Криминал вышел в свет
После массовых убийств в районах Тувы все как-то внезапно заметили, что Тува погрузилась в криминальный кошмар. Будто пелена спала с глаз людей и особенно – властей. Ещё вчера Шолбан Кара-оол торжественно награждал министра Лобанова «за успехи» в борьбе с преступностью, а сегодня проводит одно за другим совещания на тему, как с ней бороться. Причём, судя по высказываниям всевозможных провластных изданий, они задумались о криминальной ситуации в Туве вот только-только, как будто раньше этой проблемы вообще не существовало. Как говорил Черномырдин, «никогда такого не было, и вдруг – опять!».
Между тем, Тува уже много лет занимает первые строчки по количеству преступлений на душу населения. По данным статистики Генпрокуратуры РФ, Тува вот уже 10 лет стабильно держит первое место по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, по убийствам, по умышленному причинению тяжкого вреда здоровью, по особо тяжким преступлениям, совершённым в состоянии алкогольного опьянения. Но в последнее время республика переплюнула сама себя – в прошлом году Тува заняла первое место по росту зарегистрированных преступлений. Причем, основной прирост связан не с уже ставшими «привычными» нам убийствами и особо тяжкими преступлениями, которые так и остаются на запредельной высоте, недоступной другим регионам, а с преступлениями небольшой тяжести, к которым в основном относятся мелкие кражи и прочие проступки, не влекущие серьёзного наказания.
Что же предлагают наши власти, чтобы справиться с этой напастью? Религиозные деятели считают, что нам не хватает духовности и традиционных ценностей, людям в погонах нужно больше полицаев, чиновники хотят больше программ и «стратегий», бывшие (а, может, и нынешние) бутлегеры – больше контроля за оборотом алкоголя. Каждый готов окучивать и дальше свой участочек, осваивать свой бюджетик, неся в массы «разумное, доброе, вечное». Правда, не понятно, чем же они занимались последние 10 лет, если криминальная статистика год от года ухудшалась?
Но давайте разберём по порядку предложенные инициативы.
Духовность. В нашей республике каждый год открываются новые храмы и культовые сооружения, по государственным СМИ постоянно проводятся духовно-просветительские программы, начальство на официальном уровне отмечает все церковные праздники всех конфессий, обучая нас основам праведной жизни. Уже даже приняли закон об оскорблении чувств верующих и почти побороли покемонов и прочую «нечисть». А результата как не было, так и нет. Если, конечно, не считать результатом повышение уровня мракобесия. Похоже, если и дальше власти будут двигаться в сторону насильственного насаждения какой-либо веры, они добьются только повторения событий столетней давности, когда народ в едином порыве убивал церковников и разрушал храмы.
Полиция. Согласно примитивной логике полицейских начальников, было бы идеально приставить к каждому гражданину по полицейскому – вот тогда преступности и не будет. Но, по статистическим данным, Россия и так занимает одно из первых мест в мире по количеству полицейских на душу населения. Но при этом одновременно – в лидерах по убийствам. Прямой связи между этими данными вроде бы нет. Скорее, они говорят об эффективности и качестве полицейского штата. А также о том, что простым увеличением карательного аппарата с криминалом не справиться. Единственное, что не помешало бы работе полиции, – это кардинальное сокращение чрезмерно раздутого управленческого аппарата МВД в пользу расширения штата полевых сотрудников. А пока, по той же статистике из прокуратуры, Тува также выбилась в лидеры по росту количества нераскрытых преступлений, что показывает снижение уровня подготовки кадрового состава полиции.
Бумаготворчество. Если смотреть только новости из правительства, то создаётся впечатление, что мы живём в лучшем из миров. «Слуги народа» чуть ли не круглосуточно трудятся на благо родины, выдавая нагора кучу постановлений, указов и прочих докладов. Похоже, в правительстве не осталось ни одного чиновника, не награждённого какой-нибудь медалью или хотя бы грамотой за ударный труд. Но если они так хорошо работают, то где результат? Стоит только выйти на улицу, отойти метров на двести от здания правительства и попадаешь в разрушенную загаженную заброшенную бесхозную территорию... Наши чиновники сегодня напоминают сумасшедший экипаж разбитого автомобиля без колёс и двигателя: одни увлечённо крутят баранку, другие раскачивают машину, создавая иллюзию движения, а третьи откручивают и прячут по карманам оставшиеся детали. Поэтому надежды на изменения к лучшему, благодаря действиям нынешнего правительства, на сегодня нет.
Алкоголь. Это любимая тема Шолбана Кара-оола. Наверное, в России не найдётся больше ни одного губернатора, который уделял бы столько времени вопросу алкоголизации населения. Семейный бизнес, поспособствовавший становлению его личности и благосостояния, похоже, глубоко запал в душу Шолбана Валерьевича. Помнится, первое, что сделал Кара-оол, придя к власти, это построил на деньги, предназначенные для развития сельского хозяйства, водочный завод. Как он тогда говорил, строил его для того, чтобы население не травилось завозным пойлом. Видимо, имея в виду, что лучше – своим. Однако в силу некомпетентности властей, легальное производство водки так и не заладилось. И потому Кара-оол под видом борьбы со спаиванием населения объявил войну уже легальной продаже алкоголя. Привело это только к тому, что народ стал меньше пить лицензионный алкоголь и резко увеличил потребление всевозможных лосьонов, настоек и прочих «фунфыриков». Что сразу радостно отметили правительственные СМИ, заявив, что снижением продаж акцизного алкоголя побороли пьянство. То, что любое ограничение легальной продажи водки бесполезно в плане борьбы с алкоголизмом, показывает простое сравнение с нашим соседом – Хакасией. Там в любое время дня и ночи можно свободно купить алкоголь, но население почему-то так повально не пьёт, как у нас. В чём причина? Народ другой, климат, страна? Вряд ли, скорее всего, там знают другие способы борьбы с зелёным змием. Знают, любое ограничение свободной торговли играет на руку только подпольным производителям и торговцам контрафакта.
Единственное, что помимо высокой преступности отличает Туву от других регионов страны, – это беспросветная нищета, разрушенная экономика и рекордная безработица. Именно по этим причинам люди не видят для себя никаких перспектив ни в настоящем, ни в будущем. Нищета, плохое знание русского языка, низкая профессиональная квалификация мешают вырваться из этого ада в другие регионы – все, кто мог, уже переехали. Что остаётся делать оставшимся? Убивать свою жизнь всеми доступными способами. Отсюда лидерство Тувы по самоубийствам, убийствам, алкоголизму и наркомании.
Если начать разматывать клубок любой проблемы в Туве, в конце концов, всё равно упрёшься в разрушенную властями экономику.
Плохие дороги? Потому что нет денег на благоустройство, нет техники, потому что нет доходов в бюджете, потому что разрушена экономика.
Не хватает доступного досуга и развлечений для населения, кроме алкоголя и наркотиков? Потому что у населения не хватает средств на театры, кино и стадионы, потому что население – нищее, потому что разрушена экономика.
Плохая экология, город завален мусором и сажей? Потому что у населения нет денег на оплату контейнеров и вывоз мусора, не хватает средств на нормальную систему отопления, потому что нет нормальной работы, потому что разрушена экономика.
Высокая детская смертность? Потому что люди рожают детей не столько в любви, сколько ради пособия и материнского капитала, потому что в такой нищете жизнь не стоит и копейки, потому что лечение дороже пособия, потому что нельзя найти работу, потому что властью разрушена экономика.
Растёт уличная преступность? Потому что на еду нет денег, потому что не хватает законных способов заработать, потому что в тюрьме накормят, а на воле – разрушенная властью экономика.
И так далее.
Шолбан Кара-оол, «великий» экономист, предлагает нам единственный выход из экономического тупика – это строительство железной дороги. А её при текущем векторе развития страны нам не видать, как своих ушей. Да и экономический эффект от неё даже в далёкой перспективе – спорный. Об этом уже не раз писали в СМИ.
Главная причина экономической деградации мне видится в засилии коррумпированных чиновников и всевозможных барьерах на пути развития любого предпринимательства. Чем больше запретов, проверяющих, надзоров, тем меньше шансов, что в регион придут инвестиции. Вода течёт по пути наименьшего сопротивления, а деньги – где меньше издержек, барьеров и рисков.
Наши власти тоже выбрали путь наименьшего сопротивления. Вместо того, чтобы создавать и расширять налогооблагаемую базу за счёт новых предпринимателей, они предпочитают облагать всевозможными штрафами оставшихся на плаву бизнесменов. Хорошо, сегодня они отчитаются в рекордных поборах, а завтра кого стричь будут? Или для них «завтра» не существует? Единственное, что делается в рамках «бумаготворчества», это многочисленные бизнес-тренинги и выставки кустарного хозяйства для заранее собранной массовки. Но кроме гор макулатуры никакого другого эффекта у наших экономистов не получается...
По-настоящему пугает то, что дети, родившиеся при правлении Кара-оола, сумевшие выжить и впитать окружающую атмосферу в себя, вырастут ещё более страшными существами, чем их родители. Понятно, что ни Кара-оол, ни его соратники, ни их дети не собираются доживать здесь свою старость, а что будем делать мы? Республика неуклонно подходит к той черте, за которой следует только окончательное вырождение. И кому это выгодно?
О. Шын