Дмитрий Быков: «Преподавать историю кровавых режимов веселее»
С евроцентризмом покончено – теперь акцент будет сделан на истории Китая, Средней Азии, Африки и Латинской Америки
Россия подлинно любима Господом, потому что к каким бы ухищрениями ни прибегали ее власти – она все разворачивает себе во благо. Как говаривала Раневская, когда больной хочет жить – медицина бессильна. Пример: коллегия Министерства просвещения совместно с Российским историческим обществом утвердило новую концепцию преподавания истории в средней школе. С евроцентризмом покончено – теперь акцент будет сделан на истории Китая, средней Азии, Африки и Латинской Америки. Академик Чубарьян (1931 г.р.) уже заметил, что это поможет от русофобии. В самом деле, в Африке и Латинской Америке русофобии было гораздо меньше, чем в Европе. В некоторых регионах на этих континентах о России до последнего столетия вообще понятия не имели.
Почему я считаю это благим делом – возможно, вопреки намерениям авторов концепции? Очевидно, что история Европы и США во многом – история парламентаризма, судов, местного самоуправления, и все это в России никого ничему не научило. Зато история Латинской Америки, Африки и некоторых стран Азии – по преимуществу история диктатур, и это познавательно и поучительно.
Что в современной России знают о Хуане Доминго Пероне? Старшее поколение помнит, а школьники – по нулям. Что знает современный школьник о Фиделе Кастро, о боливийском диктаторе Суаресе, об идейной эволюции аргентинского революционера Че? Что в современной школе говорят о Бокассе, практиковавшем поедание идейных противников? Когда Навального сравнивают с Манделой, школьнику приходится долго рыться в википедии, а ведь Мандела – один из символов триумфальной борьбы за свободу, хотя в качестве президента он отнюдь не способствовал национальному примирению. Российский школьник ничего не знает о Роберте Мугабе, а ведь интересный был человек, сколько раз выигрывал выборы с рекордными результатами, стал старейшим президентом в мире, ходить уж не мог, читал с трудом, а все правил! А про судьбу Камбоджи, впоследствии Кампучии, потом опять Камбоджи, что рассказывают нашим молодым современникам?
Постоянно сталкиваешься с тем, что страшные слова «Туол Сленг» ничего не говорят школьнику, а во всем мире оно звучит не реже, чем «Освенцим». Да и книгу Пина Ятая «Выживи, сынок» надо бы включить в школьную программу, и она у нас издана, слава Богу, – но кто ее читал, кроме специалистов? А ведь для сегодняшних идеологов она нож вострый, и к чему приводят идеи национальной исключительности плюс полного разрыва с остальным миром – надо бы напоминать именно на таких примерах.
Так что я горячо приветствую акцент на изучении Средней или Юго-Восточной Азии, а Латинской Америки с Африкой – уж подавно. Положа руку на сердце, какое отношение нынешняя Россия имеет к Европе? Этими ли примерами надлежит ей вдохновляться, и чему нас может научить Жанна Д’Арк вместе с Нельсоном? А вот Жозе Эдуарду душ Сантуш – наш человек, 38 лет правил, и еще бы правил, но слаб оказался, не решился поголовно истребить Анголу. Тоже урок для россиян – как для власти, так и для народа.
Короче, вперед, в Африку. Black leaders matter. Заодно и в феномене трайбализма разберемся, чтобы вопросов о лихих девяностых больше не возникало. Как учитель, особенно приветствую это решение: преподавать историю диктатур и кровавых режимов гораздо интереснее и уж точно веселее. Иногда в классе возникает дружный заливистый хохот. А он всегда полезней учащимся, чем почтительная тишина.
Дмитрий Быков
«Собеседник»