Политический ландшафт Тувы: Эрес Кара-Сал и семь гномов
Выборы – это всегда ярмарка тщеславия. Одни участвуют в них в предвкушении победы, другим важно само участие в этом марафоне, а третьи, не рассчитывая ни на какую публичную славу, участвуют из карьеристских соображений. Но все они всегда преследуют свои собственные цели и рассчитывают на конкретный результат. Вот с этих позиций и попытаемся оценить всех кандидатов в депутаты Государственной Думы Российской Федерации по тувинскому одномандатному округу.
Вне всякого сомнения, многие из зарегистрированных кандидатов – достаточно неожиданные фигуры, весьма малоизвестные даже в самой республике. А те, кто хорошо известны, имеют откровенно дурную славу. Но если посмотреть на картину выдвижения в целом, то сразу становится очевидным, что более серого пейзажа массы претендентов на одно вакантное место сложно было бы представить. И это – одна из сторон многогранника под названием «наследие 14-летнего правления Шолбана Кара-оола». В своей коллекционной кадровой практике Шойгу и Кара-оол, по-видимому, ставили своей целью вытравливание в тувинском обществе всякого оригинального мышления из всех, кто хотел бы заниматься политической деятельностью. Именно поэтому все претенденты на собственную роль в политическом процессе в Туве, за исключением разве что Андриана Ооржака или Василия Оюна, были вынуждены засунуть свои амбиции и собственные взгляды куда подальше. Либо встать в строй неприметных серых мышек, главным достоинством которых являлись покорность и готовность самопожертвования ради удовольствия побыть рядом с Шойгу и Кара-оолом, либо попадать в список личных врагов партии власти со всеми трагическими последствиями для себя, своих родственников и друзей.
В результате такой отвратительной «селекции» на этих выборах в Думу сформировался весьма однообразный состав претендентов, состоящий всего из одного относительно независимого от власти политика, трёх чиновников и четырёх лиц неопределённого рода занятий. В списке присутствуют два сорта коммунистов: гастарбайтера Тамоева делегировала КПРФ, всё больше и больше превращающаяся в спойлера «Единой России», а Саая оказалась претендентом от некой Компартиии «Коммунисты России», которая, в свою очередь, также является спойлером «Единой России». Её единственная цель – нагадить кандидату от КПРФ. Неинтересный широкой публике Соян выдвинут доселе никому неизвестной партией «Зелёные», о деятельности которой в Туве никто не ведает. Политический хамелеон Ренат Ооржак (не спутайте с Андрианом Ооржаком) на этот раз представляет уже не «Единую Россию», как ранее. За время после предыдущих выборов он с помощью Шолбана Кара-оола «перекрасился» в другой агитационный цвет и выступает на выборах уже под флагом «Справедливой России», демонстрируя свою беспринципность и заодно – всеядность лидера эсеров Миронова.
Несколько обособленно смотрятся на выборах два бывших прокурорских чина – бывший первый заместитель прокурора Тувы Санчай и отправленный в отставку руководитель Следственного Управления СКР, «отпочковавшегося» от прокуратуры, Чудаан-оол. Первый выдвинут полуподпольной партией «Пенсионеры», второй идёт на выборы под флагом давно похороненной «Родины». У обоих дурная слава сажателей невинных, и уже из-за этого в криминальном регионе они не могут рассчитывать на успех. Поэтому, судя по всему, их выдвижение на выборах – некий уродливый вид внутрипрокурорских разборок. Правда, осознавая, что основная профессия этих кандидатов вряд ли обеспечит им массовую поддержку избирателей Тувы, они официально в анкете ничего о своём позорном прошлом не сообщили и сделали вид, что никогда ранее никакого отношения к правоохранительным органам не имели и являются обычными «пенсионерами».
Заканчивают «картину маслом» уже более понятные в своей политической ориентации два кандидата – Кара-Сал от ЛДПР и Сарыглар от ЕР, о которых я подробнее расскажу ниже.
В общем, видится достаточно безликая (с небольшим исключением) картина выдвиженцев. Нет ни одного известного бандита, ни одного русского, ни одного лица нетрадиционной сексуальной ориентации, ни одного инвалида или лица с клеймом «иноагента». Правда, в отношении некоторых из перечисленных кандидатов можно было часто услышать малоцензурное выражение, указывающее на нетрадиционною сексуальную ориентацию, однако они всегда отвечали на это в том смысле, что «кто обзывается, тот сам так и называется». И относили это не к личным половым влечениям, а к своему прошлому, в котором авторы «обзывалок» имели конфликты с законом, и потому вели себя не очень адекватно. Но, как известно, «на дураков не обижаются». Так что будем считать, что активистов ЛГБТ-сообщества среди кандидатов в депутаты Госдумы от Тувы нет. Просто есть люди с «подмоченной» в прошлом репутацией.
Впрочем, даже среди такой достаточно безликой компании кандидатов есть и совсем мелкие, к которым смело можно отнести кавказца Тамоева, безуспешно пытающегося в рядах КПРФ сделать политическую карьеру, в итоге снискавшего славу человека амбициозного, но недалёкого, не отличающегося порядочностью и принципиальностью в выборе средств достижения цели. На сегодня Тамоев по большому счёту может похвастаться только одной победой – над коммунистами Тувы. С помощью партийной бюрократии России (и в первую очередь – коммуниста-карьериста Афонина) ему удалось нейтрализовать, а затем и вовсе вычистить региональное отделение от всех принципиальных членов партии, превратив его в региональный отстой.
Другой политический хамелеон-попрыгунчик – Ренат Ооржак, по просьбе Шолбана Кара-оола перескочивший из «Единой России» в «Справедливую Россию». Причём сразу – в руководители регионального отделения. Это дало повод считать, что он принципиально беспринципен и в любой момент готов с выгодой продать хоть мать родную. Примечательно, что как только Ренат возглавил региональное отделение СР, в нём прекратилась всякая общественная деятельность. С одной стороны, это было своеобразной формой защиты от конкуренции со стороны других членов регионального отделения, а с другой демонстрирует отсутствие у Ооржака каких-либо способностей к организации партийной деятельности. Но, скорее всего, именно эти качества: страх потери положения и отсутствие политических навыков в работе с массами – и стали основополагающими козырями для Миронова при замене амбициозного деятельного Василия Оюна на этого «политика по имени никто».
Давайте на минуту представим себе, что на выборах в Туве принял участие некий инопланетянин, который, не скрывая правды, указал, с какой планеты он прибыл и в качестве цели своей политической деятельности задекларировал привнесение цивилизации в повседневную жизнь жителей республики. И больше – ничего! Как вы думаете, если бы уголовник Фортуна и его подельники в избиркомах не фальсифицировали итоги голосования, был бы у него шанс избраться в депутаты Госдумы от Тувы? Просматривая список кандидатов, я невольно прихожу к выводу, что составить ему конкуренцию смог бы только Эрес Кара-Сал хотя бы потому, что в этом списке он один не замечен в заигрывании с «Единой Россией». И потому мог бы стать реальным народным депутатом.
Большинство (6 из 8) из зарегистрированных кандидатов – фактические спойлеры «Единой России». Один непосредственно выдвинут партией, с лёгкой руки оппозиционера Навального именуемой в народе как «партия жуликов и воров», и только один не имеет к этой своеобразной группе «единомышленников» никакого отношения. Обратите внимание: из восьми кандидатов семеро – чиновники (в том числе отставные) или функционеры продажных партий-спойлеров ЕР. Чтобы у читателей не возникло на сей счёт сомнений, кратенько опишу каждого из них.
Ооржак Ренат Чадамбаевич работает в аппарате всяких уполномоченных в ранге «Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Тыва». В названии должности есть словосочетание «защита прав», хотя никто не может вспомнить, какие права и каких предпринимателей он уже защитил. Скорее, наоборот, фактически является ширмой для беззакония в отношении малого бизнеса. Ясный пень, он не мог «выдвинуться» на выборы, не получив на то разрешения от партии власти и потому является кандидатом-спойлером по определению. В противном случае он бы лишился должности на следующий день после выдвижения.
Единственная женщина-кандидат – Саая Ирина Начин-ооловна – тоже из числа бюрократии. Правда, политической. Будучи формально специалистом сельского хозяйства, она вместо того, чтобы развивать сельхозпроизводство в Туве, служит в РО партии «Коммунисты России». А поскольку сама партия является спойлером, то говорить о какой-то самостоятельности этого кандидата смешно.
Сарыглар Айдын Николаевич сам представляет партию власти и является чиновником высокого уровня – он в поте лица трудится на ниве здравоохранения в должности заместителя министра. Скорее всего, в администраторы он подался потому, что врач из него не получился. Все спойлеры, которых я назвал и перечислю ниже, во время выборной кампании вынуждены будут работать на его имидж и в его интересах.
Органично в этом списке чиновников смотрится и совершенно неизвестный в республике кандидат Соян Аян Борисович, выдвинутый настолько же неизвестной партией «Зелёные». Он трудится в скромной должности председателя администрации сумона Ээр-Хавакский Бай-Тайгинского кожууна. Его тоже выдвинула «Единая Россия» (или он выдвинут с согласия партии власти), поскольку в ином случае его бы уже не было в должности.
В общем, если к этой шеренге чиновников добавить двух представителей партийной бюрократии Тамоева и выше упомянутого Ооржака, а также отставных прокуроров Санчая и Чудаан-оола, прикинувшихся обычными «пенсионерами», чтобы не раздражать избирателей, то в сухом остатке мы имеет только одного кандидата, не являющегося чиновником и не связанного ни с партией власти, ни с ее спойлерами, ни с органами исполнительной власти – Эреса Кара-Сала. А поскольку в списках кандидатов нет никакого инопланетянина, то выходит, что в этом списке единственный кандидат, не замаранный связью с вороватой властью кандидат от ЛДПР. У ответственных избирателей фактически нет другого выхода, кроме как голосовать за него.
Но в выборе из списка кандидатов по одномандатному округу имеется ещё один немаловажный аспект – это голосование за партии. В обычных условиях у избирателей Тувы приоритетным было бы голосование за «Единую Россию», в создании которой участвовал наш земляк Сергей Шойгу. Однако ситуация резко изменилась после того, как место в списке кандидатов от ЕР, которое принадлежало Ларисе Шойгу, внезапно скончавшейся в расцвете политической деятельности, по блату досталось бывшему Главе республики Шолбану Кара-оолу, который за 14 лет варварского хищнического правления регионом умудрился противопоставить себя подавляющей части населения Тувы. Теперь он – самый известный в республике антигерой, которого ненавидит почти весь народ. Это мотивирует избирателей голосовать «против» «Единой России», по спискам которой Шолбан Кара-оол пытается вернуться во власть. Чудовищный антирейтинг Шолбана Кара-оола наверняка ударит по имиджу партии власти.
Да, вынужден согласиться с теми, кто полагает, что выборы в Туве нынче осенью предстоят унылыми, без интриги и политической борьбы. Ну, разве можно назвать политиками бывших прокурора и начальника следствия, которые своей повседневной деятельностью в погонах вытравливали из людей понятие свободы и демократии, фабриковали по указанию функционеров «Единой России» уголовные дела против ярких политических деятелей, известных людей, пользующихся авторитетом в обществе? Как избиратели могут голосовать за тех, кто время от времени перекрашиваются в разные политические цвета, переходя из партии в партию из соображений конъюнктуры, каждый раз приспосабливаясь к новому начальству? В этой связи даже рука не поднимается хулить тех, кто выдвинулся по указке «сверху», хотя хорошо понимает, что шансов набрать на выборах более 1% у него нет. Зато есть жгучее желание угодить.
Таков, на мой взгляд, предвыборный расклад среди зарегистрированных кандидатов по тувинскому одномандатному округу по выборам депутата Государственной Думы России. В следующем номере я расскажу о своём видении борьбы за кресло Главы республики. Не думаю, что там картина будет более интригующей.
До встречи.
Кондрат Пчёлкин