Власть и люди – разные интересы и предпочтения
Объективная реальность состоит в том, что электроэнергия, уголь, газ, бензин, дизтопливо и авиационный керосин самым активным образом влияют на комфортность жизни простых людей. Цены на эти товары и динамика их роста кардинальным образом определяют уровень жизни простого человека. Россия – одна из самых обеспеченных энергоресурсами стран мира. У нас несметные залежи угля, газа и нефти. Советская власть оставила нам в наследство огромные мощности по генерации электроэнергии и избыточные мощности нефтепереработки. Можете себе представить: в стране используется только 65% выработанной электроэнергии, мы вынуждены за свой счёт строить газопроводы в Китай и Турцию, чтобы продать туда газ. Добытый в стране уголь уже невозможно вывезти за границу – не хватает мощностей железной дороги и приморских портов. Россия занимает первое место в мире по зарубежным поставкам нефти и газа.
Однако наблюдается интересный (скорее, странный) парадокс – для населения и бизнеса России цены на уголь, газ, нефть, нефтепродукты и электроэнергию выше, чем в большинстве развитых стран. Например, в США и Китае. Всё это создаёт некомфортные условия жизни россиян и мешает развитию российского бизнеса. Создаёт неблагоприятные условия для иностранных инвесторов, желающих работать в Российской Федерации. Казалось бы, такая ненормальная ситуация должна была бы стать предметом пристального внимания властей, поиска решения доведения цен на энергоносители до приемлемых величин, способствующих развитию экономики и росту благосостояния граждан...
Статистика – не самая точная наука. Она часто «подправляет» данные в угоду властей, но и она вынуждена признать, что с ценами топливо в России явный бардак. Особенно это заметно, если сравнить Россию с другими энергонезависимыми странами. Да ещё в контексте с уровнем жизни. Так, например, на среднюю зарплату в Саудовской Аравии (2 000$) можно купить 3 703 литра бензина, в Кувейте (4 000$) – 11 428 литров, США (4 272$) – 5 209 литров. Для сравнения в России на среднюю зарплату в 620 долларов США можно купить только 898 литров бензина – в 12,7 раза меньше, чем в процветающем Кувейте и в 5,8 меньше, чем в США. Да что там Кувейт: даже в не очень богатой Нигерии на среднюю зарплату (769$) можно приобрести 1 708 литров бензина, в находящемся под санкциями Иране (450$) – 1 551 литр, а в разрушенном войной Ираке (886$) – 1 406 литров!
Но и эта диспропорция – тоже временная. Цены на бензин в России продолжают расти, как на дрожжах. И в следующем году ситуация ещё больше обострится из-за увеличения размера налога на добавленную стоимость (НДС). Правительство поручило Минэнерго РФ провести консультации с нефтяными компаниями, чтобы сохранить цены на нефтепродукты на внутреннем рынке на нынешнем уровне. В том случае, если консультации не приведут к желаемому результату, глава Правительства пригрозил ввести запретительные пошлины на нефть и нефтепродукты. Но вряд ли из этого что-то получится, поскольку, когда власти начинают вмешиваться в какую-нибудь отрасль, результат всегда получается обратный.
Но это – в целом по стране. А что творится в регионах? Обратим внимание на ситуацию с ценами на энергоносители в Туве – пожалуй, самом неблагополучном с этой точки зрения регионе России.
Начнём с того, что в республике с некоторых пор появилась нескончаемая проблема с обеспечением газом. Связано это с тем, что тувинское правительство довело до банкротства ГУП «Тувгаз». Тысячи жителей в Кызыле остались без централизованного газоснабжения. В такой ситуации даже о ценах и говорить-то неловко – спасибо товарищу Кара-оолу за внимание к жителям столицы!
Уже стала притчей во языцех проблема доступности и цен на уголь. Как известно, после того, как Кара-оол и Зимин провернули дельце по приватизации Каа-Хемского угольного разреза и передали его во владение жуликам, спрятавшимся в Кипрском оффшоре, цены на уголь, добываемый самым дешёвым открытым способом, при активной позиции Главы правительства Ш.Кара-оола, попустительстве прокуратуры и антимонопольного ведомства резко взлетели вверх. Теперь в Туве уголь – самый дорогой в России. И его потребители стали приобретать не тоннами, а мешками и ваннами.
Но это – только часть проблемы. Стоимость угля составляет до 40% от всех затрат при производстве тепловой энергии. Соответственно, за дорогой караооловско-киприотский уголь расплачивается всё население республики – от частных домовладений до благоустроенных домов – и все хозяйствующие субъекты. Такова цена продажи Каа-Хемского разреза кучке жуликов и проходимцев.
Электроэнергия – другая не менее болезненная тема. Премьер Тувы Шолбан Кара-оол сразу после вступления в должность в 2007 году занялся электроэнергетикой. Результат его бурной деятельности весьма плачевен. Он много раз обещал жителям республики самые низкие тарифы в Сибири, однако на 1 июля 2018 года Тува с её 3,46 рубля за киловатт для населения входит в десятку регионов РФ с самым дорогим электричеством и у нас самый высокий тариф в Сибири.
Чтобы было понятно, сравню ситуацию с ценами в Туве с аналогичными ценами у соседей. К примеру, в Иркутской области киловатт для населения стоит 1,06 рубля, в Хакасии – 2,08 рубля, в Красноярском крае – 2,37 рубля, в Новосибирской области – 2,56 рубля. Как говорится, почувствуйте разницу. И это при том, что Саяно-Шушенская ГЭС, генерирующая электроэнергию стоимостью в 4 копейки за киловатт, работает менее чем на 50% своей мощности, а у нас в республике четвёртая часть территории затоплена его водохранилищем. Да что там Сибирь – даже в Севастополе, получающем электроэнергию по кабельным линиям из России, киловатт стоит 3,11 рубля. И это – показатель деятельности региональных властей, на которых возложена обязанность защищать интересы населения и бизнеса региона.
Отдельная больная тема в Туве – цены на бензин. Тут у нас особая ситуация, поскольку сам Глава республики Ш.Кара-оол, владеющий двумя действующими АЗС и строящий третью, поневоле является на этом поле активным игроком и в силу должностных полномочий участвует в формировании цен на ГСМ. Правда, как мы видим, с отрицательным результатом, о котором было рассказано в предыдущем номере газеты в статье «Шолбан Кара-оол: кругом враги, предатели и воры». В ней описано, как семья премьера Тувы, невзирая на то, что на их АЗС одни из самых высоких цен на топливо (как и в случае с углём Каа-Хемского угольного разреза), стянула на свои АЗС почти все бюджетозависимые предприятия и организации республики. Но даже в таких условиях не выдержала конкуренции и довела до банкротства собственное бензиновое хозяйство.
Однако это – только одна сторона медали. А есть и вторая. И заключается она в том, что заинтересованность главного чиновника республики в бензиновом бизнесе привела республику к самым высоким в РФ ценам на нефтепродукты. Конечно, можно сколько угодно сетовать на то, что за девять месяцев текущего года цены на бензин для потребителей в среднем выросли на 8,9%. Цены производителей с начала года выросли на 26,1%. При этом Тува оказалась в лидерах не только цен на бензин и дизтопливо, но и по темпам их роста. По сведениям Росстата, в настоящее время цена бензина марки А-92 в Кызыле составляет 43,34 рубля за литр, дизтоплива – 55,91 рубля за литр. За год в Кызыле бензин подорожал на 15%, а дизтопливо – на 26%. А за последних три года у нас бензин подорожал на 26%, а дизтопливо – на 46%. Это убийственно-рекордные для России цифры. И, похоже, это наша плата за то, что семья Кара-оолов в Туве активно вовлечена в топливный бизнес и, как и в случае с углём, заинтересована в росте цен на нефтепродукты. Именно поэтому в республику не пускают такие нефтяные компании, как «Роснефть» и «Газпромнефть», которые в состоянии эффективно конкурировать с АЗС Кара-оола и реально снижать цены на топливо.
Но в этой истории есть и другая, ещё более мерзкая, сторона. Являясь, с одной стороны, государственным чиновником, Кара-оол как официальное лицо участвует в формировании правил существования рынка нефтепродуктов в Туве. А будучи владельцем АЗС, он извлекает из этих правил реальную выгоду. В блогосфере распространены сведения о том, что его жена за пять месяцев изъяла из касс АЗС около 7 млн. рублей, в связи с чем оператор АЗС Ремнёв стал неплатёжеспособным. Не стану ручаться, однако такая информация очень похожа на реальную.
Впрочем, кто бы что ни говорил, а всё равно хоть какой уродливый, но рынок нефтепродуктов в Туве есть. И там действуют рыночные условия цены-качества. В такой обстановке даже Кара-оолу устанавливать безумно высокие цены на топливо сложно – мешает конкуренция других независимых АЗС. Тогда в этом случае начинает играть свою роль официальная должность Кара-оола как Главы республики. Она заключается в том, что на неугодных торговцев нефтепродуктами начинают организовывать давление. Самый простой пример – строящаяся независимая АЗС в Кызыле на ул. Калинина.
Предыстория такова. Когда-то там работала небольшая автозаправочная станция для обеспечения нефтепродуктами населения, принадлежащая государственному предприятию «Госкомнефтепродукт». Когда его разорили, заправки пошли с молотка. И эта – тоже. Хозяева менялись, но АЗС путём не действовала, поскольку была допотопной и неэффективной. И вот у неё появился новый владелец, владеющий в Кызыле двумя действующими заправками, который решил её реконструировать и запустить в работу. Заказал проект и начал реконструкцию. По всей видимости, планы расширения деятельности не устроили Кара-оола. И у владельца АЗС появились неожиданные трудности.
Поскольку самому Кара-оолу препятствовать предпринимательской деятельности было не с руки, видимо, он поручил это Дине Оюн. Когда-то она была у него на побегушках пресс-секретарём, потом он её возвысил до уровня зампреда правительства, но она с поставленными перед ней задачами не справлялась, и он, в конце концов, пристроил её Главой г.Кызыла. Про неё много ходило (да и ходит поныне) грязных слухов о том, что она ранее занималась проституцией и, вообще, известна как женщина с низкой социальной ответственностью, однако она этих слухов никогда не опровергала и ни с кем не судилась. Предполагалось, что у неё с Шолбаном Кара-оолом некие сексуально-конфетные отношения, в результате которых она получила меткое прозвище «Дивановна», но в данном случае это роли никакой не играет. Скорее всего, она получила задание по созданию проблем при реконструкции злосчастной АЗС.
Женщина она исполнительная, поэтому тут же взялась за дело и в апреле 2017 года в нерабочее время на служебной машине лично прибыла на стройку. Строители восприняли её вояж на объект как акт вымогательства и отправили восвояси. Об этом случае широкая общественность была оповещена соответствующей статьёй в разделе «SOS». Депутатов возмутило обвинение спикера Хурала в вымогательстве, и они заставили Дивановну обратиться в суд с соответствующим заявлением. Её интересы в суде представлял Аяс Оюн, ныне работающий министром юстиции РТ, однако, в итоге длительного разбирательства, суд ей отказал. При этом примечательно, что обвинения в занятии проституцией она не обжаловала...
Но Дивановна хоть и туповата, зато чрезвычайно исполнительна. Она приложила все свои усилия и полномочия муниципального начальника на то, чтобы эту стройку прикрыть. В результате диванно-конфетных операций в Кызылском городском суде появилось заявление мэрии г.Кызыла, в котором она просила суд признать строительство самовольной постройкой и снести строящуюся АЗС, основывая это тем, что якобы она размещена на земельном участке, не предназначенном для АЗС, к тому же через этот участок проходит теплотрасса Кызылской ТЭЦ, что может создать препятствия для теплоснабжения города. Заявление было передано опытному судье Л.Т.Сватиковой.
Поначалу казалось, что разбирательство не потребует много времени и усилий, поскольку на этом месте ещё с советских времён находилась АЗС, так что разрешённый вид деятельности земельного участка под ней полностью соответствует требованиям. А теплосеть, проходящая по её территории, официально не зарегистрирована и предметом рассмотрения в данном случае являться не может. К тому же может быть оформлена соответствующим сервитутом. Препятствием для удовлетворения требований явился и тот факт, что в данном случае интересы мэрии действиями владельца реконструируемой АЗС никак не затрагиваются – Кызылская ТЭЦ участвовать в конфетно-постельных дрязгах Дивановны отказалась наотрез. Наверно, поэтому, когда мэрия инициировала ходатайство о приостановке строительных работ на объекте, судья Л.Т.Сватикова своим Определением отказала мэрии в обеспечительных мерах, мотивируя это тем, что истцом не представлено доказательств в подтверждение своих требований. При этом, сославшись на Определение Конституционного суда РФ. И действительно, какие могут быть основания для приостановки реконструкции АЗС?
Но что для наших судей решения Конституционного суда России, когда у нас есть свой карманный, возглавляемый проходимцем и жуликом? Такое решение суда, по сути, являлось предтечей судебного отказа в требовании признать АЗС самостроем. И правительство Тувы занялось отменой этого совершенно обоснованного решения суда. На Верховный суд надавили, и судьи ВС РТ Болат-оол, Бады-Сагаан и Кандан, недолго думая, Определение Кызылского городского суда отменили и под надуманным предлогом удовлетворили требования мэрии о запрете производства строительных работ на объекте, написав в решении, что «обеспечительные меры отвечают критерию соразмерности, не нарушают баланс имущественных интересов сторон, и их неприменение может повлечь возможные затруднения при исполнении решения суда». Главным обоснованием такого откровенно спорного решения явился довод соблюдения застройщиком правил землепользования застройки (ПЗЗ).
В общем, Кара-оола ублажили. Но они просчитались. К этому времени все строительные работы на объекте были благополучно закончены. И когда приставы пришли на объект, им показали красивую фигу.
Но гримаса этого судебного дела состоит в том, что коллегия ВС РТ, пытаясь угодить исполнительной власти, проигнорировала тот факт, что проблема соблюдения застройщиком ПЗЗ уже рассматривалась в суде. По нему судьёй Ю.Г. Некрасовой ещё в 2015 году по делу №2-479/2015 уже принималось решение, которое вступило в законную силу. В соответствии с ним «...судом установлено, что земельный участок по ул. Калинина 1 «ж» г.Кызыла определён... вид разрешённого использования «под АЗС» и с момента постановки на учёт не менялся», а мэрией г. Кызыла «необоснованно были созданы препятствия осуществлению заявителем гражданских прав и конституционных свобод в отношении земельного участка, в связи с чем требования заявителя устранить допущенные нарушения ... подлежат удовлетворению». В соответствии с этим решением все попытки мэрии отнести земельный участок, на котором находится АЗС, к зоне Ж-1, в которой нахождение АЗС недопустимо, незаконны и необоснованны. В связи с этим суд признал незаконным отказ мэрии г.Кызыла в выдаче градостроительного плана земельного участка в г.Кызыле по ул. Калинина 1 «ж» и обязал устранить препятствие в течение одного месяца.
Но судебное разбирательство, невзирая на очевидную его абсурдность, продолжается. Видимо, правительство Тувы и мэрия г.Кызыла продолжают подбрасывать поленья в неутихающий коррупционный постельно-бензиновый конфликт. Дивановна уже никто, и её сексуально-бензиновые пристрастия уже никого не интересуют. Однако, видимо, теперь уже сам Кара-оол или его юристы, пытаясь спасти бензиновый бизнес главной республиканской семейки, пытаются вопросы конкуренции решать таким примитивным судебно-криминальным образом. Суд назначил уже три (!) различные экспертизы. Интересно, что все они раз за разом делают выводы в пользу застройщика. Суд также привлёк в качестве третьего лица владельца соседней – также конкурирующей АЗС. Но и это – как мёртвому припарка. Мэрия пыталась поднять вопрос пожарной безопасности эксплуатации новой АЗС, но тщетно – пожарная экспертиза также не выявила нарушений. Судя по всему, финал разбирательства близок. От вступившего в законную силу полного и всестороннего решения судьи Ю.Г.Некрасовой, имеющегося в деле, никуда не уйти. И если судья Л.Т. Сватикова не поддастся шантажу недобросовестных судей Верховного суда Тувы, итог разбирательства очевиден.
Но я об этом разбирательстве вспомнил потому, что оно наглядно показывает, как наши родные чиновники борются за место под солнцем. Как они готовы бессовестно пренебречь интересами государства и общества ради собственных корыстных интересов. Так они загоняют экономику страны в тупик, обрекая население на нищету. Именно благодаря таким властителям, которых обуяла жажда наживы, и их компаньонам по обогащению, с помощью государственных органов решающих свои собственные проблемы, богатая страна Россия плетётся в хвосте развитых стран мира, хотя она богата главными сокровищами мира – людьми и природными ресурсами. Именно благодаря таким людям инвесторы бегут из России, размещая производства в Китае и Вьетнаме.
А всё потому, что у нас власть и народ живут разной жизнью. Приблизить власть к заботам простого человека – наша задача, которую мы можем решить на выборах.
До встречи.
Кондрат Пчёлкин