Лишние дети
Одно из подразделений «Республиканской детской больницы» – круглосуточный стационар «Детское специализированное отделение», или по простому «Детская соматическая больница» по улице Ленина, 24. Здесь занимаются лечением внутренних органов детей – лёгкие, желудок, кишечник, сердце и т.д. Но есть в этом трёхэтажном здании одна особенная палата. В ней детей не лечат – в ней живут лишние дети.
Брошенные дети от года до трёх. Они ещё не научились говорить, но уже отбывают наказание в заключении. Они редко улыбаются, но чётко соблюдают режим: кушать – значит кушать, сидеть на горшке – значит сидеть, спать – значит спать. Они не знают, как есть мандарины, и съедают их вместе с кожурой. Они готовы драться за пустую коробку от сока, чтобы только понюхать от него аромат. Они живут здесь месяцами, иногда годами, не видя ничего кроме четырёх стен и медперсонала.
Юридически эти дети – не сироты и не отказники. Зачастую они имеют родителей и родственников, однако те за детьми не приходят. Но при этом и сотрудники МВД по делам несовершеннолетних почему-то не торопятся лишать нерадивых мамаш и папаш родительских прав и не оформляют детей в детский дом.
За что же наказаны малютки? Они оказались виновными всего лишь в том, что посмели родиться в неблагополучной семье. Родителям они нужны, поскольку за них платится детское пособие и материнский капитал, для некоторых из них это своеобразный бизнес, поставленный на поток – врачи говорят, что к ним периодически попадают разные дети от одних и тех же родителей.
Сотрудники МВД из отдела по делам несовершеннолетних регулярно изымают таких детей во время ежедневных рейдов, забирая их от спившихся матерей, потерявших человеческий облик, не говоря уж о материнском инстинкте. Временами 12-местная палата оказывается переполненной, и детей приходится складывать в одну кроватку по двое, а иногда выделять под таких детей и другие комнаты.
Про этих детей не раз писали в местных СМИ и соцсетях, призывая читателей к милосердию и состраданию. Иногда от случая к случаю провластные партии и организации в честь предстоящих выборов проводят разовые акции сбора гуманитарной помощи, собирая деньги на медикаменты, игрушки, одежду, средства гигиены, но в целом ситуация не меняется. Бедные дети по-прежнему месяцами живут в больнице в подвешенном состоянии, лишённые родителей, нормального человеческого общения и воспитания и так нужными в их возрасте родительской любви и ласки. Психологи утверждают, что нахождение ребёнка без родных больше трёх месяцев серьёзно травмирует детские души.
Кто виноват в такой ситуации? Одни говорят – беспутные родители, не думающие ни о своём будущем, ни о будущем своих детей. Другие обвиняют чёрствых врачей, уделяющих слишком мало времени на заботу о малютках. Но причём здесь и те, и другие? Мы не знаем и не пытаемся вникнуть, что довело людей до жизни такой полузвериной, в которой они не ценят собственных детей. А требовать что-то от врачей и подавно бессмысленно – не их это функция, заменять родителей и воспитателей.
Взывать к сочувствию земляков в республике, в которой по официальной статистике более половины населения живёт за чертой бедности, тем более бесполезно. В республике, находящейся на первом месте по убийствам, жизнь не стоит и копейки, – тут уже не до человеколюбия – выжить бы самому.
Ну, а что же власти? Они у нас любят хвастаться высокой рождаемостью – это главный и, наверное, единственный положительный показатель, по которому Тува «впереди планеты всей». За счёт какой категории людей получается этот бешеный прирост, можно судить по количеству беднейшего населения и брошенных детей. Но наши чиновники что-нибудь делают, чтобы помочь если не опустившимся взрослым, то хотя бы детям?
А ведь здесь, если отбросить эмоции, вопросы именно к властям:
1. Есть ли критерии, при которых обязательно нужно отбирать детей от родителей? Разбираются ли правоохранители, кого забирать, кого оставлять?
2. Почему сразу, как только родители протрезвеют, детей не возвращают домой? Почему не разыскивают и не передают их другим родственникам? Или, если родители законченные алкаши, почему сразу не начинается процедура лишения родительских прав? Почему из-за какой-то бюрократической волокиты страдающей стороной остаются дети?
3. За счёт какой статьи расходов содержатся дети в больнице? Врачи утверждают, что им приходится за свой счёт закупать необходимую одежду, памперсы и т.д. Кому в это «безвременье» уходит детское пособие? Родителям? Чиновникам?
4. Почему вообще дети живут в больнице? Возможно, на период медобследования это и необходимо, но не месяцы же и годы!
5. Какое ведомство ответственно за таких детей? К кому официально могут обратиться те же родственники и сочувствующие, желающие чем-то помочь?
И, наконец, почему чиновники и депутаты, гордящиеся высокой рождаемостью, не озаботятся созданием нормального детского приюта с профессиональными воспитателями и няньками для таких детей?
Скажите, денег нет? Но, например, несмотря на то, что общий бюджет республики на 2017 год действительно усох более чем на миллиард рублей по сравнению с 2016-м, статья «Общегосударственных расходов» почему-то выросла. В эту статью входят «Функционирование» главы республики, которое нам обойдётся в 25 млн. рублей, и его заместителей – в 185 млн. Верховный Хурал за год съест 100 млн. рублей, а судебная система, включая коррумпированный Конституционный суд, – 78 млн. рублей.
Зато наши «любимые» чиновники нашли, на чём сэкономить. Бюджетная статья «Образование» усохла на 400 млн. рублей (четыреста миллионов!). Статью «Здравоохранение» «оптимизировали» сразу на 2800 млн. (два миллиарда восемьсот миллионов!). Вот вам и забота о детях. Вот вам сохранение здоровья нации. Лишь бы себя не забыть – для остальных «денег нет, но вы держитесь», и, главное, рожайте побольше – нам это для статистики нужно.
Но, может, всё-таки у чиновников проснётся совесть, и они смогут немножко урезать свои аппетиты в пользу этих лишних детей? Помнится, Кара-оол уничтожая двухпалатный парламент, обещал завалить Туву детскими садами и школами. Не случилось. Очередь выросла вдвое. Но сегодня появился ещё один шанс: вся надежда на Конституционный суд, который Шолбан Валерьевич решил вдруг ликвидировать. На этот год в бюджет на содержание этих бездельников в мантиях заложено 25 млн. рублей. Этих денег вполне бы хватило на создание маленького детского приюта для бесправных маленьких детей.
О. Шын