ТУВА ПРИНЯЛА ЭСТАФЕТУ У ЧУКОТКИ
ОСТАНЕТСЯ ЛИ В НЕЙ МЕСТО КАРА-ООЛУ И ШОЙГУ?
ОЖИДАНИЕ ТРИУМФА
Еще три недели назад ничто не предвещало беды. Шойгу, прощаясь в аэропорту с членами тувинского правительства Иргитом и Дамба-Хуураком, говорил о победе Базела на тендере 24 июля по продаже Межегейского месторождения как о деле решенном. Еще раньше такого же мнения был и сибирский полпред. По его плану, владелец Базела также должен был взять в свои руки Каа-Хемский угольный разрез, строительный комплекс республики и стройиндустрию. Кара-оол, видимо, очень надеялся на финансовое обеспечение войны с парламентом – в правительстве шушукались о необходимости «прикупить» к кара-ооловскому меньшинству 6-7 депутатов Законодательной палаты парламента для обеспечения большинства. Каждый «штык» оценивался в 3-4 млн. рублей. 25 июля «святую троицу» Шойгу-Дерипаска-Кара-оол с помпой ожидали в Кызыле.
ПОБЕДЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ
Торжественное прибытие не состоялось. Пришлось даже отменить назначенный в ресторане «Пять звезд» праздничный правительственный банкет.
Мы сразу скептически оценивали шансы «святой троицы» на выигрыш тендера, о чем писал «РИСК». И сомнения базировались на реальных фактах – отсутствия договоренностей между Пугачевым и Дерипаски по совместному строительству и использованию провозных возможностей железной дороги в Туву и отсутствия необходимости структур Базела в коксующемся угле.
Как известно, ему в Туве больше всего нужны нефелиновые руды Кунгуртука, содержащие алюминий, но это – перспектива неблизкая. Сначала нужно построить дорогу из Качыка в Кызыл, ГЭС на Большом Енисее, алюминиевый завод, а потом уже добывать сырье. Или, если такой проект Базелу не по карману, к дороге из Качыка прибавить возможность вывозить по «железке» Кызыл-Курагино 5 тыс. тонн руды в год. А для этого нужны гарантии того, что Енисейская Промышленная Компания (ЕПК) пойдет на сотрудничество с Базелом. А вот этого как раз и нет, поскольку «заход» структур Дерипаски в Туву С.Шойгу и Ш.Кара-оол рассматривают как альтернативу деятельности ЕПК. Как мы и предсказывали, Базел до финиша не дошел, сойдя на рубеже в 7 млрд. рублей.
КОНКУРЕНТЫ НА СТАРТЕ. НЕОЖИДАННЫЙ ФИНИШ
Думалось, что основными конкурентами ЕПК на тендере станут Новолипецкий меткомбинат и индийский предприниматель Миталл. НЛМК – поскольку он не имеет собственных месторождений коксующихся углей и остро нуждается них, и Миталл – в связи с огромными финансовыми возможностями и наличием металлургического производства.
Предположение сбылось наполовину. Структуры Межпромбанка, как мы и ожидали, благоразумно отказались от борьбы за месторождение, сохраняя деньги для разработки Элегестинского местророждения и строительства железной дороги в Туву. НЛМК как мог, гнался за победой, а индийца не допустили до тендера, и его место занял зарегистрированный в Люксембурге Евраз – структура, 41% акций которой принадлежит бывшему начальнику Чукотки Роману Абрамовичу. И на тендере победила дочерняя компания Евраза – Южкузбассуголь – с рекордным результатом в 16,94 млрд. рублей. Заметим: по такой высокой цене еще никогда месторождения угля в России не продавались.
НОВЫЙ ИГРОК. КТО ОН?
На видимых причинах победы Евраза стоит остановиться. Что такое Евраз?
Евраз – Evraz Group Евраз Групп зарегистрирован в Люксембурге. Это крупнейшая вертикально-интегрированная горно-металлургическая группа, объединяющая металлургические комбинаты и сопряженные производства: горнорудные, и угольные предприятия, транспортные и торговые компании. Основные производственные мощности компании расположены на Урале (Нижний Тагил) и в районе Кузбасса. Металлургические активы холдинга включают крупнейшие в России Нижнетагильский (НТМК), Западно-Сибирский (ЗСМК) и Новокузнецкий (НКМК) металлургические комбинаты. Компания владеет сталелитейными активами в Италии, Чехии и США, а также Находкинским морским торговым портом на Дальнем Востоке. Помимо традиционных видов сталелитейной продукции, Евраз является лидером на рынке железнодорожной продукции и является одним из главных партнеров ОАО «РЖД». Евраз практически полностью обеспечен собственным сырьем. Евраз Групп зарегистрирован в Люксембурге, поэтому на него не распространяются требования ФСФР. По этой же причине акции компании торгуются в виде GDR только на Лондонской фондовой бирже и не обращаются в России. Владельцами компании являются Р.Абрамович, А.Абрамов и А.Фролов. Вхождение в состав акционеров компании Р.Абрамовича, который в настоящий момент владеет 41% акций компании, повысило финансовые возможности компании. Металлургические активы Российские:
97% – ЗСМК (Сталь, чугун, длинный сортовой прокат, арматура) 100% – НКМК (Сталь, чугун, сортовой прокат, рельсы). Иностранные:
100% – Vitkovice Steel (Чехия), толстый лист; 75% – Palini e Bertoli (Италия), лист; 93,4% – Claymont Steel (США), лист. Сырьевые активы Железорудное сырье:
95% – Высокогорский ГОК (обогащенная руда, агломерат); 100% – Евразруда (концентрат, агломерат). Уголь:
40% – Шахта Распадская (коксующийся уголь); 100% – Шахта 12 (коксующийся уголь); 70% – Нерюнгриуголь (коксующийся уголь к 2009 году). Ванадий:
54% – Highveld (ЮАР), ванадий, сталь ферросплавы. По объемам производства коксующегося угля шахты Распадская и Южкузбассуголь занимают первое и второе место в России. Это – основные поставщиками коксующегося угля для Евраза. Годовая потребность Евраза в коксующемся угле – до 40 млн. тн. |
ПОЧЕМУ ЕВРАЗ?
Но все эти сведения не проливают света на то, почему именно Евраз победил в тендере. Еще задолго до него для всех было ясно: угольные (как и прочие) активы полезных ископаемых в Туве мало чего стоят, если отсутствует возможность их транспортировки по железной дороге, которая будет принадлежать так нелюбимому Кара-оолом Пугачеву. Да и он сам не очень спешил с разработкой Элегестского месторождения, пока не были оформлены все документы по строительству магистрали. Дерипаска при поддержке Кара-оола и Шойгу был намерен организовать пересмотр всех договоренностей в этой части, о чем в последний приезд сообщил прессе сибирский полпред Квашнин. И по напору, с каким Дерипаска шел на Туву, казалось, что это у него получится, и альянс Шойгу-Дерипаска-Кара-оол все же оформится в соответствующий консорциум, о котором было сказано так много. Не случилось. Не хватило денег и федерального ресурса.
Но почему Абрамович так смело пошел в Туву и оказался готовым заплатить за месторождение такую умопомрачительную сумму? Как он из аутсайдеров гонки за тувинским углем стал лидером? Что дает ему основания надеяться, что уже через 2 года начнется разработка месторождения и никаких препятствий для вывоза угля по «железке» не будет? И почему он принял такое решение против воли Главы правительства Тувы и его всемогущего патрона?
НОВЫЕ ПОДРОБНОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.
ВОЗМОЖНОСТИ НОВОГО АЛЬЯНСА
У нас нет возможности говорить об этом наверняка, но некоторыми предположениями мы все же поделимся. Похоже, тут собака зарыта во взаимоотношениях Сергея Пугачева и Романа Абрамовича. Так уж случилось, что от пытливых глаз аналитиков ускользнула информация, что они являются компаньонами по Трансмашхолдингу, производящему колесные пары, железнодорожные платформы и пр. А с учетом того, что Евраз производит львиную долю железнодорожных рельсов страны, является самым крупным партнером РАО РЖД, владеет портом в Находке и имеет огромные финансовые возможности, он как никакой другой подходит для рождения альянса с Пугачевым, уже приступившим к разработке Элегестского месторождения и имеющего полный пакет соглашений с государством по строительству железной дороги в Туву.
У них, конечно, могут быть разногласия и трения, но лучшей компании по реализации угольно-железнодорожного проекта трудно предположить. Но кое-кто приметил и другое – как только стало понятно, что Администрация Президента отдает предпочтение не Базелу, Межпромбанк с аукциона сошел...
Что же касается Кара-оола, которого вряд ли устроил итог тендера, то тут особой беды нет – влияние новорожденного тувинского премьера на экономические проблемы в республике очень скромное. Достаточно вспомнить его взаимоотношения с арбитражным управляющим угольного разреза «Каа-Хемский» Базиевым, который все тувинское правительство и в грош не ставит. К тому же, по многим прогнозам, срок его правления не должен сильно затянуться.
А что же с остальными проектами в Туве, за которые были намерены взяться Дерипаска-Шойгу-Кара-оол? Вряд ли им суждено сбыться – мелочами типа строительства жилья, больниц и школ в отсутствие большого бизнеса Базел заниматься не с руки. О проблемах добычи алюминиевого сырья написано выше. Да и Каа-Хемский угольный разрез без Межегейского месторождения цены не имеет. Так что, скорее всего, алюминиевый магнат в ближайшее время забудет про Туву, а правительству придется решать свои проблемы борьбы с парламентом без серьезной финансовой подпитки.
РЕСПУБЛИКА НАКАНУНЕ ЗИМЫ
Большой уголь пока в перспективе, а республике нужно жить сейчас. В этой ситуации всех интересует судьба Каа-Хемского разреза. Заигравшись в олигархические игры, Кара-оол совсем забросил дела текущие – подготовка предприятий и котельных к работе зимой, запасы вскрытого угля на разрезе, завоз угля в котельные и для нужд населения. Знатоки энергетического комплекса Тувы считают, что такой катастрофической обстановки накануне зимы в Туве не было НИКОГДА. Мы согласны с ними. И вот почему.
Фактически правительство не занимается подготовкой к зиме. Кадровые чехарда и неразборчивость привели к тому, что в тувинском правительстве просто некому работать. Скоро год, как после ухода В.Неделина вакантна должность главного организатора этой работы – зампреда правительства по жизнеобеспечению. Мало того, полгода пустует кресло министра энергетики, к тому же уволились все (!) его заместители. Оставшиеся члены правительства либо по возрасту, либо в силу отсутствия малейшего опыта ничего не понимают в энергетике, да и по своим функциональным обязанностям за нее не отвечают.
Министры финансов и экономики и их ключевые специалисты до сих пор находятся в отпусках, поэтому вопросы финансирования ремонта котлов и тепловых сетей, а также завоза угля своевременно не решаются. В связи с этим на конец июля правительством и муниципалитетами даже не проведены тендеры на обеспечение углем в третьем и четвертом кварталах.
Время идет, но никто не знает, почем будет уголь зимой. Сейчас официальная цена на разрезе – 960 руб. за тонну. Правда, купить ее тувинским потребителям очень затруднительно – все идет за Саяны. Экономисты разреза посчитали себестоимость и насчитали нам 1080 руб. за тонну. Значит, отпускная цена разреза очень скоро станет 1200-1400 рублей за тонну. А с учетом доставки при цене дизтоплива в 30 рублей за литр цена тонны угля для потребителей-бюджетников в кожуунах «вылезет» в 2-3 тыс. рублей за тонну. Таких денег в бюджете нет – все пересчитывалось на цену разреза в 720 руб. за тонну и перевозку при цене дизтоплива 20 руб. за литр – 3,2 руб./тн.км. А если эти цены пересчитать на потребность бюджетной сферы в 150 тыс.тн., то станет понятным, что в бюджете образуется «дыра» в 100-120 млн. рублей. Ее не то что не решают – о ней правительство, похоже, и не ведает.
Но деньги, оказывается – еще полбеды. Был бы уголь. Прошлую зиму Кара-оол и Базиев держали всю республику на голодном угольном пайке. От разморозки спасло чудо. Но вполне может статься, что та зима будет вспоминаться как благодать. Новые трудности не пойдут ни в какое сравнение с теми проблемами.
А все дело в том, что Базиев накануне введения на предприятии конкурсного производства (продажи разреза) готовится сдавать дела. И дальнейшая судьба разреза и республики его мало волнует. Вскрыша угля фактически прекращена. А запасы угля составляют не более 100 тыс. тн., в том числе около 70 тыс. тн. – на Чаданском участке, который за всю прошлую зиму сумел отгрузить не более 10 тыс.тн. угля. Весь имеющийся уголь сейчас продается на вывоз за Саяны. Максимум, что может предложить разрез зимой, если он немедленно займется вскрышей – это 170 тыс. тн. при потребности республики в 450 тыс. тн. В том числе с Чаданского участка – чуть меньше половины.
НЕ ПРЯЧЬТЕ ВАШИ ДЕНЕЖКИ
Кара-оол бахвалился, что, что трудностей с наличием угля в республике этой зимой уже не будет. И даже цена на него неминуемо упадет в связи с началом разработки Элегестинского месторождения. Как говорится, свежо предание... Директор ЕПК тут же пояснил: энергетических углей будет добыто не более 200 тыс. тн. Но до конца этого года цифра вряд ли «выскочит» за 100 тыс. тн., поскольку начало активной работы запланировано на октябрь. Так что реально (даже с учетом прекращения вывоза за Саяны) можно рассчитывать в этом году на поставку внутри республики не более чем 270 тыс. тонн угля. И для сохранения баланса производства-потребления, чтобы не заморозить республику, придется до 100 тыс. тонн угля завезти из-за Саян. Сейчас в Хакасии сортовой уголь продается населению по 1500 руб. за тонну. Можно представить, почем он будет в Туве. Нельзя забывать и другое: не будет угля – население станет обогреваться электричеством, что чревато серьезными авариями на электроподстанциях. Не говоря уже о социальных последствиях.
ТУВИНСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО НАКАНУНЕ ПОТРЯСЕНИЙ
Тувинский народ очень терпелив, но не беспредельно. А Глава правительства при этом греет пузо в Египте, забросив все дела. Видимо, считает, что энергетические проблемы республики по привычке можно будет списать на козни «зловредной оппозиции».
Наблюдаешь за деятельностью наших правителей и диву даешься: зима на носу, а они вовсю заняты проблемами драгоценностей Аржаана и спорткомплексом. Такое впечатление, что Тува – это своеобразная Мекка с туризмом, спортом, культурными и религиозными памятниками. Так и хочется крикнуть: господа, опомнитесь! Вам досталась тяжелая доля руководить очень отсталым регионом с огромным энергодефицитом, разбалансированным производством топлива, отсталыми предприятиями энергетики и профессионально слабыми кадрами.
Да, республика обладает уникальными месторождениями угля. Но это совсем не гарантирует его изобилия. Мы осознаем, что большинство членов правительства мало понимает в производстве и еще меньше – в энергетике, поскольку кроме спекуляций ничем раньше не занималось. Участие правительства в судьбе Каа-Хемского угольного разреза нам наглядно продемонстрировало его организационные возможности.
Шолбан Валерьевич, бросайте, пока не поздно, войнушку с парламентом! Вам все равно не выиграть ее у народа. Займитесь реальными делами – финансами, углем, подготовкой инженерных сетей и котельных. В декабрьские морозы об этом думать будет поздно. Помните: российский премьер В.Путин публично предупредил, что нерадивых губернаторов, не подготовивших регионы к зиме, будут снимать. А он слов на ветер не бросает. Судя по официальным сообщениям, Глава правительства Тувы стоит в верхней части списка претендентов на «вылет». Как бы угроза не превратилась в реальность. Тут и Шойгу может не помочь – судя по итогам тендера Межегейского месторождения, его ресурс влияния в федеральных органах власти был сильно раздут.
Мы еще вернемся к вопросу подготовки Тувы к зиме.
Кондрат Пчелкин