НАКАЗАНИЕ ДЛЯ БЮРОКРАТОВ
25 октября Комитет по конституционно-правовой политике и местному самоуправлению (председатель Виктория Кысыгбай) провел выездное совещание в администрации Кызылского кожууна, на котором обсудил исполнение федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в Кызылском кожууне.Только за 10 месяцев этого года жители Кызылского кожууна обратились в местную администрацию 315 раз, что на треть больше, чем в прошлом году. В обращениях лидируют вопросы по аренде, выделении и переоформлении земельных участков, об оформлении земельных участков в собственность.
Как отметил руководитель Аппарата Правительства РТ Владимир Кочергин, именно в Кызылском кожууне зафиксировано самое большое количество обращений граждан. Причина кроется в отлаженной системе учета и работы с ними. Причем, из 315 обращений, в правительство было переадресовано всего 28. Это говорит о том, что местная администрация большую часть обращений решает сама.
В марте 2007 года администрация района провела семинар для глав сельских поселений, заместителей, специалистов по применению нового ФЗ «О работе с обращениями граждан в РФ», принятого в мае 2006 года.
Администрацией кожууна разработана Инструкция по рассмотрению обращений граждан, которая была приведена в соответствие с требованиями нового федерального закона. Три заместителя председателей сумонных администраций прошли обучение и переподготовку в Санкт-Петербурге.
Обращения граждан анализируются на коллегиях администрации кожууна, активно практикуются Дни администрации, которые в 2007 году проведены во всех поселениях кожууна. Эффективность работы с обращениями была подтверждена примером.
В 2006 году с просьбой получить субсидии по программе «Социальное развитие села до 2010 года» обратились 15 молодых семей, 10 их которых получили субсидии. В 2007 году с этой же просьбой обратились уже 65 граждан, на сегодняшний день администрацией кожууна после изучения условий жизни подготовлены документы на 45 обратившихся граждан.
Несмотря на определенные успехи в работе с обращениями граждан в Кызылском кожууне, эта работа требуют немалых усилий со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
Как отметил депутат Законодательной палаты Великого Хурала от Кызылского кожууна Виктор Молин, за каждым обращением – реальная проблема, трудная жизненная ситуация, а порой отчаяние. Работа с обращениями требует максимального внимания и ответственности: «Не надо ждать 30 дней, если вопрос, с которым обращается гражданин, можно решить за день-два», – призвал Виктор Молин. Он также обратил внимание на то, что до сих пор не удалось на республиканском уровне принять закон «О наказах избирателей», в результате чего избиратели не имеют законных гарантий на исполнение своих наказов.
Тему выездного заседания комментирует заместитель председателя Комитета по конституционно-правовой политике и местному самоуправлению Борис Шомбун:
– Новый федеральный закон поднял статус обращений граждан на очень высокий уровень. По сути, обращения граждан – это одна из форм выражения народовластия, что требует большой ответственности от органов государственной власти и местного самоуправления. На заседании уже было отмечено, что в Туве, как впрочем, и в других регионах России, административная ответственность за игнорирование обращений граждан еще не установлена.
К полномочиям государственных органов Республики Тыва в сфере местного самоуправления относится 17 пунктов. Семнадцатым стоит пункт – «установление административной ответственности за нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращение граждан в органы местного самоуправления».
То есть мы должны установить административную ответственность для тех ответственных лиц, которые нарушают сроки или совсем не реагируют на обращения граждан. В республиканском законе об административной ответственности такого пункта пока нет.
Считаю также, что мы обязаны наладить информационно-аналитическую составляющую в работе с обращениями граждан. Анализ обращений позволит выявить «болевые точки» в жизнедеятельности республики, позволит определить степень народного доверия к тем или иным органам и выявить рейтинг руководителей, особенно низового звена, позволит понять общественное мнение и сформировать банк народных предложений. Такой опыт уже есть, в ряде регионов активно разрабатываются различные автоматизированные системы, например «Письмо». К сожалению, эта работа у нас отсутствует полностью.
Есть смысл поработать и над формами живого общения власти с народом. Никто не отменял устных обращений. Буквально на прошлой неделе эталон живого общения со страной продемонстрировал Президент России Владимир Владимирович Путин. Местные органы тоже обязаны активнее использовать «прямые эфиры» на радио и телевидении, «горячие телефонные линии», тематические рубрики в газетах.
На заседании было отмечено, что плохо реализуется и существующая норма федерального закона, в частности статья 15 и 16 нового федерального закона об обращениях граждан предусматривает, что гражданин имеет право через суд на возмещение морального вреда, причиненного незаконным действием (бездействием) органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении своего обращения.
По итогам заседания Комитет выработал свои рекомендации, в частности местным представительным органам рекомендовано оперативно разработать свои нормативные акты, устанавливающие правила работы с обращениями граждан на основе новых требований федерального закона. В адрес Законодательной палаты поступило предложение ускорить принятие конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека» и закона «О наказах избирателей».
Соб. инф.