«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Газета РИСК
 Логин: Пароль:

   Регистрация
   Забыли пароль?
   Помощь
   Главная
Свежий
номер
 Архив
Архив
газеты
 Новости
События
в Туве
 Объявления
Куплю /
Продам
 Опросы
Наши вопросы,
ваши ответы
 Форум
Дискуссии,
обсуждения

Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"

Поиск по сайту
Навигация
Случайная картинка
Погода
Кто на сайте
Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.
Anonymous Гостей: 732
User Пользователей: 0

Связь установлена risk-inform.com
Anonymous Гостей: 27
User Пользователей: 0

Версия для печати
A- | A | A+  12pt
№42, 24 октября 2017 года.

Программа переселения граждан в Туве: планы и реальность

Программа переселения граждан в Туве: планы и реальность

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

1 сентября 2017 года истёк срок реализации одного из самых масштабных и социально значимых проектов в стране – Программы по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья. Распоряжением Правительства РФ №1743-р от 26 сентября 2013 г. на 2014-2017 годы (до 1 сентября 2017 г.) в стране было предусмотрено переселение из аварийного жилья 689,89 тыс. человек, для чего должно быть построено 10,82 млн. кв. м. нового современного жилья. Задача была почти выполнена – на 1 сентября в России введено жилья общей площадью в 10,3 млн. кв. м., в которое переселено 655,89 тыс. человек, живущих в аварийном жилищном фонде. Таким образом, в целом по стране уровень выполнения программы составил более 95% к запланированному.

ТУВА НА ПОСЛЕДНЕМ МЕСТЕ

Правда, не все регионы смогли отчитаться. А самой отстающей стала Тува.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ №1743-р от 26 сентября 2013 г. на период с 2014 года по 1 сентября 2017 года в нашей республике должно быть построено 68,9 тыс. кв. м. жилья и переселено из аварийных и ветхих домов 5050 человек. При этом финансирование, планировавшееся сначала в соотношении 50/50, в итоге было пересмотрено в пользу республики, и строительство осуществлялось полностью за счёт средств Фонда содействия ЖКХ. Даже с учётом «липового» переселения граждан, с учётом тотальных приписок и включений домов, построенных по программе укрепления сейсмоустойчивости, называемой ОВР, по состоянию на 1 сентября 2017 года в Туве якобы введено в эксплуатацию 14,01 тыс. кв. м. общей площади жилья, что составляет 20,3% к установленному целевому заданию. Из 5050 граждан, подлежащих к переселению из аварийного жилья, получило новое жильё только 1520 человек.

При этом, как установила прокуратура, республиканские и городские чиновники использовали приёмы подлога и фальсификации, чтобы скрыть провал в реализации программы. Так, согласно официальной информации Прокуратуры РТ от 20 декабря 2016 года, «ни один из жилых домов, строящихся в рамках республиканской программы по переселению жителей Республики Тыва из аварийного жилищного фонда, в эксплуатацию не сдан». Там же указывается, что «жители домов №21 и №23 по ул.Дружбы, №3 и №5 по ул.Кузнецова, №68 по ул. Дачная г.Кызыла переселены в новый жилой дом №2 по ул. Убсу-Нурской, который построен не в рамках адресной программы по переселению жителей Республики Тыва из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы. Он возведён в рамках реализации государственной программы Республики Тыва «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РТ на 2014-2018 годы».

Так что фактическое выполнение плана переселения составило по разным подсчётам, не 1520 граждан, а только 1348 человек. А если исключить все приписки, то цифра выполнения плана составит не более 14%. Однако и эти показатели не в полной мере соответствуют реалиям. Специалисты полагают, что, скорее всего, к новому году этот показатель «упадёт» до 4%, когда все криминальные договоры, заключённые УКСом РТ в обход конкурсных процедур, будут признаны судом ничтожными.

Правительство Тувы заявляет, что вины местных властей в провале программы переселения нет, во всём виноваты федеральные власти, не предусмотревшие специфические особенности условий исполнения программы в Туве. Что это за «специфические особенности», премьер Тувы Ш.Кара-оол не разъясняет, поэтому попробуем в них разобраться самостоятельно.

ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕСЕЛЕНИЕ?

Эпопея с переселением граждан из ветхого и аварийного жилья берёт своё начало с 2003 года, когда руководитель Госналогслужбы А.Сердюков (впоследствии за это награждённый орденом и должностью министра обороны) «раздербанил» нефтяную компанию ЮКОС. Впоследствии он продолжил эту практику в Минобороны, попал под уголовное преследование и кое-как выкарабкался из грязной истории «по амнистии». Правда, потерял любовницу, которая приняла на себя полагавшуюся ему реальную судимость.

Как известно из различных заявлений Путина, на реформирование ЖКХ в виде строительства жилья для переселения из ветхого жилого фонда государством была направлена треть средств, отобранных у ЮКОСА. Эта «треть» составила по одним оценкам 225 млрд. рублей, по другим – 194,2 млрд. рублей. Всего же в 2012-17 годах на эти цели государством было потрачено 405,85 млрд. рублей, в том числе 211,6 млрд. средств должны были внести регионы.

Первоначально предполагалось, что федеральное и региональные правительства понесут затраты пополам. Затем доля местных бюджетов была снижена до 40%. А потом для Тувы сделали исключение и освободили от несения финансовых затрат. При этом подготовку строительных площадок для строительства жилья под переселение должны были взять на себя муниципалитеты. Поэтому плановые объёмы переселения и стоимость квадратного метра, возводимого за счёт бюджета жилья, тщательно согласовывались с региональными властями.

Ш.Кара-оол взял обязательства возвести 68,9 тыс. кв. м. жилья по цене одного кв. метра в 31,2 тыс. рублей и переселить в новые дома 5050 граждан, на что, по информации Минстроя РФ, получил от Фонда реформирования ЖКХ 2,46 млрд. рублей федеральных средств. А с учётом средств, направленных на эти цели из республиканского бюджета, сумма выделенных средств на программу оценивается в сумму свыше 3 млрд. рублей.

УКРАЛИ СОТНИ МИЛЛИОНОВ

В настоящее время правоохранительными органами возбуждено и расследуется более 56 уголовных дел по фактам мошенничества, превышения должностных полномочий и расхищения государственных средств при реализации программы переселения граждан, в рамках которых сумма прямых потерь бюджета уже оценивается более чем в 800 миллионов рублей. Таким образом, хищения финансовых средств по этой программе, по мнению следствия, составляет астрономические 26,6%.

Уму непостижимо! Ещё толком и жилья-то не построено, а денег уже нет! Как говорится, «украли на входе»! Но, как полагают специалисты, при средней стоимости одного кв. м. жилья по г.Кызылу – 32,68 тыс. рублей, что соответствует информации Фонда ЖКХ, затраты на построенные 14,01 тыс. кв. м. жилья для переселенцев ориентировочно составляют 458 млн. рублей. На стадии строительства находятся ещё несколько многоквартирных домов, так что с учётом незавершённого строительства общие затраты могут составить порядка 1-1,5 млрд. рублей. Таким образом, сумма ущерба может достигнуть 1,5-2 млрд. рублей из трёх выделенных республике миллиардов. От таких сведений у нормального человека могут свихнуться мозги. Но как такое стало возможным? Давайте разбираться.

СТРАХОВКА ОТ ВОРОВСТВА

Как известно, в современной России воруют все и повсеместно. И Путин, провозглашая программу, это учёл. Для приведения коррупции в приемлемые масштабы было принято решение подойти к реализации переселения с рыночными принципами, которые состояли в том, что все этапы переселения будут прозрачными, конкурентными и поддающимися общественному контролю.

С 2014 года во главе этого процесса в качестве председателя наблюдательного совета государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» был поставлен весьма компетентный российский государственный и политический деятель – С.Степашин, ранее возглавлявший Счётную палату РФ. А до этого – побывавший на должностях директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, министра юстиции РФ, министра внутренних дел РФ и даже – Председателя Правительства Российской Федерации. Доктор юридических наук, профессор, генерал-полковник запаса, сопредседатель Ассоциации юристов России. С 2017-го является членом совета Некоммерческого партнёрства «Института внутренних аудиторов» в России.

Я не случайно перечисляю прежние места работы Степашина – Путин поставил во главе надзора за использованием бюджетных средств бывшего главного чекиста, министра внутренних дел и главу правительства России, полагая, что он пресечёт воровство, и это обеспечит переселение граждан из ветхого жилья во всех без исключения регионах страны. Но, судя по делам в Туве, тут даже железной воли Степашина оказалось недостаточно, поскольку местные жулики оказались под крылом ещё более могущественного российского чиновника – министра обороны Шойгу.

Именно поэтому в числе «нескольких» регионов, сорвавших исполнение программы, оказалась наша республика, показавшая самые низкие результаты по стране. Таких провальных показателей в выполнении программы переселения граждан из аварийного жилья даже близко нет ни в одном регионе страны. А для того, чтобы чиновники правительства Ш.Кара-оола могли так успешно «раздербанить» деньги, предназначенные для переселения граждан, ими была придумана целая схема.

СХЕМА ВОРОВСТВА: ПРОСТО, ДЁШЕВО, УДОБНО!

Думаю, что найдётся мало желающих со мной поспорить в той части, что руководство республики главным в программе переселения увидело не столько возможность решить жилищную проблему людей, живущих в трущобах, сколько перспективу украсть солидные деньги. Так что главным условием в этой схеме было обойти требование проведения конкурсных процедур.

Программа построена так, что муниципалитетами осуществлялось не строительство жилья, а всего лишь приобретение готового жилья под переселение. Строго по закону муниципалитеты должны были подобрать строительные площадки, подвести за свой счёт инженерные сети к ним и по конкурсу выделить их инвесторам для строительства жилья. А те, построив жилые дома за свой счёт, должны были по конкурсу продать квартиры муниципалитету под заселение. Но в этом алгоритме существовал существенный изъян: инвестор – строительная компания – становился собственником построенного жилья. С этим инвестором власти должны были выстраивать цивилизованные отношения. Однако, как тогда с них собирать мзду, которая по самым скромным подсчётам не может быть ниже 15%, которые забирает брат Юра?

Дело в том, что коррупционная схема выстраивается ещё на стадии подбора компании-застройщика. Ну, к примеру, приглашают руководителя строительной фирмы и говорят: даём тебе вот этот земельный участок, ты строишь дом и «отстёгиваешь» нам столько-то. После этого мы у тебя дом принимаем и заселяем. Всё понятно? Но в той схеме, что утвердил Путин, такое провернуть весьма сложно.

Для начала у властей должен иметься механизм проведения таких торгов, при которых победитель определён ещё до объявления аукциона. А тут не всё так просто. Есть, конечно, свои «наработки». К примеру, всех возможных нежелательных конкурентов предупреждают о возможных неприятностях, если они вдруг ввяжутся в драку за участие в программе. Но это не всегда срабатывает: такие, как Сафрин, не боятся ни полиции, ни бандитов, ни чиновников. Тогда есть другой вариант: опускать цену контракта до немыслимо низкой планки, а затем, когда будет определён «правильный» победитель, дополнительным соглашением поднять цену до нужного уровня. Есть и третий вариант: объявлять на аукционе заведомо нереальные сроки строительства типа 1-2 месяцев, а затем, когда всё же будет определён «правильный» победитель, дополнительным соглашением продлить срок строительства в 3-5 раз. Да не раз. А столько, сколько нужно «правильному» строителю. А чтобы деньги лились рекой, можно составить липовые формы КС о выполненных работах и перечислить строительной компании деньги, которые она не заработала и из которых половину отдаст брату Юре.

ВМЕСТО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОТОВЫХ КВАРТИР – СТРОИТЕЛЬСТВО, ВМЕСТО СТАТУСА ЗАКАЗЧИКА – ПОДРЯДЧИК, ВМЕСТО АУКЦИОНОВ – ПОДБОР ИСПОЛНИТЕЛЯ?

Всё это делать можно и делается уже. Но не по программе переселения. Тут контракт на строительство вообще не заключается. Есть контракт на предоставление квартир определённой площади по установленной цене. В такой ситуации «химичить» очень сложно. И власти придумали, как обмануть Путина и Степашина и заработать бабла.

Знающие люди говорят, что автором идеи был мэр Кызыла Ховалыг. А состояла она в том, что мэрия заключает договоры не со строительными компаниями, а с «Управлением капитального строительства» Минстроя РТ. Путём несложных преобразований, изменив Устав УКСа, правительство Тувы предоставило ему статус генерального подрядчика. Таким образом, УКС, у которого не было не то что механизмов и рабочих – даже верхонок не имелось, вдруг на бумаге превратилось в натуральную государственную строительную компанию.

УКС без каких-либо аукционов заключило договоры с мэрией г.Кызыла, получило от неё в аренду земельные участки под эти дома, разрешение на строительство, и теперь уже на правах генподрядчика получило возможность без конкурентных процедур заключать договоры с реальными строительными компаниями, но на условиях субподряда. Так что теперь премьер Кара-оол уже без страха и почти что в рамках своих полномочий мог приказывать своим чиновникам, какой строительной компании какой объект отдать.

Но преимущества такого решения проблемы заключалось ещё и в том, что права генерального подрядчика и субподрядчика сильно отличаются. Субподрядчик не имеет прав на земельный участок, ему не выдаётся разрешение на строительство объекта и его можно в любой момент выгнать с объекта, не приняв у него работу и не заплатив за неё деньги. Выгнать – а там пусть в наших судах глотает пыль... Таким образом, строительная компания становится совершенно бесправной и полностью управляемой «сверху». «Доить» такую компанию – одно удовольствие! И «надоили» почти на миллиард.

КТО ПРИДУМАЛ СХЕМУ ВОРОВСТВА?

Ховалыг сейчас по случаю и без оного открещивается от авторства идеи придания статуса генподрядчика УКСу, показывая на «другие лица». Однако известно, что эта схема начала работать сразу же после того, как в конце 2012 года премьер Ш. Кара-оол, глава г.Кызыла Д. Оюн и мэр В. Ховалыг, собравшись втроём, о чём-то договорились. При этом ни для кого не секрет, что Д. Оюн ни к какой мыслительной деятельности не приспособлена, а самому Ш. Кара-оолу по статусу что-то придумывать не положено, поскольку его главная функция – разрешать-запрещать да считать деньги. А Ховалыг, хоть никогда на стройках замечен не был, однако по части придумывания хитроумных схем известен ещё с тех времён, когда занимался финансовым оздоровлением предприятий. Правда, никого так и не оздоровил... К тому же очевидно, что «замутить» такую воду без мэра г.Кызыла Ховалыга было просто невозможно, поскольку деньги на переселение поступили на счета мэрии, мэрия заключила без конкурса договоры с УКСом, передала ему земельные участки под строительство, подобрала УКСу «правильных строителей». Не исключено, что вместе с братом Юрой собирала с них мзду. И большая часть тех 800 «пропавших миллионов», наверное, могла осесть в карманах нашего замечательного мэра Ховалыга.

Думаю, следствию ещё предстоит дать правовую оценку деятельности Ховалыга, однако, факт остаётся фактом: решение «трёх богатырей» о том, как обойтись без аукционов, живёт до сих пор.

НЕОЖИДАННОЕ ФИАСКО

Но решать на бумаге и реализовывать в жизни – дела совсем разные. Когда брат Юра в компании с мэром ловко пристроили 800 млн. рублей, предназначенных для строительства жилья, вдруг оказалось, что строить уже не на что. Почти все стройки в г.Кызыле встали. И тут стал очевиден главный просчёт правительства Тувы, который состоял в согласовании с Минэкономики РФ стоимости квадратного метра по Туве в 31,2 тыс. рублей. Для того, чтобы понять, много это или мало, сообщаю: точно такую же цену получила соседняя Хакасия. Но в Туве, благодаря последовательной политике правительства Кара-оола, стоимость угля в 4 раза выше, чем в Хакасии, стоимость электроэнергии – в 2 раза выше, к тому же, полностью разрушена строительная индустрия. Даже пиломатериал завозится из-за Саян, не считая кирпича и железобетона. Да и все строительные другие строительные материалы, включая цемент, стекло и санфаянс, завозятся за 400 км от ближайшей железнодорожной станции. А если к этому прибавить удорожание строительства в связи с мероприятиями по сейсмобезопасности, то понятно, что хакасские 31,2 тыс. рублей за кв.метр, если и подойдут к тувинским, то только с коэффициентом от 1,5 до 2-х.

Так чиновники правительства Тувы из-за своей безграмотности и некомпетентности поставили на грань срыва важнейшую социальную программу переселения людей из ветхого жилья. Но, судя по всему, до Кара-оола это не дошло. Он по привычке стал «давить» на строителей, чтобы те брали кредиты и достраивали объекты за свой счёт. Кое-кто «клюнул» на эту «удочку», но большинство отказалось.

КАК ОТОБРАТЬ ОБЪЕКТЫ НЕЗАВЕРШЁНКИ: НОВЫЕ ФИРМЫ-ПРОКЛАДКИ

И тут конфликт стал перерастать в новую, более ожесточённую фазу. После очередного сбора «трёх богатырей» с приглашением министра В.Фалалеева правительство изменило тактику и пошло «ва-банк». Теперь главной целью было заменить безденежных строителей на новых. При этом была поставлена задача расторгнуть договоры и отобрать у строителей всё ими построенное, одновременно «нахлобучив» их через суд взысканием в виде «неосновательного обогащения» всех полученных ими денег. Получить с них какие-то деньги, наверное, никто не надеялся. Но главное в другом: было принято решение все остановившиеся стройки передать к особо приближённым к тувинскому правительству строительным организациям.

Сейчас известны три компании, в пользу которых действует правительство Тувы. Все они «завозные». Гастарбайтеры из Москвы, окопавшиеся под крышей ООО «ТЕЗИС» владельца Левина, со скандалом достраивают в Кызыле больницу. Скандал вызван тем, что на эту гостиницу до сих пор нет проектно-сметной документации, соответственно, нет и государственной экспертизы. А также то, что, невзирая на продолжающееся строительство, УКС при попустительстве правоохранительных органов давно им подписал формы КС и справки выполненных работ на весь объект, а Казначейство РТ «впопыхах» перечислило гастарбайтерам все 444 млн. незаработанных рублей.

Но на этом сотрудничество краснодарских гастарбайтеров с правительством Тувы не заканчивается. Теперь они через Минземимущество не только ввели своих представителей Левина и Аглямутдинову в Совет Народного банка (двое из пяти, председателем которого является абаканский авантюрист, бывший бухгалтер Кара-оола Килижеков), но и поставили своего представителя первым заместителем председателя правления банка. Так что теперь фактически Народный банк передан в управление ООО «Строительный холдинг ТЕЗИС». Судя по всему, «ТЕЗИС» теперь посредством банка будет присваивать объекты незаконченного строительства в Туве, которые правительство сможет «отжать», и получать у тувинского правительства новые строительные подряды.

Аналогичная история и с другими, так называемыми инвесторами – ООО «Водный мир» авантюриста Пережогина, переродивший в ООО «НСК-град» и ООО «БЕНКОНС» Хаджиева.

А ПОКА СУД ...

Но не всё так просто. В планы Кара-оола внезапно вмешалась судебная система, признавшая договоры, заключённые УКСом без соблюдения конкурентных процедур, ничтожными. Коротко говоря, это обстоятельство стало препятствием для «отжима» объектов у строителей. Более того, Восточно-Сибирский Арбитражный суд своим Постановлением обратил внимание нижестоящих судов на то обстоятельство, что у строителей нет оснований для признания факта неосновательного обогащения, поскольку мэрия г.Кызыла и УКС, заключая без проведения аукционов заведомо ничтожные договоры, злоупотребили правом, в связи с чем все их иски по этому поводу не могут быть удовлетворены судом. Поэтому отобрать дома у строителей они вряд ли смогут. Как не смогут и взыскать с них неосновательное обогащение.

Так что строительный узел в Туве затягивается всё круче. Сила административной воли столкнулась с неодолимой силой закона. Похоже, что команде Ш.Кара-оола, включая его самого, а также его заместителей, министров и руководителей рангом ниже, сидеть не пересидеть.

В следующих номерах я постараюсь поподробнее рассказать о стратегических союзниках Ш.Кара-оола по отжатию строительного бизнеса в Туве Пережогине, Левине, Хаджиеве и кукловоде Килижекове, а также о ситуации с переходом республиканского Народного банка в частное владение. Расскажу, как чиновники тувинского правительства пытаются «отжать» объекты у ООО «ТЫВА-ЦЕНТР-АЗИЯ», «Технология Автономных Систем», «Титан» и «Вертикаль», и что из этого выходит.

Так что не прощаюсь. До встречи.

Кондрат Пчёлкин

(прочитано 12969 раз)


 Доска объявлений 
Остальные материалы номера 42:
Материалы по теме:
» Вы не на того нападаете! (№41, 16 октября)
» Пресс-служба прокуратуры сообщает (№40, 9 октября)
» Обзор прессы (№40, 9 октября)
» Конвейер хищений (№40, 9 октября)
» Философия коррупции (№39, 2 октября)
» Вышедших на пенсию пожарных в Туве начали выгонять на улицу (№36, 11 сентября)
» Преступление во имя отца и сына Крапивиных и святого духа Кара-оола (№36, 11 сентября)
» Котлеты с душком для министров обороны (№32, 14 августа)
» Обзор прессы (№31, 7 августа)
» От любви до выборов через большие деньги (№29, 24 июля)
» Русских выметают из Тувы? (№29, 24 июля)
» Обзор прессы (№28, 17 июля)
» Тувинские реалии – строим тяп-ляп! (№25, 26 июня)
» Спасти строительную отрасль, спасти Туву (№23, 12 июня)
» Коррупционная цепочка – кто наверху? (№23, 12 июня)
» Сквозь призму скандала в судейском сообществе Тувы (№22, 5 июня)
» Тувинский следственно-чиновный беспредел (№19, 15 мая)
» Кто виновен в провале программы переселения из ветхого и аварийного жилья? (№17, 1 мая)
» Тяжела стала шапка Мономаха? (№16, 24 апреля)
» Почему правительственная Стратегия не способна решить нынешние острые социально-экономические вопросы? (№16, 24 апреля)
» Министр Килижеков – фактор расхищения бюджета Тувы (№15, 17 апреля)
» Министр труда и социальной политики Людмила Тас-оол будет сидеть! (№14, 10 апреля)
» Тува как территория коррупции и кумовства (№14, 10 апреля)
» Кто вы, уполномоченные государством мошенники? (№12, 27 марта)
» Обзор прессы (№9, 6 марта)
» В Туве снова украли. На этот раз 50 млн. рублей (№9, 6 марта)
» Что делать с зарвавшимися чиновниками? (№8, 27 февраля)
» Почему ФСБ не ловит настоящих коррупционеров? (№8, 27 февраля)
» Пока прокуратура спит, вороватые чиновники не дремлют (№7, 20 февраля)
» Власти Тувы преследуют сирот, отстаивающих свои законные права (№6, 13 февраля)
» Дети понедельника (№4, 30 января)
» Предприниматели в капкане «тувинского кривосудия» (№3, 23 января)
» Кто наведёт порядок в садоводческом обществе? (№2, 16 января)
» Суровые будни тувинского премьера (№2, 16 января)
» Переселили из одного ветхого жилья в другое аварийное (№1, 9 января)
» Почему коррупционеры остаются на своих постах? (№1, 9 января)

Материал входит в разделы тематического архива:

«Выполняем указ президента». Власти регионов переименуют трущобы в фавелы.

Шутка 2022 года

up Газета Внеклассно О нас Пользователи up
   • Свежий номер
 • Архив газеты
| 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
 • Тематический архив
 • Карикатуры
 • Юмор
 • Новости
 • Опросы
 • Календарь обещаний
 • Доска объявлений
 • Форум
 • Обратная связь
 • Статистика
 • Помощь
 • Регистрация/Вход
 • Добавить новость
 • Добавить фото
 
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru
Лента новостей RSS Мобильная версия сайта Зеркало сайта
Для писем Страница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в Телеграме
Борьба с неправдивой информацией о событиях в Украине