Гнилая вертикаль
Вот и отгремели майские праздники. Хорошего и не очень было хоть отбавляй. Власть в очередной раз призналась, что даже спустя 68 лет после войны точно не знает, сколько ветеранов войны ещё живо. Говорят о разбросе от 500 тысяч до 2 миллионов. Зато точно в курсе, что ещё 26 тысяч ветеранов не смогли обеспечить нормальным жильём. Ужас какой-то. Стране-победительнице не хватило 68 лет, чтобы всем ветеранам дать благоустроенное жильё! Своеобразный антирекорд. В этой связи интересно заявление вице-премьера Дамба-Хуурака о том, что в Туве программа обеспечения жильём ветеранов войны отходит на второй план перед программой обеспечения местами в детских садах. Это что-то типа того, что, в связи с тем, что одну программу мы не выполнили, теперь принимаемся не выполнять другую.
Главное в этом то, что федеральный центр финансирует эти программы. И задача властей нашей высокодотационной республики состоит в том, чтобы вовремя и качественно подготовить все расчеты на потребность в деньгах. Но и это, как оказалось на примере программы переселения из аварийного и ветхого жилья, в правительстве Кара-оола сделать не могут. И тут вспоминается фраза премьера Медведева, брошенная Дворковичу на заседании правительства при обсуждении темы ликвидации ЧС в Хову-Аксах: «нужно написать им программу, дать денег и под угрозой увольнения заставить их её исполнить!». Очень точное понимание ситуации в Туве, где чиновники не могут ничего, кроме воровства. И главную опасность видят в увольнении, за которым следует удаление от бюджетной кормушки.
Праздники были омрачены взрывом автобуса в Москве и тяжелейшей железнодорожной аварии под Ростовом. Можно представить, какой силы был взрыв, если узлы вагонеток долетели до 6 этажа жилого дома, находящегося в 200 метрах от железнодорожного полотна. Что-то часто в России стали сходить с рельсов поезда... И это уже не в глубинке – на юге европейской части страны.
Другой новостью, которую трудно классифицировать как хорошую или плохую, стала отставка вице-премьера правительства России Владислава Суркова. Автора теории «управляемой демократии», которая-таки завела политическую систему страны в тупик и праотца партии «Единая Россия», ставшей сейчас в России синонимом таких понятий, как коррупция, клановость и казнокрадство.
Сурков для Тувы – личность знаковая и запоминающаяся. Помнится, это он во время политического кризиса в Туве 2006-07 гг. вёл челночные переговоры с Кара-оолом и Оюном, уговаривая победителя выборов Оюна уступить премьерское место аутсайдеру политического процесса Кара-оолу под собственные гарантии сохранения интересов. А следом за реализацией договорённостей в республике началась «зачистка политического поля», в ходе которой на Оюна и его команду посыпался град возбуждений надуманных уголовных дел. И вскоре Тува в политическом плане была «зачищена» так же, как ранее Ставрополье и вся Россия.
Это под руководством Суркова в стране пришли к власти такие люди, как Кара-оол в Туве и Зимин в Хакасии. Именно ему страна обязана той стагнацией в обществе и экономике, которые мы сейчас имеем. И теперь даже 110 долларов за баррель нефти страну не спасают. То, что Сурков сотворил на посту замруководителя Администрации Президента, будет сказываться ещё очень долго. Россия в политическом плане была отброшена на десятилетия назад, в средневековье, в феодализм.
Вне всякого сомнения, что увольнение Суркова – большая потеря для премьера Тувы. И пришлось оно очень некстати – Кара-оол сейчас, как никогда, уязвим плачевными результатами своей кипучей деятельности. Вокруг кресла премьера оживилось движение. Ситуация усугубляется тем, что на самом деле Кара-оол не является выдвиженцем политической элиты республики и фактически не имеет команды единомышленников, если не считать желание украсть серьёзной мыслью.
События после аварии в п.Хову-Аксы показали, что он и его правительство не в состоянии эффективно отстаивать интересы Тувы на федеральном уровне. Шуму много, а реальных решений по оказанию помощи республике нет. До сих пор не решены вопросы финансирования работ по устранению последствий аварии в поселке. Денег нет даже на водовод, обещанный Дворковичем. Не говоря уж о других инженерных сетях. До сих пор нет не то, что республиканской, – районной программы оздоровления ситуации в поселке. Что уж говорить о модернизации систем отопления в Чаа-Холе, Шагонаре, Ак-Довураке и других населённых пунктах. Вместо этого мы слышим туманные предположения о возможных инвесторах строительства ТЭС‑2... Разговоры ради разговоров.
Печальный вывод состоит в том, что правительство Тувы только сейчас, на седьмом году, узнало о главных проблемах Тувы и совсем не знает, как их решать. А российские власти не хотят деньги давать Кара-оолу, уверенные в том, что их разворуют, и ничего сделано не будет. В связи с этим логично было бы ожидать, что деньги в республику пойдут после смены власти, которая пока затягивается. Не исключено, что вся «закавыка» в медлительности следственных органов СКР и ФСБ, которые пока не решаются начать последнее наступление на коррупционеров тувинского правительства.
Впрочем, некоторые подвижки, судя по всему, есть. По крайней мере, отсутствие Иргита в правительственной делегации на панихиде похорон М.М.Фирсовой, – явление знаковое. Не исключено, что в правительстве известно, что за ним скоро придут. И не только за ним. Кара-оол и Иргит – не просто коллеги по правительству. К тому же Иргит в нём – основная фигура, на которой держится вся конструкция. Кара-оол слаб по части управления. Он полностью доверяет Иргиту. Поэтому без ведома вице-премьера не проходит ни одно назначение и не движется ни один бюджетный рубль.
Отставка Суркова, ангела-хранителя Кара-оола, может отозваться в Туве весьма неожиданными решениями. Возможное возбуждение ещё одного очень громкого дела может стать демонстративным и знаковым, за которым последуют отстранение от должности ближайшего помощника Кара-оола и даже его арест. И не только его. Это – крах всей правительственной пирамиды.
Впрочем, не будем спешить. Подождём – жизнь покажет. Я буду отслеживать знаковые решения властей и сообщать о них.
До встречи.
Кондрат Пчёлкин