Тува: культ карго по-нашему
Необычное религиозное движение – культ карго (cargo – груз, перевозимый на судне, культ самолётопоклонников, культ небесных даров) – зародилось на далёких тихоокеанских островах Меланезии. Во времена Второй мировой войны американцы, воевавшие с японцами, строили на этих островах свои военные базы со взлётно-посадочными полосами, на которые садились самолёты. Иногда самолёты не садились, а просто сбрасывали груз и улетали обратно. Местные аборигены, никогда ранее не встречавшие белых людей, впервые увидели множество интересных вещей: зажигалки, фонарики, красивые жестяные банки, стальные ножи, одежду и т.д. Туземцы видели, что все эти предметы доставлялись в виде груза с неба.
Понаблюдав некоторое время, аборигены обнаружили, что для получения всех этих сказочных благ американцы не работали. Они не растирали в ступках зерно, не ходили на охоту и не собирали кокосы. Вместо этого они размечали на земле загадочные полосы, надевали наушники и кричали непонятные слова. Потом они светили в небо кострами или прожекторами, махали флажками – и с неба прилетали железные птицы и привозили им груз.
Потом война закончилась, американцы свернули палатки, дружески попрощались и улетели на своих птицах, оставив местных аборигенов без волшебных припасов, падающих с неба. Туземцы задались вопросом: почему бледнолицым падало с неба добро, а им нет? Что они делают не так? Наверное, для получения всех этих дивных вещей надо делать так же, как и бледнолицые. А именно – надеть наушники и кричать слова, а затем проложить полосы, зажечь костры и ждать. Ведь было совершенно очевидно, что все прекрасные вещи появлялись у них в результате магических действий, и никто никогда не видел, чтобы американцы их делали сами.
Когда, спустя несколько лет, до острова добрались антропологи, они обнаружили там натыканные столбы, соединённые между собой пеньковыми верёвками. Одни туземцы прокладывали в джунглях просеки, строили плетёные вышки с антеннами, махали флажками из крашеных циновок, другие в наушниках из половинок кокосов кричали что-то в бамбуковые микрофоны. А на проложенных просеках стояли соломенные самолёты. Смуглые тела аборигенов были раскрашены под военную форму с буквами USA и орденами. Они старательно маршировали, держа плетёные винтовки...
Над бедными аборигенами можно было бы посмеяться и пожалеть их, ведь они никогда не видели процесса производства товаров, не знают принципов экономики. Но становится страшно, когда все признаки этого культа карго начинаешь замечать в собственной республике.
Посмотрите на наше правительство: с виду у них всё «как у людей». Дорогие костюмы, современные гаджеты, просторные кабинеты с элитной мебелью. Они каждый день проводят какие-то совещания, создают новые министерства и службы, в своём лексиконе часто употребляют иностранные словечки. Но почему-то долгожданного благоденствия, как в других регионах, так и не наступает. Наверное, они искренне удивляются: как же так? У нас же всё, как в лучших и передовых странах – есть премьер (молодой и речистый), есть министерства (много и разных), есть парламент с депутатами (правда, только из одной партии), создали даже общественную палату (неизвестно – зачем?). Но почему же до сих пор мы так и не начали жить, как в других регионах?
Ответ на это такой же, как и в случае с тихоокеанскими туземцами. По соломенному телефону никогда не позвонишь, по пеньковым проводам никогда не побежит электрический ток. Точно так же и имитирующие народное представительство депутаты, и назначенные ими члены правительства, как бы они ни выглядели, никогда не начнут приносить пользу обществу.
Для наших туземцев во власти демократический строй – это всего лишь магические ритуалы, с помощью которых с неба начинает сыпаться богатство. Достаточно нарисовать конституцию, создать как бы суды, периодически проводить типа выборы – и можно сидеть, спокойно ожидать счастья. И вроде бы не беда, что конституцию никто не читал и никто не соблюдает, что в судах действует «телефонное право», что выборы проходят без выбора. Они думают, что создания видимости, бутафории, для счастья хватит.
Конечно, признаки культа карго можно найти не только в Туве. Сейчас это присутствует практически в каждом регионе нашей страны. Но чтобы они были выражены так ярко – такие места нужно ещё поискать! В других регионах гражданские институты хоть и со скрипом, но всё же работают, что сразу отражается на благосостоянии жителей.
Наш главный папуас, верховный жрец культа карго, объезжая соседние регионы, мучительно думает: что же не так? у нас всё как у них, а счастья – нет! Даже страничку в соцсети завёл... Наверное, потому, что у них есть железная дорога, а у нас нет! И девять лет Кара-оол занимался исключительно лоббированием строительства железки. Даже положил пару шпал и назвал всё это станцией «Кызыл-конечная», видимо, надеясь на магический эффект самого присутствия рельс в Туве. Может, ему стоило нарядить в форму железнодорожника какого-нибудь местного аборигена, чтобы он, размахивая фонариком, зазывал поезда на наши рельсы? А вдруг бы помогло?
Но допустим, Кара-оол всё-таки провёл к нам железную дорогу. Как она улучшит нашу жизнь? В том же Курагино, имеющем настоящую, действующую железнодорожную станцию, жизнь почти не отличается от нашей, без всякой дороги. О том, как она отразится на вдруг разом ставшей открытой Туве, наши «культисты» тоже не думают. Дешёвая доставка засаянских товаров обесценит труд местных производителей, а наплыв квалифицированных кадров для обслуживания железной дороги изменит этнический состав республики.
Ну, ладно, это всё теоретические умозрения – в реалиях сегодняшней России, когда каждый день войны в Сирии обходится бюджету в сотни миллионов долларов, не до строительства спорной железной дороги. Тогда может, как классические тихоокеанские туземцы, построим современный аэропорт, и к нам начнут прилетать международные авиалайнеры, как бабочки на красивый цветок? Только вот зачем им сюда приземляться?
Заправиться топливом? А разве у нас открыли месторождение керосина? Или построили нефтеперерабатывающий завод? Или, на худой конец, проложили бензопровод через Саяны? Кара-оол разве не в курсе, что в Туве самое дорогое автомобильное топливо? Или он считает, что в авиакомпаниях одни идиоты работают, которые не считают своей выгоды?
Может, в Туве огромное количество народа, желающего лететь за границу? Вряд ли, учитывая, что даже внутрироссийские рейсы не особо востребованы, несмотря на субсидии, снижающие цену билета наполовину.
Или Кара-оол надеется, что, наоборот, – к нам попрут туристы со всего мира? Только вот ради чего? Что может предложить Тува для искушённого туриста? Все наши рекламные проспекты рассказывают об одном маршруте: набережная Кызыла – ресторан «Алдын Булак». Всё. Причём, рекламируя Туву, вип-гостям обычно не дают скучать артисты министерства культуры, а что и кто будет ждать обычных рядовых туристов? Ещё имеется пара лечебных курортов на солёных озерах, но предлагающих сервис времён раннего коммунизма...
Всё, что может предложить Тува, уже имеется в соседних Хакасии и Алтае, только с гораздо более высоким уровнем обслуживания и комфорта, причём по сравнимым с нашими ценам. Так что одного только модного аэропорта недостаточно для привлечения туристов. Но, скорее всего, нам останется только наблюдать, как Шолбан Кара-оол, по примеру папуасов, будет скакать по взлётной полосе, размахивая семафором и ожидая приземления долгожданных самолётов...
То же самое и с изменением маршрута трассы М-54. Как изменение статуса дороги может повлиять на жизнь районов, через которые она проходит? По ней сразу попрут десятки и сотни автобусов, грузовых фур, что ли? Ради чего? Или жрец странного культа Кара-оол считает, что выставление новых направляющих знаков на старой дороге заманит сюда несмышлёных водителей?
Ещё один пример культа карго можно заметить в тувинском жилищном строительстве. Главный абориген съездил в соседнюю Хакасию, посмотрел на растущие, как грибы, многоэтажки, и решил сделать такие же у нас. Но Шолбан Валерьевич, видимо, забыл поинтересоваться у хакасского губернатора Зимина, каким образом обеспечивается жизнедеятельность этих домов. В результате у нас куча красивых современных многоэтажек, но люди почему-то не спешат их заселять... Для типичного представителя культа карго коммуникации представляются чем-то лишним и ненужным – зачем ими заниматься, они же где-то под землёй, главное – красивая коробка.
Кара-оол, несмотря на учёную степень по экономике, скорее всего, совершенно ничего не понимает в этой самой экономике. Наверное, он и диплом-то получил для галочки – «у всех приличных людей он есть, и мне надо». Или, возможно, он считает его волшебным талисманом, прибавляющим ума. Прикупил деловой костюм с модным галстуком, американский айфон последней модели, думает: стал хорошим бизнесменом и руководителем...
Всё это, конечно же, забавно, но с таким руководством нас ожидает судьба тех же папуасов с тропических островов – нами будут интересоваться только некоторые любопытные антропологи, изучающие быт примитивных туземцев.
О. Шын