Есть ли почва для русского вопроса в Туве?
А действительно, как на самом деле живётся русским в Туве? Хорошо или не очень? А если второе, то от чего они бегут? От тувинского шовинизма, бытовой неустроенности или отсутствия перспектив в будущем? Кто в состоянии ответить на эти вопросы? Власть, общество, эксперты, журналисты? И, в конце концов, что творится в сегодняшней Туве? Почему она прочно обосновалась в хвосте российских регионов по уровню жизни, заболеваемости сифилисом и туберкулёзом, преступности и безработице? И что тут первично – бегство русских или никудышная социально-экономическая ситуация в республике? Что происходит на самом деле: русские бегут, потому что экономика республики беспросветная, или экономика «падает», потому что русских специалистов становится всё меньше и меньше? И каково положение русского языка в национальной окраине великой державы? Он жив или не совсем?
Я – коренной житель Тувы. Родился, вырос, работаю и живу в Кызыле всю жизнь. Отца прислали из Москвы, мама родилась в Эрбеке во времена ТНР, в совершенстве владела тувинским и монгольским языками. Так что ситуацию знаю «изнутри». Тем более, что почти всех сегодняшних руководителей и тех, кто пристроился возле власти, знаю лично. Так уж сложилось исторически, что я от власти и от людей, распределяющих блага от лица государства, никак не завишу. И потому имею наглость говорить правду, не опасаясь за последствия. Хотя в последние годы в Туве развёлся такой воинствующий шовинизм, что за меткое слово могут и прирезать.
Тува-таки попала в эпицентр внимания из-за положения русскоязычного населения и ситуации вокруг знания и использования государственного русского языка местным населением. В правительстве России ситуацию считают неблагополучной. Дело дошло даже до того, что в республику прислали группу учителей русского языка, которые ведут семинары по районам и в Кызыле с преподавателями русской словесности. Такого не было в Туве с 1944 года, когда Тува вошла в состав СССР.
Можно сколько угодно спорить об уровне использования русского языка тувинцами в районах и столице, но факт обучения русскому языку как иностранному установила прокурорская проверка. И с этим уж точно не поспоришь. Хотя для визуального контроля зайдите на почту, в полицию, прокуратуру, суд, парламент или правительство Тувы, и вы быстро убедитесь не только в том, что подавляющее большинство работающих там – тувинцы, но и то, что между собой на работе они разговаривают исключительно по-тувински. А это значит, что великий и могучий русский язык – язык государствообразующего народа – уже вытеснен из общественной жизни региона. Что порождает множество прямых и побочных последствий, о чём я расскажу ниже.
В связи с этим возникает несколько вопросов. Таких, как: забвение русского языка в Туве – это последствия или цель? Какое будущее готовят тувинские власти народу Тувы, утратившему знание русского языка? Каковы перспективы русских, что ещё не выехали из Тувы, их детей и внуков? Каковы перспективы экономики региона, который покидают русские специалисты? И вообще: каковы перспективы сохранения Тувы в составе России, если в ней уже не будет русских, а тувинцы в большой части забудут язык Пушкина и Достоевского? Что будет с Россией, если такие регионы, как Чечня и Тува продолжат курс на выдавливание русского населения? Ну и наконец, такой, достаточно риторический вопрос: есть в России национальная политика как таковая и стратегия укрепления русских диаспор в национальных окраинах?
На днях давно и постоянно ищущая высокое покровительство Оюмаа Донгак публично высказалась на эту тему и предложила диалог на тему жизни русских в Туве и перспективы Тувы на самоопределение или поглощение другими регионами РФ. Не стану комментировать благоглупости типа «нельзя заставлять учить русский язык», «в рейтинге качества жизни наша республика всегда среди последних, а в рейтинге влиятельности глав регионов наш всегда один из первых» или «Конвиз и Молин трубят на всю Россию о защите русских сразу же после заявления Матвиенко об укрупнении регионов». Однако должен заметить, что насильно язык не привьёшь. Если он не используется в обычном общении людей, он всё равно умрёт, что и происходит в Туве.
Что же до заявления об укрупнении регионов РФ, то я с председателем Совета Федерации В.Матвиенко об этом не разговаривал и советов ей не давал. Но не исключено, что Кара-оола держат в премьерах Тувы преднамеренно, чтобы республика дошла до такой «ручки», когда вхождение в состав Красноярского края станет единственной альтернативой выхода её из состава РФ. И это у них действительно получается неплохо – Тува за последние годы прочно обустроилась в аутсайдерах по всем показателям. А высокая оценка руководителя в такой ситуации может расцениваться только как осуществление принципа в отношении Тувы «чем хуже – тем лучше!».
Однако, давайте разберёмся без эмоций.
Действительно, падение производства в республике прочно связано с массовым выездом русских из Тувы с конца 80-х годов. Достаточно вспомнить историю развала комбинатов «Тувакобальт» и «Туваасбест», Домостроительного комбината в Кызыле, заводов ЖБИ, кирпичных заводов, Ремзавода, Кожзавода, Овчинно-шубной и ковровых фабрик, банков «Арат» и «Тувакредит», строительных организаций и многих-многих других флагманов тувинской экономики. Бегство русских кадров, работавших на них, стало одной из общих и основополагающих причин развала этих предприятий. По этой же причине прекратили существование все крупные предприятия сельского хозяйства и сельхозпереработки.
Да, действительно, в конце своей карьеры президенту Шериг-оолу Ооржаку удалось ситуацию с русским кадрами стабилизировать, хоть и на достаточно пониженном уровне. Но смена власти девять лет назад, к которой я тоже приложил руку, для русских в Туве в итоге оказалась гибельной. Новый вал отъезда православного люда накатился на республику. При этом меня часто спрашивают: а чем сегодняшняя ситуация хуже, чем при Ооржаке? Отвечу. Во-первых, тогда численность русских упала с 32 до 16% и это падение остановилось. Даже наметилось возвращение некоторого количества русских специалистов. Теперь падение за девять лет с 16 до 8% носит катастрофический характер, поскольку в силу разных причин эти 8% – совсем ничто, поскольку включают в себя большей частью недееспособное население.
Тем не менее, люди уезжают! Почему? Известна поговорка: два переезда равносильны пожару. Но они едут! Невзирая на то, что там, куда они едут, как правило, их не ждут ни работа, ни жильё, ни высокие покровители. И нет достаточных накоплений, чтобы в течение 5-7 лет приспособиться к новой жизни. Если первая волна беженцев из Тувы состояла из высококлассных специалистов, которых ждали на новых местах проживания, а вторая волна включала очень известных людей – членов тувинского правительства и руководителей высшего и среднего звена, о которых заботилось государство, то сегодняшние переселенцы, как правило – простые учителя, врачи, инженеры, водители, токари, строители, сварщики и электрики. Они, конечно, устроятся и на новом месте. Даже, скорее всего, приобретут там приличное жильё, поскольку сегодня жильё в Туве – самое дорогое в Сибирском регионе. Но в любом случае решение о переезде во время всеобщего экономического кризиса в стране – вынужденное.
И что они едут? А главное – зачем?
Думаю, со мной согласятся, если скажу: едут за перспективой для своих детей и внуков. Они понимают, что в сегодняшней Туве получить приличное образование уже невозможно. Взрослые боятся, что с их детьми и внуками что-то случится – убьют или покалечат. И примеров таких в жизни достаточно.
Моему племяннику неизвестные пьяные тувинцы сломали челюсть, а когда он сам поймал одного из них и привёл в полицию, его... отпустили. Тоже, кстати, тувинцы. А затем, чтобы ему была оказана медицинская помощь, мне лично пришлось обращаться к министру здравоохранения. Правда, ничего плохого не скажу – помог, сделали всё, как надо.
Моего сына убили одни тувинцы, вину на себя взял другой тувинец, а тувинец-следователь закрыл на всё глаза и с помощью прокурора-тувинца отправил его на зону на 12 лет. Моей внучке полагалась компенсация проезда в клинику. Министр отказал – мол, кризис. Хотя другим платят. Обратился к первому зампреду Фалалееву – что за беспредел? Почему по национальному принципу оказывают медицинскую помощь? Тот пообещал всё решить и тоже возмущался ситуацией. В итоге – ноль. Видимо, испугался: если Кара-оол узнает – голову оторвёт? Да и сам Фалалеев, надо признаться.. Должность с виду высокая, а полномочий никаких – ходит там в роли типа лакея, ничего не решает.
Да что там говорить про моих родных, если в то время первый заместитель председателя правительства в боулинг-клубе за здорово живёшь выбил глаз, сломал нос с сотрясением мозга русскому охраннику, и следом, вместо тюрьмы, Шойгу в благодарность за услужливость «продавил» его в кресло Главы республики... Чем не пример для подражания?
Мне часто говорят приезжие специалисты русского вопроса: если так плохо, то, что же вы сами-то не уезжаете? Значит, не так уж плохо живётся?
Что на это сказать? Действительно, я на жизнь не жалуюсь, хотя правительством Тувы создана целая группа по борьбе со мной и моими единомышленниками. Раз в неделю по четвергам собираются, отчитываются о проделанной работе, получают нагоняи и планируют, как дальше отравлять нам жизнь. Можете представить уровень их деятельности, если там участвуют в работе два зампреда правительства и даже, похоже, часто присутствуют министр внутренних дел и мэр столицы... То хотят закрыть газету, то думают, как купить её у меня, то занимаются моей собственностью, то натравливают разного рода контролёров. Насколько я знаю, ни одному тувинцу такого внимания в правительстве не уделяется. Но я не уехал. И не уеду. Здесь моя Родина, могилы моих близких, родные, друзья и знакомые. Я пережил эпоху Ооржака, переживу и нынешних нойонов. Передоверять Родину я никому не собираюсь. Но сейчас разговор не обо мне.
Тем, кто внимательно следит за положением русских в Туве, для принятия назревших решений не хватает каких-нибудь знаковых событий. Типа того случая, когда убили Генриха Эппа. Да, действительно, новые властители после убийства моего сына попритихли. И их понять можно. Зачем шум? Зачем так грубо работать? Достаточно русским создать невыносимые условия жизни, и они сами тихо-тихо гуськом поползут за Саяны. Стараются меньше принимать на работу. Особенно престижную или хорошо оплачиваемую. Бизнесменов – прессовать. Придушить русский язык. И всё. Дело сделано. Побегут, как миленькие.
Приведу один совсем свежий пример. У моего хорошего приятеля в Кызыле сеть АЗС. Однажды он прикупил ещё одну завалящуюся и стал её реконструировать. Мэрии это не понравилось. Вы не поверите: сначала с него потребовали откат. А когда он их послал, в полный рост взялись «кошмарить». У него земельный участок с разрешённой деятельностью «под АЗС». Но ему мэрия г.Кызыла не согласовывает разрешительные документы. Кроме мэрии в травле участвуют МВД, прокуратура, различные контрольные службы. А он строит, поскольку на его стороне закон и правда.
Конечно, трудно утверждать, что, если бы вместо него там был тувинец, то дела бы обстояли иначе. Тут уж, как заведено, – хочешь заниматься бизнесом, плати мэру откат... Но таких примеров – море. Если тувинец ещё может где-то договориться по-родственному, то русскому, как правило, этот путь закрыт. Так что или плати, или – за Саяны. Впрочем, даже те, кто платят, всё равно в итоге становятся изгоями. Обратите внимание на судьбу Якушева, Гаврилова, Петрова, Гавриленко, Крапивина, Сысоева... И тут даже русский язык ни при чём. Но таким образом власть реально день за днём при попустительстве (а порой и при содействии) федеральных органов выдавливают русских из Тувы. На русских учителей «давят» директоры школ, на русских врачей – главврачи.
Я в суде защищаю одну женщину-врача скорой в п.Каа-Хем. У неё стаж – за 30 лет. Профессионал. Но вот пришёл новый главврач. Принялся «выдавливать» русских. За короткий срок уволил четверых, принялся за неё. А она – не увольняется. Он ей один выговор, другой, четвёртый – а она в суд, который признал их незаконными! Да ещё по наивности обратилась в поисках справедливости к премьеру Кара-оолу и министру Донгаку. Не знаю, о чём вельможи там поговорили, однако её тут же уволили... Представляете: они так поступают с русским даже тогда, когда скандал стал публичным! А как тогда они действуют «втихую»? Ну как, знакомая «схема»? А в ней, судя по всему, участвуют не только министр, но и премьер... И как после этого спорить с теми, кто полагает: выдавливание русских из Тувы – не случайность, а реальная программа местной власти?
А теперь вернёмся к проблеме федеральной национальной политики. Той самой, которой фактически нет. В Кремле, видимо, полагают, что, поскольку Тува унизительно дотационна, то никуда она из орбиты России не выскочит, даже если там ни одного русского не останется. Ошибочная оценка ситуации.
В результате отсутствия поддержки из Центра русское население в республике сжимается, как шагреневая кожа. Но тувинцы ни в какой Красноярский край не хотят. Они лучше вспомнят времена ТНР. И руководство республики такие настроения подогревает. Не случайно в замах у Кара-оола теперь откровенный шовинист, создавший в своё время Народный Фронт «Хостуг Тыва», в результате деятельности которого первые русские бежали из Тувы. Кстати, это назначение многие русские приняли как знаковое. Не случайно Союз русскоязычных граждан Тувы «Россияне» на этом акцентировал внимание Президента страны В.Путина. Когда собираются на охоту, берут сокола, когда хотят суверенитета, в замы подбирают сепаратиста. И ни для кого в Туве это секретом не является. Но в Кремле почему-то этому до сих пор не дали должной оценки.
А ведь в республике достаточное число политиков тувинской национальности, считающих за благо нахождение Тувы в составе России. Однако они почему-то в загоне. В Москве Кара-оола, видимо, считают настолько несамостоятельным руководителем, что он априори не способен ни на какие решительные шаги. Ну как бы импотент в смысле деятельности... Однако такие задачки для Бичелдея – семечки. Только Ооржак мог держать его в узде. Для Кара-оола такая задача явно не по плечу. И русское население Тувы знает об этом, потому и бежит за Саяны, видя, как Бичелдей набирает силу и влияние.
Самый тревожный симптом в этом плане – это наметившийся вывод Тувы из правового поля России, осуществляемый Кара-оолом. Пример тому – демонстративное игнорирование вступивших в законную силу Решений судов по обязыванию правительства Тувы выплачивать доплаты к трудовым пенсиям пенсионеров из числа депутатов и членов правительства Ооржака. Этому можно не верить, но выходит так, что Кара-оол своим Указом как бы отменяет вступившие в законную силу Решения судов. И при этом ни прокуратура, ни СКР никак на это злостное неисполнение не реагируют, хотя по закону обязаны. Даже, казалось бы, принципиальный прокурор Гринёв делает вид, что «не в курсе»...
Или другой пример. Кара-оол, думая, что при поджоге редакции газеты «РИСК» был утрачен документ, подтверждающий факт избиения охранника Иванова, подал заявление на журналистку Донгур-оол «за клевету». Однако, когда документ «случайно» нашёлся, отказался явиться в суд и дать под протокол показания. А заодно расписаться в том, что уведомлен об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Прокурор дважды просила применить меру принудительного привода премьера Тувы в суд, однако мировой судья вместо этого принял решение о выездном заседании суда в здании правительства, чтобы у Кара-оола «нашлось время» дать показания. Однако Кара-оол проигнорировал и эту явную уступку суда – отказался даже в стенах родного правительства давать суду показания. Теперь суд в тяжёлых раздумьях – как не потерять лицо, когда тебя так откровенно игнорируют?
Эти два примера говорят о том, что сегодняшняя власть в Туве уже готова к полному выходу республики из правового поля России. Никаких преград этому нет. Как известно, за такими демонстрационными шагами обычно следуют решения о выходе из-под юрисдикции... И такие решения, судя по всему, не за горами. Не исключено, что они продавливаются самим министром Обороны Шойгу, судьба которого в свете недавних событий смотрится достаточно неопределённой.
Я, наверное, соглашусь с теми, кто на эту статью отреагирует типа: Конвиз многого не знает. В Кремле, мол, не дураки и, когда будет нужно, всех сепаратистов попрячут куда надо. И у Шойгу не должно быть никаких планов по выводу Тувы из России. Мне в такое не сильно верится. Про Донбасс, наверное, тоже в Кремле много думали. Однако что-то так и не додумали...
Может, впопыхах борьбы с Америкой вспомнят и про Туву?
Я ещё вернусь к этой теме. Жду отклики.
Всегда с вами, Сергей Конвиз.