Россияне просят вернуть сочинения по литературе
Дискуссия вокруг того, надо ли возвращать в школу полноценный экзамен по литературе вместо тестов ЕГЭ пошла вширь и вглубь. Напомним, что известный режиссер Карен Шахназаров на заседании Совета по культуре и искусству выступил с предложением вернуть в школу полноценный экзамен по литературе взамен тестов ЕГЭ, а также ввести обязательный курс классической русской литературы во всех высших и средних специальных заведениях страны. Как выяснили социологи рекрутингового портала Superjob.ru, большинство экономически активных работающих россиян эту инициативу поддерживают. Слушать, как натасканные к ЕГЭ и ГИА дети говорят о Пушкине или Тургеневе «на языке Му-Му», сил у наших сограждан уже нет.
По данным социологов, 49% опрошенных идею Шахназарова поддерживают полностью и двумя руками за то, чтобы в школе снова надо было писать «нормальные» сочинения и сдавать экзамены вместо убогих «эссе» и галочек в квадратиках.
Опрос явно попал в болевую точку: респонденты были как никогда активны в комментариях. Люди очень обеспокоены падением уровня культуры молодого поколения: «...Ф.М. Достоевского от Н.Г. Чернышевского отличить не могут, зато все владеют английским языком... Без великой русской литературы у молодежи нет шансов самоидентифицироваться как народ в этом мире». Многим методистам может служить немым укором то, как обычные граждане, случайным образом попавшие в социологические сети по «репрезентативной выборке», аргументировали свою позицию: «Литература развивает все необходимые навыки общения современного человека: увеличивает словарный запас, учит поведению в обществе, раскрывает истоки российской культуры, показывает, как изменялось общество от века к веку».
Эксперты спорят о том, какие сочинения должны писать школьники. В поддержку введения курса классической литературы в заведениях высшего и среднего специального образования высказались 12% россиян. Респонденты с горечью признают, что в век компьютерных технологий мы потеряли титул «самой читающей нации»: «Сейчас это уже не поможет привить любовь к литературе, чтению. Но, может, будут что-то знать». А вот к баллам ЕГЭ отношение у них довольно скептическое: «Экзамены уже не стали критерием наличия знаний».
О том, что преподавание русского языка и литературы в общеобразовательных школах оставляет желать лучшего, эксперты говорили уже давно. Приводя неутешительную статистику: более 60 процентов населения страны использует ненормативную лексику, а 28 говорят на так называемом компьютерном языке.
Отмена школьного сочинения на выпускных экзаменах уже привела к тому, что некоторые школьники не могут написать текстов длиннее СМС и твитов. Интернет пестрит перлами из тестов ЕГЭ: «В окно бились снежинки, как котята мордой в миску».
«Спросите учителя любого предмета – дети катастрофически не могут прочесть условие задачи, они не могут прочесть более или менее длинную статью, параграф учебника», – отмечает учитель литературы, главный редактор газеты «Литература» Сергей Волков.
«Если бы еще отменить этот глупый ЕГЭ, или хотя бы сделать его необязательным дополнением к обычным экзаменам с общением с реальным преподавателем (на которого в случае чего можно пожаловаться). Не надо делать из людей обезьян, которые вместо неисправности системы, будут искать, какой блок в системе поменять, совершенно не зная причины ошибок системы», – горячо восклицали опрошенные.
Только за возвращение обязательного экзамена по литературе – без прочих реформ – в школах голосуют 11% опрошенных. Им очень горько, что советская система среднего образования ушла в прошлое, и с водой по сути выплеснули ребенка: «Классические экзамены всегда были сильной стороной советской системы образования...» Но вводить курс классической литературы в вузах считают все же нецелесообразным: «В вузах и так достаточно предметов».
Противников предложения режиссера среди россиян – только 8%. В основном их пугает то, что дети окажутся перегружены учебой: «...Почему в физмат-классах надо убивать время на дополнительные уроки литературы, физкультуры и т.д.; дайте продохнуть детям!». Вопрос о введении курса литературы в колледжах, ПУ и вузах они предлагают оставить на усмотрение администрации: «Литературу нужно изучать в общих рамках ознакомления, как и большинство предметов, каждый сам вправе выбирать то, к чему лежит душа...».
Каждый пятый опрошенный затруднился с оценкой инициативы Карена Шахназарова: «...Реалии таковы, что, принимая подобного рода решения, необходимо учитывать современную специфику. А не просто пытаться вырастить поколение, говорящее с нами на одном языке...». Пугает респондентов и то, что преподавание литературы будет сухим и формальным, «для галочки» – «так же как сейчас проходят этику и эстетику».
Опрос показал, что в вопросе о великой русской литературе налицо самый настоящий конфликт поколений. Респонденты старшего возраста в большинстве своем (61%) поддерживают обе части инициативы. А вот молодежь до 24 лет чаще других поддерживает идею введения курса литературы в вузах, колледжах и ПУ (16%), в то время как весь проект получил поддержку лишь у 29% опрошенных.
Предложение режиссера одобряют и россияне с высшим образованием: каждый второй опрошенный положительно отнесся к проекту в целом. Россияне, имеющие детей, оценили инициативу также более лояльно, чем бездетные граждане (52% против 46%).
Кто был против? Естественно, значительную часть этой группы респондентов составили нынешние студенты, претендующие на роль «митрофанушек». Против проекта чаще всего высказывалась молодежь до 24 лет (16%) и респонденты с неполным высшим образованием (14%). Но не стоит обвинять молодежь в лени и необразованности. Многие молодые люди просто очень не любят что-то делать в обязательном порядке и из-под палки. И любая, даже на вид вполне благая идея, формально и жестко внедренная «сверху», зачастую вызывает у них протест. Возможно, заключают социологи, он имел место и в этом случае.
После 2009 года от выпускного сочинения осталось 200 слов в тестах по русскому языку. Именно такой минимум требуется от ученика, который претендует на 100 баллов по этому предмету. Это, чтобы было понятнее, примерно полстранички текста. К слову, у Ильфа и Петрова в «Двенадцати стульях» негры из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» знали 300. В итоге хороший литературный русский язык стал в школе редкостью, никаких русских писателей и поэтов кроме Толстого и Пушкина школьники не знают, а богатство родной речи изучают по текстам Шнурова, Сорокина и Пелевина, которых в школе не проходят.
Катастрофа с преподаванием литературы привела к тому, что даже на олимпиадах выпускники школ не блещут результатами. На заключительном этапе Всероссийской Олимпиады по литературе победитель сумел набрать лишь 133 балла из 150 возможных. Неудивительно, что последние данные международного исследования PISA показали: по читательской грамотности российские школьники стоят на 41-42-м местах из 65. Хотя еще недавно были на 27-м. В первой пятерке «читающих» – Китай, Корея, Финляндия, Сингапур и Канада. У США показатели чуть хуже, но выше среднего. Почти все европейские страны – в крепких «середнячках».
Получается, что сами студенты не очень-то озабочены отсутствием предмета «классическая литература». В большей степени обеспокоено старшее поколение. Молодежи явно претит «обязаловка», увеличение нагрузки и формализм, который присущ большинству проектов, внедренных «сверху». Так что красоты стиля Пушкина и драматизм Достоевского, горькие строфы Лермонтова и гражданский пафос Некрасова нуждаются еще и в соответствующей «упаковке», чтобы молодежь их не только выучила, но и осознала и тем более полюбила.
«Конечно, роль литературы и литературы классической сложно переоценить. Особенно для формирования общего культурного фона. Но реалии таковы, что принимая подобного рода решения, необходимо учитывать современную специфику. А не просто пытаться вырастить поколение, говорящее с нами на одном языке. Думаю, во многом этого не будет», – говорили мудрые родители.
Екатерина Добрынина,
«Российская газета»
Прокуратура Ставрополья требует изъять из школ книги Бунина, Есенина и Набокова
Прокуратура Ставрополья потребовала изъять из школьных библиотек за «эротику, мистику, ужасы и хулиганские стихи» книги Ивана Бунина, Сергея Есенина, Владимира Набокова и ряда других писателей. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на старшего помощника прокурора края по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Курбангали Шарипова.
При проверке литературы в школьных библиотеках сотрудники прокуратуры обнаружили «книги, несовместимые с задачами образовательного процесса». «Прокуратура потребовала изъять из общего доступа книги ряда авторов, в частности, произведения Набокова, в которых есть мистика, а также Есенина с его хулиганскими стихами. Школьникам рано читать такие книги», – заявил Шарипов.
«У нас сейчас, если посмотреть сводки, дети в 9-12 лет грабежи совершают. Как, по-вашему, чего они начитались?», – сказал помощник прокурора Шарипов. По требованию прокуратуры вредоносные книги должны быть убраны с библиотечных полок в закрытые шкафы или кабинет директора, чтобы доступ к ним имел только взрослый персонал учебного заведения.
По результатам прокурорской проверки запрещены также книги Даниэлы Стил, Жюльетты Бенцони, Кейта Тирнана, Шарон Крич, Сергея Силина и Андрея Левицкого. По мнению Шарипова, спонсоры школ могли привезти эти книги в подарок библиотекам. В течение месяца администрации школ должны отчитаться об изъятии книг из общего доступа, после чего надзорное ведомство может повторить проверку.
Через несколько дней прокуратура Ставрополья открестилась от слов своего сотрудника. «Высказывания старшего помощника прокурора края по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Курбангали Шарипова являются его частным мнением, а не официальной позицией прокуратуры края», – заявили в пресс-службе, добавив, что в отношении Шарипова в настоящее время начата служебная проверка.