Русский вопрос национальных окраин России
На этой неделе Тува опять оказалась в фокусе интересов российских СМИ, которые в разной интерпретации сообщили о заявлениях Союза русскоязычных граждан Тувы «Россияне» и Союза ветеранов государственной службы. Если суммировать все публикации в российских СМИ, то получается довольно мрачная картина межнационального несогласия в Туве.
Так, газета «Коммерсант» (журналист Дмитрий Мальков), от 18.05.2016г. в статье «Россияне» вступили в борьбу за равноправие» в частности, сообщает, что в открытом письме к президенту страны «Союз русскоязычных граждан Тувы «Россияне» обратился к президенту Владимиру Путину с жалобой на притеснение русскоязычного населения в республике», «Общественники утверждают, что русский язык в большинстве школ республики преподается как иностранный, а количество русских в органах власти катастрофически снизилось». При этом, отмечает автор, «Власти Тувы обвинения опровергают», хотя ситуация настолько критична, что «русский язык в большинстве школ республики преподается как иностранный». Приводится пример, когда даже «известные борцы интервью федеральным каналам дают на титульном языке с переводчиком». Такое положение приводит к дальнейшему оттоку русского населения из республики, в связи с чем «ощущается дефицит квалифицированных кадров, в том числе врачей, инженеров и учителей, особенно преподавателей русского языка».
Но проблема из чисто бытовой переросла в политическую, поскольку в настоящее время «В республике из 17 глав районных администраций только один – русский, из 37 членов правительства русских только трое». Но это, судя по всему, мало волнует местные власти. По крайней мере, назначение «создателя и активиста националистического сепаратистского «Народного фронта» «Хостуг Тыва» Каадыр-оола Бичелдея», по вине которого и начался «лавинообразный отток русского населения из Тувы в начале 90-х», сначала на должность министра образования, а затем – заместителя председателя правительства фактически явилось лакмусовой бумажкой отношения к данной проблеме Главы республики – Шолбана Кара-оола.
В публикации цитируются слова С.Конвиза, который считает, что, по его мнению, «положение русскоязычного населения в республике достигло критической массы, ведь даже в 1990-е годы, когда пошёл основной отток населения и были проявления межнациональных конфликтов, таких организаций не появлялось – очевидно, сейчас эти люди чувствуют себя в регионе совсем дискомфортно».
«Коммерсант» сообщает, что «Авторы открытого письма просят президента обратить внимание федеральных органов власти на положение русскоязычной части населения республики и «принять меры, обеспечивающие в Туве людям всех национальностей равенство прав, в том числе при назначении на должности, и доступ к правосудию».
В таком же тоне отозвалось на заявление «Россиян» и РБК. В своей публикации редакция отмечает, что «численность русскоязычного населения в Туве упала с 37% до 8%» и в связи с массовым отъездом русских «в республике ощущается дефицит квалифицированных кадров, в том числе врачей, инженеров и учителей, особенно преподавателей русского языка». И теперь «русский язык в большинстве школ преподаётся как иностранный». Такой же точки зрения придерживаются журналисты интернет-сайтов «Путин 24», «Байкал-24», «Медуза», радиоканале «Эхо Москвы» и других СМИ.
Принципиально в другом аспекте взглянули на проблему на телеканале «Дождь». Профессор ВШЭ, доктор наук Гасан Гусейнов полагает, что конфликт русского языка и местных языков народов национальных республик носит не столько лингвистический, сколько политико-бюрократический характер. И связано это с тем, что местные лидеры заинтересованы в том, чтобы население региона не знало русский язык. Это незнание государственного языка и языка межнационального общения отрезает местных жителей от общероссийской цивилизации, превращает в своего рода рабов, которые за пределами своего региона жить уже не могут. Таким образом, местная элита, как правило, создаёт условия, при которых население уже не в состоянии владеть русским языком. И это в некотором смысле становится инструментом подавления инициативы населения.
Думается, подобная точка зрения очень подходит к ситуации в Туве. За доказательствами далеко ходить не надо. К примеру, в Туве на культуру тратится средств столько же, сколько на сельское хозяйство. Наверное, это неплохо. Фактически артисты Тувы живут за счёт бюджета республики, формируемым в основном из дотаций Центра. Если не брать во внимание, что в Тувинском драматическом театре, на содержание которого ежегодно тратятся огромные деньги, почему-то отсутствует русская труппа. Власти объясняют это дефицитом средств. Однако никто ни разу не привёл ни одного случая, чтобы Путин или Медведев отказали Кара-оолу в финансировании русской труппы театра. Из чего можно понять: создание такой труппы в планы Кара-оола почему-то не входит... Вот и скажите, откуда в Туве найдутся русские артисты, если им негде выступать?
А в экономике республики ситуация ещё страшней. Ключевые места в правительстве и министерствах почти на всех постах занимают лица титульной нации. Дело дошло до того, что даже министры стали по секрету жаловаться на то, что им не разрешают брать на работу лиц с другим разрезом глаз... Вот русские потихоньку и едут за Саяны. Их осталось в республике от силы 6-8%, и они продолжают бежать.
Правительство в ответ на заявление Союза называет его «неким», «наспех созданным» и сокрушаются о том, что, «к сожалению, целый ряд российских СМИ подхватили и тиражируют провокационное обращение к Президенту о якобы вопиющем положении русских в Туве», и рапортует: «В регионе существует должность государственного инспектора по русскому языку...», «Учреждён грант по привлечению педагогов – носителей русского языка...», «В Кызыле организованы бесплатные курсы русского языка...», радостно вспоминают, как два года назад тувинское правительство осваивало миллиарды, выделенные Россией на празднование столетия протектората России над Тувой. Не к месту вспоминают приезд в Туву Патриарха, который к тувинской православной церкви приставил корейца – русского уже не нашлось... Но все эти доводы власти только подчёркивают глубину кризиса вокруг русского языка и русского населения республики, убеждают в том, что правительству на самом деле эта проблема не кажется серьёзной. Скорее, наоборот.
Как известно, в Туве мало кто когда-нибудь считал Шолбана Кара-оола интернационалистом. Ещё со времён бывшего президента Тувы Ш.Ооржака было известно о нём много неприглядного. Но когда председатель правительства Тувы Шолбан Кара-оол при таких, мягко говоря, несолидных мерах правительства по популяризации русского языка уволенного за развал системы образования, в результате которого Тува заняла последнее место на ЕГЭ по русскому языку, инициатора шовинистического «Народного Фронта», виновного в начале и расцвете националистического угара в республике в 90-х годах, Каадыр-оола Бичелдея демонстративно назначает своим заместителем, то большинству русскоязычных граждан Тувы становятся очевидными национальные приоритеты Главы республики и его кабинета. Думается, такое откровенно провокационное назначение и подстегнуло оставшихся в республике русскоязычных граждан к консолидации и демонстрации своего протеста. И вылилось всё это в обращение к Путину, которое вызвало всплеск такого негодования в правительстве Тувы.
В проправительственных СМИ стали появляться, как грибы после дождя, написанные, скорее всего, тем самым Бичелдеем отзывы-протесты подконтрольных Кара-оолу как бы русских граждан, проживающих в Туве. Власть судорожно ищет русских, которые могли бы подписать заготовленное Бичелдеем заявление. Применяя административный ресурс, они, конечно, могут заставить до сотни граждан подписать что угодно. Уже сейчас под текстом, якобы изготовленным Лифановой, им удалось собрать до 30 подписей. Наверное, соберут и больше – всё же пока ещё русские уехали не все и их где-то процентов шесть – от 300 тыс. населения это составит порядка 18 тысяч – просто нужно их отлавливать и заставлять подписывать.
Разного рода чиновники, подхалимы и жулики всех мастей отказать Кара-оолу в поддержке, естественно, не могут. К примеру, среди подписантов числится министр строительства Свинцов, у которого полминистерства в СИЗО или под подпиской о невыезде, а сам он больше времени проводит у следователя. Как он может не подписаться? Или владелец ООО «Восток», Уюсов, с помощью Кара-оола и Кока монополизировавший дорожные работы в республике. Как он откажется, если во всю ивановскую строит себе базу в Красноярске? Или находящийся под следствием за воровство бюджетных миллионов директор «Энергостроя» Крапивин. Или учительница Хасанович, владетельница помещений в комплексе «Юбилейный», где процветает незаконная игорная деятельность. Ей что, нужны проблемы с полицией? Или директор школы Рубанова – ей что, работать надоело? Думается, подпишет что угодно. Как и замминистра образования Ощепкова, замминистра экономики Трусова, замминистра юстиции Хайманов...
Подписантами стали лица, которые никогда олицетворением русского населения Тувы не являлись и защитой прав русскоязычного населения республики ни в какой мере не занимались. Потапова, Беркович, Ананьин и ещё пара-тройка таких же прикормленных властью людишек, словно сговорившись, завели одну и ту же волынку типа, никакого Союза «Россияне» не знаем, никаких проблем русскоязычного населения не признаём, а сами члены Союза «Россияне», мол, негодяи и никчёмные люди. Правда, при этом даже не пытаются опровергнуть заявление Союза по существу. Ни слова о том, что Тува при Кара-ооле потеряла не менее 7 тыс. рабочих мест, русскоязычное население сократилось впятеро и народ продолжает бежать за Саяны, русские очень слабо представлены в органах власти и самоуправления, а русский язык в районах стал уже восприниматься как иностранный.
Впрочем, от них ничего другого ожидать и не приходится. Допущенные до бюджетного корыта чиновники на самом деле к интересам русских в Туве никакого отношения не имеют. Все они, похоже, давно уже не живут нашими проблемами. Такие, как Беркович, Ананьин давно уже приобрели в Новосибирске и других русских городах жильё, и перевезли туда мебель. Многие из них в Кызыле давно живут на съёмных квартирах, подобострастно заглядывая в глаза главному чиновнику республики, дабы он их не выбросил из своей обоймы. Потому они и не пытаются решать проблемы русских, что понимают: снимут Кара-оола, и всем им нужно будет очень быстро уехать, потому что новый Глава наберёт себе новых подхалимов и подпевал.
И такой подход не нов. Многие, наверное, помнят «ревнителя русских интересов» при президенте Ооржаке. Тогда роль заступника русских играл вице-президент А. Мельников. А теперь спросите: где он, куда подевался? Отвечаю: пристроился в Москве. Болеет Тувой издалека. Так сказать, дистанционно. Впрочем, это касается не только русских. К примеру, сейчас время от времени стал высовываться ещё один тувинец, тоже проявляющий большой интерес к Туве – бывший председатель Верховного Совета Тув. АССР Ч.Ондар. Как выяснилось, большой «энтузиаст» деятельности Кара-оола. Заявляет, что душой болеет за республику, ночей не спит и даже потерял аппетит в заботах о Родине. Правда, страдает он не с нами, а всё в той же Москве... Тоже, так сказать, дистанционно... И одновременно не забывает просить ещё одну квартиру в Кызыле – для родственников. Наверное, выпросит – Кара-оол щедр для тех, кто его хвалит.
Или другой пример. Был у нас тут большой энтузиаст власти некто Вальков. Зам. председателя Великого Хурала. Тоже очень активно «защищал интересы русских в Туве». По просьбе Кара-оола «кинул» команду В.Оюна, сел в кресло председателя Хурала и развалил изнутри парламент. И где он сейчас? Почему не включился в общий хор предателей? Да просто потому, что уже свалил за Саяны и, неплохо заработав на торговле национальностью, проживает вдали от так горячо любимого им русского народа Тувы.
При этом следует иметь в виду, что многие из «подписантов» давно прошли пик своей карьеры и цепляются за Кара-оола, как утопающий за соломинку. К примеру, тот же Ананьин за короткое время сделал при Кара-ооле «головокружительную карьеру» от руководителя аппарата правительства до поселкового чиновника. Потапова с должности министра образования «спикировала» на место клерка городской администрации. И им обязательно нужно постоянно проявлять свою лояльность Кара-оолу, чтобы удерживаться на плаву. А о том, какие они радетели интересов русских, говорит хотя бы тот факт: когда Ананьин ненадолго стал уполномоченным по межнациональным вопросам, он публично объяснил свою главную задачу... в популяризации тувинского языка. И это при том, что он по-тувински – ни бум-бум. Вот вам и защитник... только чего и кого?
Впрочем, что говорить об этой околополитической мелкой шушере, подвывающей власти по первому зову. «Запасные аэродромы» в России готовят не только они. К примеру, разразившийся совсем недавно скандал вокруг попытки дочери Кара-оола купить в Москве элитную квартиру, не случаен. Ежу понятно, что ей захотелось купить 7-комнатную квартиру с тремя туалетами за 120 млн. рублей не для себя. Видимо, и сам Кара-оол готовит себе отступление на случай внезапной отставки... А тут, сами понимаете, и салон красоты тоже не лишним не будет. Был бы только в наличии лишний миллиард...
И в этом плане создатели Союза «Россияне» отличаются от мельниковых, ондаров, караоолов, вальковых, самойленковых, ананьиных и прочих тем, что «запасных аэродромов» они не готовят, бежать из республики не собираются. Именно поэтому они хотят в Туве создать такую обстановку, чтобы они, их дети и внуки могли тут жить и дальше, имели равные с тувинцами права и чувствовали себя комфортно.
Заявление «Россиян» возмутило власть, не потому, что они написали неправду. Нет. Взрыв негодования является результатом широкой огласки нелицеприятных сторон нашей повседневной жизни. Стало очевидно, что русских в Туве не устраивает, как чиновники Тувы просят деньги у России на русском языке, а когда они поступают в республику, разворовывают, общаясь в основном на тувинском. Им не нравится, что складывается такая ситуация, при которой у их детей отсутствуют в Туве всякие перспективы. Они не просят привилегий – они требуют равенства.
Если кто-то не согласен, приведу простой, очень типичный пример отношения власти к русским. На последних выборах в Кызылский Хурал в результате махинации прошла и стала депутатом от СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ тувинка Моге-Хурен. Ей сразу же доверили должность руководителя комитета с соответствующим материальным обеспечением. Однако суд признал её избрание незаконным и лишил депутатских полномочий. Мандат закономерно достался русскому кандидату Молину. Но когда он пришёл в Хурал, то никакого комитета ему уже не досталось – перераспределили не в его пользу. Может, Моге-Хурен была очень умной и работоспособной, с большим опытом работы? Совсем нет. Молин до этого избирался депутатом Великого Хурала нескольких созывов, весьма почтенный и уважаемый в республике человек. Как говорится, нет, не был, ни привлекался... А эту совершенно ничтожную личность Моге-Хуре, путём подделки документов ставшей незаслуженно депутатом, кроме Монгала вряд ли кто знает вообще. Только, видимо, национальность у Молина подкачала...
Скажите: это не дискриминация по национальному признаку? И где тут роль Кара-оола – гаранта Конституции Тувы? При этом следует понимать, что этот «гарант», похоже, лично контролирует работу избиркомов. Так что продвижение тувинки «наверх» и «притормаживание» русского, скорее всего, не обошлось и без его личного участия. Особенно, если иметь в виду, что интересы последней в суде защищал А.Оюн, который работает в Минюсте РТ и обычно представляет в судах интересы самого Кара-оола... Так что «уши» нашего гаранта в этом деле очевидны...
Говорят, на заседании Хурала председатель Дина Ивановна Оюн попыталась организовать Молину публичную «выволочку» за инициативу по обращению к Путину в поддержку интересов русскоязычного населения. Как сообщили свидетели действа, получила квалифицированный корректный отлуп. И это можно понять. Не ей учить морали. На самом деле она никак не идентифицируется по национальному признаку: фамилия тувинская, но языком не владеет. И продвигается по службе без учёта национальности, скорее, по половому признаку. В связи с чем у женщин авторитетом не пользуется. За что за глаза её часто с издёвкой обзывают «Дивановной».
Что ни говори, как бы правительственные подпевалы не старались, а становление Союза «Россияне», похоже, принимает конкретные формы. В этом плане отрадно отметить, что российская пресса отнеслась к заявлению Союза весьма благожелательно. А это – гарантия того, что заявление найдёт своего адресата и не останется безрезультативным. И сколько бы власти Тувы не заявляли, что такого Союза не знают, он есть и будет.
Его обращение к президенту Путину понятно и объяснимо: кто у нас в России реально может изменить ситуацию в Туве? Только Путин. А к Кара-оолу в этой связи обращаться вообще бесполезно, поскольку, скорее всего, такое унизительное положение русских в Туве его устраивает. Иначе он бы не злил остатки русских в Туве и демонстративно не приближал бы к себе людей типа Бичелдея. По крайней мере, президент Ооржак в свое время держал того же Бичелдея от себя подальше.
Да, действительно, с оппонентами Союза можно согласиться в той части, что проблема русских и русского языка – не чисто тувинская. Эта проблема в той или иной форме растёт во многих национальных республиках России, поскольку в связи с финансовыми трудностями России всё больше региональных национальных царьков начинают подумывать о суверенитете и государственности. Подстёгнутые событиями в Донбассе, сепаратисты всех мастей поднимают в России головы. И в этом плане возрождение общепризнанного тувинского националиста Бичелдея в органах власти Тувы не случайно. В связи с этим кажется странной позиция местного УФСБ, пассивно взирающего на такой процесс. Поэтому Союз фактически невольно поднял перед Путиным проблему не только Тувы, но и всей Российской Федерации.
Учредители Союза видят, как президент Путин с душой откликнулся на проблемы русских в Крыму и Прибалтике, надеются, что и для русских, проживающих в национальных окраинах России, найдётся место в его сердце. И эта надежда греет им души, не позволяет выходить за рамки правового поля. А Кара-оол? Что Кара-оол? Караоолы приходят и уходят, а жизнь продолжается.
Я ещё вернусь к этой теме.
Кондрат Пчёлкин