В борьбе за институты гражданского общества Тувы
Цивилизованность государства и общества определяется разными факторами. Но одним из важнейших элементов гражданского общества является наличие таких институтов, как общественные организации, созданные без давления со стороны государства. Тува, к сожалению, не относится к числу регионов, где исполнительная власть пытается вести себя цивилизованно и только «патронировать» все свободные сообщества. Судя по всему, в период правления Шолбана Кара-оола власти поставили себе задачу тотально контролировать все гражданские институты.
Наиболее одиозным случаем такого подавления стремления к свободе и демократии в Туве можно привести пример борьбы властей с Союзом русскоязычных граждан Тувы. Сначала Кара-оол и его камарилья игнорировали это общественное объединение, делали вид, что они его не замечают. Но голос Союза был услышан в Кремле, где не считают массовый отток русскоязычных граждан из Тувы нормальным явлением. Тогда чиновники были вынуждены пойти на открытую конфронтацию с Союзом. Натсак, Брокерту, Лапшаковой и Ощепковой было поручено создать в противовес Союзу своё «карманное» общественное объединение под названием «Ассамблея народов Республики Тыва». И к утру воскресенья 8 июля 2018 года на правительственном сайте появилось некое Обращение, поддержанное чиновниками правительства и депутатами партии жуликов и воров ранее неизвестной Ассамблеей. Его широко разрекламировали в СМИ и социальных сетях. На короткое время оно стало неким меморандумом, принятым на правительственном уровне.
Но, как оказалось позднее, в этом и состояла главная ошибка организаторов сходки, которая под сводами здания правительства Тувы родило это общественное объединение.
Для того, чтобы придать ему солидность, в подписанты «создателей» были включены фамилии известных в республике людей от священнослужителя Отца Алексия до руководителя артели «Ойна» Дудко. Правда, когда у них стали интересоваться мнением об Ассамблее и принятом ими Обращении, вдруг выяснилось неожиданное. Ни Отец Алексий, ни золотодобытчик Дудко, ни известный в республике врач Наталия Воверене, ни руководитель ТИКОПРа Валерий Котельников, ни директор Голевской горнорудной компании Андрей Листков, ни известный в республике строитель Валерий Акберов, ни казачий атаман Воробьёв, ни десятки других знаковых лиц в республике, никакого участия в этом собрании не принимали. Мало того, этого широко разрекламированного Обращения не подписывали. Более того, некоторых из них в это время даже в республике не было. Соответственно, они не могли объяснить, откуда там взялись их подписи.
Когда стали анализировать опубликованное обращение, бросилось в глаза то, что сам текст был составлен неграмотно, со стилистическими и синтаксическими ошибками. И даже «Бог», упоминаемый трижды, был написан с маленькой буквы, что воспринималось с большим недоверием, поскольку священнослужители обычно отличаются высокой грамотностью и обладают хорошим стилем общения. Но когда журналисты стали обзванивать служителей церкви с целью выяснить их отношение к данному документу, выяснилось, что они ничего об сходке не знают, на встрече «общественников» Натсак, Брокерта, Лапшаковой и Ощепковой не участвовали. Их фамилии под документом были проставлены без их согласия. Точно также отреагировали и представители различных национальных диаспор, чьи фамилии фигурировали в обращении. Некоторые из тех, кто простодушно сообщил, что ничего о собрании и Обращении не знает, признались в этом потому, что их даже не поставили в известность о том, что они «участники и подписанты». Когда газета «РИСК» всё это опубликовала, возник скандал, который, собственно и похоронил только что созданное на бумаге русскоязычное объединение граждан Тувы. Но, поскольку фальсификаторы Натсак, Брокерт, Лапшакова и Ощепкова имитировали общественную деятельность в Туве по приказу Кара-оола, для них журналистское разоблачение никаких видимых последствий не имело. А новоявленное «общество» кануло в лету, так и не создав конкуренцию Союзу русскоязычных граждан Тувы. Хотя сама публикация такого фейкового Обращения от имени сомнительной и, похоже, участвующей только в праздниках общественной организации с названием Ассамблея народов Республики Тыва – это позор и скандал на всю Россию.
Кстати, судьба некоторых из тех, кто реально участвовал в этом общественном шабаше под крылом правительства Тувы, оказалась незавидной. К примеру, заместитель мэра Кызыла по социальной политике, учитель с 27-летним стажем, «Отличник просвещения РФ» Нина Геннадьевна Потапова была уволена из мэрии по решению суда без права занимать руководящие должности, а учителю Юлии Алесандровне Рубановой вскоре пришлось покинуть республику и уехать за Саяны в Кемерово. Что же до Светланы Михайловны Ощепковой, подвизающейся в должности руководителя аппарата правительства РТ, то её вполне может ожидать отставка, суд и небольшой тюремный срок за те 23 млн., что пропали при проведении голосования. Так что даже участие в таких сомнительных общественных мероприятиях не даёт индульгенцию на дальнейшую благополучную жизнь.
Но, к сожалению, на этом имитация кипучей общественной деятельности в Туве подобных псевдообщественников не закончилась. И объектом такого антиобщественного действия стало Педагогическое общество Тувы, созданное знаковым специалистом образования в Туве – министром П. Морозовым, который ещё в 1978 году создал и возглавил региональное отделение этой общественной организации в Туве.
Всё было хорошо, пока Пётр Алексеевич был жив и здоров и сам руководил его деятельностью. Никаких претензий к обществу никогда не было. Но, к сожалению, однажды его не стало. И вокруг общества закрутилась интрига, целью которой стал рейдерский захват общества недобросовестными людьми. Они сдали в Управление юстиции Минюста РФ по РТ протокол Конференции, в соответствии с которым зам. министра образования Тувы С.Ощепкова провела в здании государственного музея Тувы сходку, участниками которой являлись чиновники правительства Тувы и министерства образования, которые единогласно якобы избрали С.Ощепкову председателем регионального отделения. При этом, согласно протоколу, провернул это мероприятие директор музея, в прошлом известный сепаратист К.Бичелдей, отбывающий условный срок за хищение 44 млн. рублей, направленных из бюджета Тувы на строительство пришкольных спортивных площадок. Как потом выяснится в суде, документ был фальсифицирован Ощепковой и подписан Бичелдеем. Покровительство этим проходимцам было оказано руководителем управления юстиции по Туве Чодурой Ооржак, которая отправила в Госналогслужбу фиктивные данные на избрание Ощепковой руководителем регионального отделения педагогического общества. И тем самым на полтора года заблокировала деятельность отделения.
Сходка чиновников в музее действительно была. Вот только участвовали в ней в основном чиновники, подобранные Ощепковой, которые не только не избирались делегатами Конференции, но и вообще никакого отношения к Педагогическому обществу не имеющие. Более того, и сама С.Ощепкова, которая якобы была «избрана» председателем общества, никогда в нём не состояла. Кстати, ни Бичелдей, ни Ощепкова в суд так и не явились. То ли им было стыдно за содеянное, то ли они побоялись огласки, то ли по другим основаниям. Ведь если бы они в суд явились, им бы пришлось там доказывать, что они имели право на участие в Конференции. Это было бы ударом особенно по репутации Бичелдея, уже имеющего в своей биографии судимость.
В общем, суд в итоге принял вполне ожидаемое решение, аннулировав протокол этой «Конференции» и лишив Ощепкову статуса председателя общества. Правда, некие потери всё же состоялись. Как сейчас выяснилось Ощепкова, незаконно используя статус председателя общества, тут же занялась поборами под соусом неких курсов повышения квалификации работников образования, собирая с них немалые деньги. Однако, когда суд признал её избрание незаконным, она не сдала в кассу общества ни копейки собранных ею средств, хотя, по некоторым сведениям, ею было собрано с учителей и работников детских садов сотни тысяч рублей. Куда подевались эти деньги, теперь смогут выяснить только следователи. Кстати, в настоящее время следственной группой ФСБ расследуется уголовное дело, возбуждённое по факту пропажи 23 млн. рублей, выделенных на проведение голосования по поправкам в Конституцию РФ. И среди фигурантов этого дела есть и гражданка с фамилией Ощепкова. Есть предположение, что большая часть этих средств была обналичена и похищена именно ею. Впрочем, не будем забегать вперёд – подождём, к какому выводу придут следователи и суд.
Но на этом история с Педагогическим обществом Тувы не закончилась. Ощепкова придумала ещё один ход. Она инициировала заявление граждан О.Монгуш и У.Допул, которые подали его в суд. Суть их претензий такова. Они заявили, что П.Морозов в 2017 году направил в Управление юстиции РФ по РТ протокол конференции, в соответствии с которым он был переизбран председателем общества, а О.Чечек – заместителем председателя. Заявители полагают, что на самом деле Морозов фальсифицировал документы. И никаким председателем общества с этого времени он не являлся. Также не является его заместителем О. Чечек. Ответчиком по делу было указано Педобщество, председателем которого на тот момент в госналогслужбе с подачи начальника Управления минюста Ч.Ооржак числилась Ощепкова. Таким образом, в деле истцами являлись Монгуш и Допул, а представителем ответчика – Ощепкова. Все три – подружки с общими интересами. Расчёт был верный. Но тут вмешалось провидение. Ощепкова, Монгуш и Допул могли быстро провернуть это дело, однако об этой судебной афере узнала зам. председателя общества Чечек. Она вступила в дело в качестве третьего лица наравне с Управлением юстиции. Суд был долгим и непростым. В итоге Монгуш было отказано в удовлетворении её требований, поскольку суд установил, что она сознательно вводит в заблуждение, заявляя, что ничего не знала о Конференции. Она сама себя дискредитировала, признавшись, что знала об этой Конференции от Чечек и даже была избрана в состав правления. Но суд признал, что интересы Монгуш этой Конференцией каким-то боком нарушены. Впрочем, это не меняет дела, поскольку это решение не имеет правовых последствий в связи с тем, что в случае отмены итогов Конференции 2017 года действует решение предыдущей Конференции 2014 года, на которой Морозов и Чечек были переизбраны в качестве председателя и заместителя председателя тувинского регионального отделения Педобщества России. Так что Ощепковой как было недоступно руководство Педобществом, так и осталось. И Монгуш, и Допул также огреблись.
Но сам по себе судебный процесс был достаточно интересен. На нём Монгуш продемонстрировала одновременно и глупость, и отсутствие совести, то признаваясь в том, что она хорошо знала о том, где и когда состоится Конференция, то пытаясь убедить суд, что она ничего такого не знала. Хотя, может быть, именно эти качества положительно повлияли на её дальнейшую карьеру: вместе с Ощепковой она получила должность начальника отдела в Правительстве РТ. А уголовница Допул, в отношении которой недавно вступил в законную силу приговор Кызылского городского суда, признавшего её виновной в хищении бюджетных средств, выделенных на содержание детского сада, картинно заламывала руки и пыталась создать образ честной принципиальной женщины, которая якобы болеет душой за педагогическое сообщество Тувы.
Но потери всё же есть. И они – существенные. Состоят они в том, что всё это время, пока шли судебные разбирательства, формально руководителем общества числилась Ощепкова. И потому общество было парализовано. Работники образования Тувы не имели возможность повышать свою квалификацию. Это не только влияло на качество их педагогической деятельности. Это ограничивало их оплату труда. Но власть мошенников отправлена в отставку. Будем надеяться, что теперь никто не сможет препятствовать работе О.Ш.Чечек в проведении общественно полезной работы.
Кондрат Пчёлкин