Как чиновники тратят деньги
Дело не только в том, богат регион или беден, важно, как именно его власти умеют тратить свои и федеральные деньги.
Доктор политических наук, главный научный сотрудник Лаборатории региональных политических исследований Высшей школы экономики Андрей Ахременко сравнил количество денег, потраченных на социальные нужды регионами, и результаты, которых удалось добиться их властям. В результате ученый математически точно вычислил, где чиновники работают наиболее эффективно и тратят бюджетные деньги с толком, а где этого делать не умеют.
Он использовал технику Data Envelopment Analysis, которая традиционно применяется для получения рейтингов относительной эффективности стран, регионов внутри одной страны или муниципальных образований. В исследовании рассматриваются бюджетные затраты на предоставление общественных благ, например, расходы бюджета на здравоохранение, или другие необходимые для этого ресурсы, а результатом их использования считается достигнутый уровень общественного благосостояния.
Для здравоохранения это высокая ожидаемая продолжительность жизни, для безопасности – низкий уровень преступности, для социальной политики – низкий уровень безработицы.
Ахремеенко подсчитал эффективность властей по пяти направлениям: здравоохранение, безопасность, образование, жилищные условия, социальная политика. Использованы данные с 2008 по 2011 годы в постоянных ценах 2008 года. Кризис 2009 года не учитывался в расчетах.
В итоге для всех регионов был рассчитан показатель результативности и эффективности расходов. Результативность показывает, какую долю потенциально возможного в данных условиях результата реально достигает государство. Эффективность затрат показывает, насколько государство может сократить затраты, сохраняя высокий результат.
Здоровье
В качестве показателя были выбраны расходы консолидированного бюджета каждого региона на здравоохранение по данным Минрегиона с поправкой на численность населения, инфляцию и индекс бюджетных расходов. Были использованы данные Росстата по уровню младенческой смертности, ожидаемой продолжительности жизни при рождении и заболеваемости первичным туберкулезом, переделанный в индекс «незаболеваемости туберкулезом». Эти три показателя объединены в «Индекс здоровья региона».
По показателям результативности лучшими в 2011 году стали Белгородская область, Санкт-Петербург и Москва, Карачаево-Черкессия и Кабардино-Балкария.
В 2008 году хорошие показатели имела Ингушетия и Чукотка, но индекс результативности последней за четыре года упал с 1,0 до 0,07.
Среди отстающих – Еврейская АО и Тыва (с рекордно низким показателем в 0,01). Шолбан Кара-оол является главой республики с 2007 года. С тех пор Индекс здоровья Тывы снизился на 0,01.
Лидерами 2008 года были Ингушетия с показателем эффективности 0,84 и Чукотка с 1,0 – идеальным показателем эффективности (сейчас 0,57). В 2011 году на вершине оказались Тюменская, Калининградская области и Республика Дагестан.
Самыми отстающими стали Ненецкий автономный округ (в 2008 с показателем 0,09, и в 2011 году с 0,08), Ханты-Мансийский, Приморский край, Амурская область, Еврейский АО, Чукотка и Тыва.
Безопасность
Для расчетов использовались данные Минрегиона о расходах консолидированного бюджета каждого субъекта на правоохранительную деятельность на душу населения с учетом численности населения и инфляции. Для определения уровня преступности было использовано число умерших по причине смерти «убийство» в расчете на 100 тысяч населения за год по данным Росстата.
По показателям результативности лучшей оказалась Воронежская область, за ней – Рязанская и Ростовская области.
Худшие – не регионы Кавказа, а «зауральская» часть России: Тыва (0,03) и Забайкальский край (0,05), Хабаровский край (0,08), Кемеровская область и Пермский край (0,09), Сахалин, Амурская область и Еврейская АО (0,07) и другие сибирские и дальневосточные провинции.
По эффективности расходов лидерами стали Воронежская и Ростовская области, аутсайдеры – Дальний Восток. Ямало-Ненецкий АО набрал всего 10% эффективности расходов, а Ненецкий АО – 17%. В конце списка Московская область с 18% и Ингушетия с 19%.
Социальная политика
Использован общий объем расходов консолидированного бюджета (Минрегион). Расходы скорректированы на численность населения, инфляцию и индекс бюджетных расходов. Для оценки отдачи взяты следующие показатели: уровень безработицы (по методологии МОТ, Минрегион), пересчитанный в уровень занятости, а также доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (Минрегион), пересчитанная в долю населения с доходами выше прожиточного минимума.
По результативности вновь почти все регионы перепрыгнули отметку в 0,90. Восемь регионов показали стопроцентный результат – Белгородская, Магаданская, Тульская, Московская области, Москва и Санкт-Петербург, Дагестан, Татарстан и Северная Осетия.
Худшей по этому показателю стала Ингушетия. У нее всего 0,67, но, если принять во внимание, что в 2008 году было всего 0,03, прогресс приличный.
Худшие по эффективности – Ямало-Ненецкий АО с 0,29, Ханты-Мансийский АО с 0,33.
Общая оценка
Безусловным лидером рейтинга стала Москва в индексом результативности 1,0.
Воронежская области и Санкт-Петербург набрали 0,98, Белгородская и Дагестан – 0,97, Северная Осетия и Татарстан – 0,95, Кабардино-Балкария – 0,94, Магаданская и Орловская области – 0,93.
Худшими стали Тыва с 0,57, Калмыкия с 0,61, Ингушения, Алтай и Еврейская АО с 0,65 и Забайкальский край с 0,67.
По эффективности затрат на «социалку» лидер – Москва с эталонным 1,0, у Дагестана – 0,94, Северной Осетии – 0,89, Орловская область – 0,86, Кабардино-Балкария – 0,85, Тамбовской области – 0,84, Санкт-Петербург – 0,77.
В целом субъекты Дальнего Востока показывают по индексу эффективности результаты более низкие, чем другие регионы: у Приморского края и Чукотки – только 37% эффективности расходов, у Амурской – 47%. Сибирь тоже отстает – у Кемеровской области 39%.
Худшими по всем показателям стали Ненецкий АО с 0,12 и Ямало-Ненецкий АО с 0,14%. Это значит, что эффективность вложений бюджета в социальную инфраструктуру четыре года остается на уровне 12-14%.
Finmarket.ru