ПолитЛикБез |
Захват гражданского самолёта в небе над Беларусью
О чём говорили Путин и Лукашенко на неофициальных переговорах
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков рассказал, о чем Путин говорил с Лукашенко:
• О реакции Европы на перехват рейса Ryanair:
«Что касается замечания президента [Путина] про «всплеск эмоций» – да, действительно, все-таки, с нашей точки зрения, ситуация требует вдумчивого и конструктивного разбирательства, без поспешных выводов. [...] Каскад поспешных выводов, который был сделан европейскими столицами, Брюсселем, скорее говорит о том, что этот подход не зиждется на попытке действительно прояснить обстоятельства, а основывается исключительно на эмоциях».
• О расследовании перехвата:
«Могу сказать, что мы как были, так и есть, против этих множественных расследований, скорее эмоциональных, чем субстантивных. Мы являемся сторонниками серьезного подхода, основанного на соответствующих нормах международного права в сфере авиаперевозок».
• О том, как доставить белорусов на черноморское побережье:
«С учетом того, что «Белавиа» больше не желанный гость в европейских городах, минтрансам двух стран – России и Белоруссии, – дано поручение организовать аспекты воздушного сообщения, в том числе с учетом наступающего периода отпусков, большого количества граждан Белорусcии, которые хотят приехать на Черноморское побережье России, а также, что немаловажно, с учетом того, что большое количество граждан Белоруссии предстоит как-то возвращать на свою Родину», – цитирует Пескова Интерфакс.
• О получении российского кредита:
«Говорили о втором транше нашего госкредита – 500 млн. долларов. Всего полтора миллиарда получает Беларусь. Вот это второй транш от России – 500 млн. долларов».
Лукашенко-истребитель
«Террористы» берут заложников: «Говорят, пока ты не приедешь – я буду здесь сидеть»
22 мая ведущая телеканала «Белсат» Арина Малиновская была вынуждена покинуть страну. Это произошло после того, как силовики задержали двух героев ее программы и шесть журналистов канала (последних обвиняют в «незаконном изготовлении и распространении медиаконтента»). А затем к ней самой домой пришли силовики. Уже после того, как Малиновская уехала из Беларуси, ей с телефона мужа ее сестры позвонил следователь и сообщил, что ее родственник задержан, а вскоре могут быть задержаны бабушка и дедушка журналистки. Отпустят их, сказал силовик, только после того, как Малиновская сама придет в отделение милиции.
В Минске после допроса 17-летний сирота покончил с собой. Он был фигурантом дела о массовых беспорядках
В Минске покончил с собой 17-летний Дмитрий С., ставший фигурантом дела о массовых беспорядках в августе прошлого года, когда в Беларуси проходили выборы президента. Об этом сообщает правозащитный центр «Весна».
«Виной тому стал Следственный комитет. [...] Если бы на меня не продолжали морально давить, думаю, я бы не решился на такой ужасный поступок как суицид», – объяснил такое решение юноша в своем предсмертном посте.
Юноша был сиротой, жил в общежитии, отмечает «Весна». Накануне он ходил на допрос. По данным правозащитников, сотрудники общежития и рассказали силовикам, что молодой человек участвовал в акциях протеста 9-11 августа прошлого года. Вскоре против него возбудили уголовное дело (ст. 293 УК РБ).
По итогам протестов в Беларуси, спровоцированными массовыми фальсификациями на президентских выборах и последовавшим за ним насилием со стороны силовиков, были возбуждены сотни уголовных дел.
Лукашенко подписал поправки, ужесточающие законы о СМИ и массовых мероприятиях
Теперь в Беларуси:
• Запрещено освещать в СМИ несогласованные акции в режиме реального времени;
• Запрещено проводить массовые мероприятия без разрешения местных властей;
• Запрещено собирать деньги на оплату штрафов за нарушения правил проведения массовых мероприятий;
• Запрещено журналистам организовывать акции и участвовать в них;
• Запрещено журналистам и СМИ публиковать опросы общественного мнения на общественно-политические темы без получения разрешения от государства;
• Запрещено размещать гиперссылки на «запрещенную» информацию;
• Запрещено иностранным гражданам и юрлицам создавать СМИ на территории Беларуси;
• Запрещено политическим и общественным организациям призывать к организации и проведению акций до получения официального разрешения на их проведение.
Но появились и разрешения! Вот такие:
• Властям теперь разрешено ограничивать работу сетей электросвязи в случае угроз нацбезопасности;
• Также они смогут закрывать кафе, рестораны и прекращать движение общественного транспорта в местах проведения массовых мероприятий.
Роман Протасевич на сегодня – первый журналист в мире. Первый в истории, которого перехватывали истребителем.
Это уже показатель исключительного качества. Когда МИД России и его разнообразные подголоски упоминают пример с самолетом Эво Моралеса, которому всего лишь не давали посадки в Европе из-за гипотетического Сноудена на борту, – это, конечно, изначально неработающее сравнение, поскольку Протасевич никаких военных тайн не выдавал, а всего лишь освещал протесты; но истребитель, выпущенный для перехвата мирного гражданского рейса в небе Европы, – это особый случай. Это гениальный ход Господа, потому что Лукашенко получит в будущем именно такое название. Он истребитель Белоруссии, удерживающий в заложниках десять миллионов человек.
Этот казус наглядно демонстрирует пять вещей, которые и так в общем были понятны – но теперь очевидны.
Первая: диктаторы смертельно боятся соцсетей и готовы расправляться с активистами сетевого протеста любой ценой; больше того, этих самодеятельных молодых активистов они боятся больше, чем любых международных организаций и их санкций, поскольку организации импотентны, а санкции против диктатур не работают.
Вторая: Россия будет поддерживать любые действия любых диктаторов против доставшихся им народов, поскольку само российское руководство готово пересекать все красные линии, лишь бы остаться у власти. Следовательно, борьба против Лукашенко бессмысленна, пока его стопроцентно, даже без ритуальных оговорок, поддерживает Кремль.
Третья: никакой компромисс между Лукашенко и населением Белоруссии невозможен, никаких временных правительств или щадящих условий отставки не будет.
Четвертая: России следует приготовиться к белорусскому режиму диктатуры (хотя она к нему готовится с 2012 года).
Пятая: любые журналисты, политологи и пропагандисты во всем мире, которые одобряют действия Лукашенко или откровенно любуются ими, должны быть вычеркнуты из любых профессиональных сообществ и бойкотируемы.
А говорить, что для спасения Протасевича ничего нельзя сделать – стыдно. Нельзя делать совсем другие вещи – например летать над Белоруссией, торговать с ней или пускать Лукашенко в гости, пока он находится у власти. Все можно сделать, если захотеть. Впрочем, ничего не делать тоже можно. Нельзя только сохранить при этом лицо – довольно важный актив, если кто еще не понял.
Дмитрий Быков
«Собеседник»
Спасти Протасевича
Мы сегодня все живем внутри учебной книги про тиранов. Классический неврастеник-злодей, неожиданно проигравший очередные выборы колхозный дуче [23 мая] лишил Беларусь 3 миллиардов долларов, уничтожил национальную кампанию Белавиа, успешно развивавшую международный бизнес.
Ради чего? Ради того, чтобы можно было избивать захваченного с помощью боевого истребителя блогера. Практически нет сомнения, что в последние сутки Роман Протасевич (ему недавно исполнилось 26 лет) подвергался пыткам. Ему грозит смерть, и вовсе не только в результате смертного приговора. Подручные Лукашенко не раз убивали людей в тюрьме.
Видео с Романом Протасевичем, в котором он говорит, что отношение к нему корректное и он «дает признательные показания по факту организации массовых беспорядков в городе Минске», лишь подтверждает эти предположения. Такие видео под пытками – фирменная карточка тираний.
Протасевич объявлен террористом за то, что вел телеграм-канал, в котором сообщались новости о протестах в Беларуси. Одно ясно показывает бессмысленность всех рассуждений, грозит ли ему смертная казнь согласно беларусским законам. В Беларуси нет законов. Тут нечего обсуждать.
Протасевич просил политического убежища в Польше и, видимо, имел какой-то вид на жительство и был захвачен в результате террористической операции беларусских спецслужб и военных. Это налагает на Польшу и Евросоюз моральные обязательства в отношении него. Дело чести и Евросоюза, и беларусской IT диаспоры спасти Протасевича. Если еще не поздно.
Кирилл Рогов