Ропот доноров
Губернаторам надоело «кормить Москву»
С 2017 года российские регионы станут ещё беднее – к общему падению экономики добавилось перераспределение одного из сборов в пользу федерального центра. Отныне 3% от суммы налога на прибыль будут уходить в Москву, хотя ранее субъекты отправляли в столицу на процент меньше, оставляя себе 18%. Это существенная потеря, ведь в регионах остаётся от силы 40% собираемых в них денег, остальные забирает столица.
Такой манёвр уже вызвал резкую критику со стороны руководства Татарстана. Слова о новом «раскулачивании» не остались без внимания правительства. Дмитрий Медведев заявил, что федеральный центр не будет идти ни на какие уступки. «Нам нужно прекратить практику распределения субсидий по принципу «деньги идут к деньгам». Целевые трансферты должны направляться... не просто в регионы, тем более в регионы, которые являются донорами», – заявил премьер Дмитрий Медведев.
Что интересно, ранее центр совершенно по-другому ответил на другие претензии финансового плана, ранее заявленные главой Чечни Рамзаном Кадыровым. После того как он выступил против «практики урезания бюджета» республики, в Москве послушно отменили намеченный секвестр.
Всё это говорит о том, что в метаниях центра отсутствует логика. Регионы-доноры продолжают оставаться дойными коровами, причём поголовье этого «стада» ещё и сокращается. Но и регионы-реципиенты, за очень редким исключением, не становятся богаче, продолжая скатываться в бездну долговой ямы.
Возмущение с мест
Нынешние протестные выступления глав регионов напоминают знаменитый «парад суверенитетов» начала 90-х. Но если тогда центр и республики делили политические полномочия, то сейчас во главе угла – деньги.
«Те, кто хорошо работает, якобы вообще не должны получать федеральных субсидий. Это вообще глупости. Куда страна идёт? Мы понимаем, что надо поддерживать регионы-реципиенты, но не за счёт того, чтобы ухудшать ситуацию» – такими словами прокомментировал президент Татарстана Рустам Минниханов решение отобрать у регионов часть налога на прибыль. «Это неправильно. Раскулачивание было. Один раз выравнивали уже. Мы видели последствия», – добавил глава республики.
Возмущение Минниханова объяснимо. По имеющимся данным, перераспределение средств обойдётся республике в 8 млрд. рублей. «То есть весь заработок... если мы хорошо будем работать, уйдёт на покрытие наших издержек, а не на улучшение жизни людей», – подчеркнул руководитель.
Следом за Миннихановым в первых числах января в защиту своего региона выступил многолетний глава Кемеровской области Аман Тулеев. Он обратил внимание Дмитрия Медведева на резкий рост цен на автомобильное топливо в Сибири. «В регионах Сибири вновь выросла стоимость всех видов бензина – в среднем на 20 копеек за литр. В Кузбассе она составляет порядка 34 рублей. Это произошло без предупреждения, в нарушение всех договорённостей с областными властями», – отметил Тулеев в телеграмме премьеру. При этом Тулеев откровенно намекнул на неприятные последствия: «К чему это может привести, мы сейчас видим на примере Мексики, где монополист задрал цены так, что люди уже на улицы вышли».
Выжимание доноров
Не исключено, что в скором времени к малочисленной пока что группе протестующих добавятся другие недовольные. По данным РИА «Рейтинг», в январе – сентябре прошлого года падение промышленного производства произошло в 25 регионах. Причём в их числе значатся как дотационные Северная Осетия с Бурятией и Еврейской АО, так и относительно стабильная, если верить официальной статистике, Амурская область. Пока довольно бодро выглядят показатели в столичном регионе, Петербурге, Татарстане, Иркутской и Кемеровской областях. Вот только насколько устойчиво их положение? Как показала практика, количество регионов-доноров, не говоря уже о просто благополучных субъектах, имеет тенденцию к сокращению. Сейчас их насчитывается 11, а совсем недавно, в 2015-м, было 15. За прошедшее время из их числа выпали Калужская, Самарская, Сахалинская и Ярославская области.
Ещё один аспект проблемы донорства – пресловутое «выполнение социальных обязательств» и вообще «улучшение жизни людей». Здесь ситуация от региона к региону выглядит ещё более неоднородной. Если экономика Югры в 2015 году (более свежих данных пока нет) позволяла семье с двумя детьми располагать после обязательных трат более 91 тыс. рублей ежемесячно, а дотационной Чукотки – почти 90 тыс. рублей, то в нищей Псковской области домохозяйство того же размера могло рассчитывать лишь на 570 рублей. Это примерно в 4 раза меньше, чем даже в Дагестане!
В десятки раз разнится благосостояние семей «с северов» с такими же семьями, проживающими в Ивановской, Смоленской, Курганской, Кировской, Костромской областях, в Алтайском крае, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии.
Справедливости ради надо сказать, что перечисленные субъекты сплошь реципиенты. Но и донорствующий Татарстан не на первых ролях – он находится в рейтинге благосостояния семей лишь на 16-м месте. Понятно, что региональные руководители начинают задумываться: а не слишком ли много денег они отправляют в столицу?
Банкротство близится
Ещё в начале осени глава Счётной палаты Татьяна Голикова обнародовала не самую приятную цифру – госдолг российских субъектов Федерации достиг 2,3 трлн. рублей, что примерно равно остаткам Резервного фонда. По её словам, виной тому не только «общая экономическая ситуация» и «не всегда продуманная бюджетная политика регионов», но и... «решения, которые принимались и принимаются на федеральном уровне». Таким образом, Голикова в некотором смысле предвосхитила выступление Минниханова. Позднее Совет Федерации также подсчитал, насколько тяжело сейчас регионам: по итогам 2016-го их долг составил уже 2,5 трлн. рублей, причём в 14 областях показатель превысил «объём бюджетных доходов». Чем не долговая яма?
Последнюю заметил и Андрей Нечаев – бывший министр экономики, занимавший кресло в 1992-1993 годах. Он сослался на выкладки Standard & Poors и предупредил о приближающейся катастрофе: «Уже сейчас долговая нагрузка трети российских регионов превышает 60% их доходов. К концу 2018 года четверть областей будут отдавать на обслуживание и погашение долгов до 30% от всего того, что заработают». Примерно 20% регионов де-факто являются банкротами», – резюмировал Нечаев.
Вытаскивать последних из ямы правительство, похоже, готовится с помощью денег тех, кто пока в данную ловушку не угодил. Однако стоящие на своих ногах или, как вариант, на костылях, протянутых из центра, области и республики вряд ли согласятся с такой постановкой вопроса – самим бы не пропасть. Ждём парад финансовых суверенитетов?
Кстати
Согласно независимым оценкам, в 2016 году самым крупным регионом-донором в РФ стал Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Эта нефте- и газоносная провинция отдаёт в федеральный бюджет 84% всех налоговых поступлений. Чуть меньше перечисляют в центр Ямало-Ненецкий автономный округ (80%) и Ненецкий АО (75%), также известные богатствами своих недр. Кроме них больше половины доходов отдают Оренбургская, Калининградская, Томская, Астраханская области, Удмуртия и Коми, а также Санкт-Петербург.
В свою очередь, крупнейшими регионами-реципиентами, казна которых в значительной степени формируется перечислениями из центра, являются Ингушетия, Чечня, Тува, Алтай, Дагестан, Крым, Карачаево-Черкесия, Севастополь, Камчатка и Северная Осетия.
При этом, согласно подсчётам РИА «Рейтинг», наибольший рост бюджетных доходов за 8 месяцев 2016-го показали не только Калининградская и Магаданская области, в которых доля поступлений из собственных источников превалирует, но и упомянутая Ингушетия, обеспечивающая себя лишь на 15%.
В то же время наиболее значительное падение доходов наблюдалось в Ненецком АО и Сахалинской области (прибыли этих регионов на 98% происходят из собственных источников). Также снижение бюджетных поступлений, если говорить о донорах, наблюдалось в Югре, Астраханской и Тюменской областях.
Всеволод Истомин
«Наша версия»