара-оол – настоящие патриоты Тувы, которые радеют исключительно в интересах населения республики. Для них реконструкция аэропорта за счёт средств бюджета России – попытка оживления экономики Тувы и создания привлекательности республики для потенциальных инвесторов. Они, конечно, понимают, что для России никакой нужды ни в военном городке в Кызыле, ни в приёме большегрузных самолётов нет. И в ближайшие 5-10 лет не предвидится. Но стремятся выбить из Путина деньги, чтобы занять население республики и хоть что-то сделать для её развития.
Вторая версия заключается в создании в Туве искусственного инвестиционного бума, на котором можно неплохо заработать. Проекты, которые пробивает министр обороны Шойгу и реализует премьер республики Кара-оол, стоят десятки миллиардов рублей. При откатах в 40-50%, установившихся в Туве в последние годы, «навар» стоит того, чтобы проталкивать проекты через высшие эшелоны власти России. В Туве в последние годы создана уникальная система откатов и распилов, подготовлены необходимые кадры, созданы соответствующие коррупционные цепочки, отлажены связи с банками, отмывающими безналичные бюджетные деньги в наличные карманные. В республике, учитывая высокий авторитет звёздного земляка, налажены хорошие связи коммерсантов, бандитов, чиновников и правоохранителей, обеспечивающих прикрытие коррупционных сделок. Пожалуй, кроме Чечни и Дагестана таких прочно установившихся связей между официальной властью, бизнес-сообществом и правоохранительными структурами, не встретишь. Всё это создаёт тепличные условия для наживы и криминальную привлекательность республики.
Но есть и третья версия, получившая развитие в последнее время в связи с официальным визитом предполагаемого резидента наркосиндиката Таджикистана в Туву. Как известно, на родине опиума стоимость тяжёлых наркотиков типа героина чрезвычайно низка. И растёт она по мере продвижения из страны производства в страны потребления в геометрической прогрессии. Недавний гость солнечного Таджикистана, судя по его официальной объективке, человек весьма авторитетный и влиятельный, близкий к самому президенту. Ситуация в том регионе весьма неспокойная, а местные власти держатся не столько на поддержке населения, сколько на штыках 201-й мотострелковой дивизии. Поскольку боеспособность правительственных формирований Таджикистана оценивается российскими специалистами как низкая, российские военные не только прикрывают границу с неспокойным Афганистаном, но и принимают участие в боевых действиях против таджикской оппозиции. А пока Россия играет роль посредника в мирных переговорах оппозиции и официального Душанбе, российские военные, пограничники и боевики оппозиции фактически являются воюющими сторонами.
Так что военное командование частями РФ в Таджикистане в силу сложившейся ситуации имеют в стране большие оперативные полномочия и могут с успехом исполнить практически любой приказ министра обороны России. К тому же аэропорт в Душанбе в состоянии отправлять любые самолёты, а российские военные не обременены там никаким контролем. В такой ситуации организация регулярного наркотрафика из Таджикистана в Россию сдерживается только безопасным с технической и конспирологической точек зрения приёмом груза в России. В этом плане Кызыл – идеальное место. И дело тут не только в географическом центре и абсолютной лояльности местных властей министру обороны страны. Тува сегодня в глазах правоохранительных органов и общественности не случайно ассоциируется как российский вариант наркотической Колумбии.
Заготовка наркотиков (гашиша) в Туве уже приняла настолько массовый характер, что ею занимается львиная часть населения, включая классных руководителей и участковых милиционеров. В этом смысле инфраструктура наркобизнеса в Туве находится на высоком технологическом уровне. А о вовлечённости власти в процесс сбора, транспортировки и реализации дури говорит тот факт, что родной брат премьера республики Шолбана Кара-оола Леонид не так давно попался в аэропорту г.Красноярска с чемоданом наркотиков, за что был судим и отсидел срок на зоне. Впрочем, и сейчас, выйдя из мест заключения, Леонид Валерьевич не бедствует, возглавляя республиканский союз ветеранов Афганистана, выступая на всех публичных мероприятиях власти, по радио и телевидению учит, как правильно воспитывать подрастающее поколение. Временами создаётся впечатление, что не его поймали с чемоданом наркотиков, а он кого-то поймал... В такой ситуации, когда первая семья республики замечена в подобных «шалостях», общественное порицание наркобизнеса в республике отсутствует начисто. И в этом плане организация наркотрафика из Душанбе в Россию через аэропорт г.Кызыла уже не кажется такой маловероятной. А уж если будет на то воля больших людей, из Кызыла героин можно легко без досмотра развозить спецавиацией по всем городам России, где принимают военные борта.
В пользу третьей версии и говорят порядки круговой поруки и безответственности, установившиеся в последние годы в кызылском аэропорту. Поощряемый властями бардак на подведомственном правительству предприятии достиг такого уровня, что правоохранительные органы до сих пор не могут установить следственным путём, кто или хотя бы сколько человек село в октябре 2014 года в аэропорту г.Кызыла на борт вертолёта Ми-8, разбившегося в горах. При этом никаких заявлений о наведении порядка в аэропорту никто не делает, что указывает на рукотворность организованного там беспорядка. В таких условиях перевозку не то что партии наркотиков – слона никто может «не заметить». Чем не идеальный порт для перевалки контрабанды? Один недостаток – большие самолёты принимать не может, а на маленьких много не перевезёшь...
Ещё один повод в пользу последнего варианта – состояние правоохранительной системы в Туве. В этом смысле Тува очень напоминает Сицилию середины 80-х годов. Сращивание криминала с властью, подкреплённое своеобразной селекцией руководителей правоохранительных органов республики при попустительстве федеральных органов власти за последние шесть лет создали в Туве уникальную криминогенную ситуацию. А управление правоохранительной деятельностью со стороны правительства «в ручном режиме» достигло таких масштабов, что даже спустя три года не могут найти виновных в аварии на ТЭЦ в Хову-Аксы, когда по халатности властей без тепла и воды на всю зиму остался райцентр с тысячами жителей. Руководство СУ СК настолько расписалось в своей беспомощности противостояния чиновному криминалу, что сейчас вообще не расследует уголовное дело, возбуждённое по этому поводу. И вместе с прокуратурой увлечённо преследует «коррупционеров» среди участковых врачей и учителей рисования, пытаясь закамуфлировать своё преступное бездействие по общественно значимым уголовным делам. А Минобороны России тем временем, пользуясь ситуацией, строит в республике за казённый счёт аварийные здания и в целях заметания следов искусственно понижают уровень сейсмичности территории...
Наверное, кому-то не поверится в подобную версию. Кто-то не согласится со вторым вариантом. Думаю, найдутся и те, кто поверит в версию №1. Но будет немало и таких, которые согласятся сразу со всеми тремя версиями и примут на веру, что нашими руководителями движут одновременно все три желания: любовь к Родине и его народу, жажда наживы, а также желание организовать безопасный и эффективный наркотрафик через Кызыл. При этом обращаю внимание на оговорку Кара-оола на Госсовете в Крыму, когда он как бы предупредил: мол, «если у меня этой полосы не будет, то и развития туризма не будет». Думается, ключевым словом здесь является «у меня». Реалии сегодняшнего дня таковы, что временные властители рассматривают государственную собственность в качестве личной и думают категориями «у меня». В этом плане третий вариант с желанием принимать большие самолёты в Кызыле кажется наиболее вероятным. Все же понимают, что удачный трафик 10 тонн героина обеспечит не только какому-нибудь федеральному министру, но любому губернатору и его семье красивую беспечную старость. А за такую старость не лень и повоевать. Так что, скорее всего, в ближайшее время мы будем свидетелями битвы за новую взлётно-посадочную полосу в аэропорту г.Кызыла, которая очень быстро поможет изрядно разбогатеть всем участникам проекта.
Эта тема обещает продолжение. До встречи.
Кондрат Пчёлкин