A- | A | A+ 12pt | №19, 25 апреля 2007 года («РИСК») |
Интервью |
ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ
Избрание Главы республики, формирование новой структуры правительства, начало работы нового состава парламента – все эти события в центре общественного внимания. По какому пути пойдет республика – по пути обновления и модернизации в интересах большинства жителей или продолжит движение от бедности к нищете по избитой колее дотационности и подачек?
Отвечая на многочисленные просьбы читателей, мы обратились к спикеру Законодательной палаты Великого Хурала РТ В.М.Оюну с просьбой дать интервью.
– Василий Майлолович, уже открыто заговорили о том, что нам не нужен двухпалатный парламент и Конституционный Суд, но все эти структуры прописаны в Основном законе республики. Вы как относитесь к действующей Конституции Тувы и перспективе ее изменения?
– Я с уважением отношусь к волеизъявлению народа. Есть принципиальные вещи – Конституцию приняли на общенародном референдуме, мы должны уважать и исполнять ее. В то же время все прекрасно понимают, кто был ее разработчиком, и под чьи интересы создавались отдельные ее пункты. Это было сделано командой под руководством одного человека, которому нужен был ручной и непрофессиональный парламент.
Нельзя забывать и том, что в 2001 году новая конституция республики принималась в рамках создания единого правового поля России. Собственно избиратели голосовали за конституцию, не видя ее текста, голосовали за принцип – конституция республики не должна противоречить Конституции России. Под этим лозунгом и «проскочил» двухпалатный парламент.
– Тогда Ш.Д.Ооржак говорил о народном парламенте.
– Парламент должен быть профессиональным. Мы не можем позволить себе роскошь иметь на каждые две тысячи жителей по депутату. Десятимиллионная Москва имеет 35 депутатов, а у нас на 350 тысяч жителей – 162 депутата. Это же ненормально. Парламент должен быть компактным, соответствующим численности жителей республики.
Когда недавно в Кремле проходили консультации, разговор шел и на эту тему. Поэтому новому парламенту совместно с правительством придется работать в этом направлении.
– Необходимость своего Конституционного Суда тоже под вопросом?
– Этот вопрос увязан с первым. С момента, когда был создан Конституционный Суд, он работал в интересах одного человека. Этот человек ушел, должен уйти и Конституционный Суд. Для маленькой республики содержание этого суда тоже тяжелая ноша.
– В какую сумму обходится год его работы?
– В 13,2 миллиона рублей.
– Сумма приличная, если учесть, что судей всего пять.
– Пять судей, и аппарат в 23 человека. Средняя зарплата судьи 120 тысяч рублей в месяц. На эти деньги можно было ежегодно строить по двадцать квартир, а Конституционный Суд РТ за прошлый год выпустил всего два постановления.
Причем, вместо того, чтобы анализировать нормативные акты на предмет их соответствия Конституции, они занимаются толкованием статей самой конституции. А что там толковать? Исполнять надо. Например, Палата представителей по конституции должна работать на общественных началах. Вместо этого, председатели комитетов работают на постоянной основе, получают большую зарплату. А Конституционный Суд, не видя никаких нарушений, выносит решение о том, что Регламент Палаты представителей выше самой Конституции.
– Мы уже привыкли к вечному противостоянию правительства и парламента республики. Как сейчас складываются взаимоотношения?
– Конструктивно. Борьба между парламентом и правительством шла на протяжении 16 лет. Бывший Глава республики всегда пытался подмять под себя парламент, но сделать из него подразделение правительства ему не удалось.
Это естественно, что парламент является оппонентом правительства. Одна из главных задач депутатского корпуса – контроль над деятельностью органов исполнительной власти. И эту задачу депутаты будут выполнять всегда. Если раньше конструктивная критика воспринималась очень болезненно, то сейчас мы с Шолбаном Валерьевичем определились, что должны работать на конструктивной основе. Задача у нас общая – вывести республику на новый уровень экономического развития.
– В чем вы видите роль парламента в ускорении позитивных перемен?
– Мы должны обеспечить правовую базу деятельности правительства. Необходимо принимать законы, улучшающие жизнь людей. Очень важно, чтобы эти законы действовали, были обеспечены финансово и организационно. Здесь уже важна роль правительства, и Глава республики Ш. Кара-оол намерен двигаться именно в этом направлении.
– Что с бюджетом республики на 2007 год?
– 25 апреля мы его примем в целом. Конечно, всех проблем сразу не решишь. В этом году мы потеряли достаточно много времени для решения бюджетных проблем, но все-таки в этом году удалось увеличить финансирование сельского хозяйства. Средства, предусмотренные по этой строке, увеличены в пять раз.
– И где вы взяли деньги?
– За счет оптимизации бюджета. Перераспределили средства внутри инвестиционной программы, сократили число министерств и ведомств.
– А куда конкретно пойдут деньги, предусмотренные на сельское хозяйство?
– В первую очередь, на поддержку сельхозпроизводителей. Мы применили простой и эффективный способ – дотации конкретному производителю. Если сейчас молоко сдают за 10-12 рублей за литр, то мы увеличиваем эту сумму за счет дотаций на 8 рублей. Получается, что производитель получит за литр сданного молока 18 рублей. Предусмотрены дотации на мясо и шерсть. Каждый килограмм сданного мяса будет дополнительно дотироваться еще 10 рублями, килограмм шерсти – 7. То есть килограмм мяса можно будет сдать уже не за 60-70 рублей, а за 70-80. Такой простой, но действенный способ увеличения производства сельхозпродукции успешно действует 5-7 лет, например, в Алтайском крае.
Также в бюджете предусмотрены средства на капиталовложения для села – лизинг техники, строительство, закупка семян. Мы уже не раз говорили, что поддержка сельхозпроизводителей – это проблема не только экономическая, но и социальная. Мы должны снять социальное напряжение в республике, иначе массовая безработица, отсутствие средств у сельских жителей, миграция в город приобретут необратимый разрушительный характер.
– Все-таки столичные проблемы тоже есть. И проблемы серьезные. Республиканская власть намерена как-то поддержать столицу?
– Должен признаться, что в свое время был руководителем предвыборного штаба господина Д.Донгака. Мы были уверены, что он сильный хозяйственник. К сожалению, ошиблись. Пять лет пролетели – мы больше потеряли, чем приобрели, итоги деятельности плачевные. За это должны нести ответственность и мэр, и депутатский корпус города. Вы посмотрите, кто избран в городской Хурал, что они сделали для Кызыла? Ничего. Не могли отстоять финансирование столичных функций, город не развивается, средства не зарабатываются, муниципальное имущество используется неэффективно. В октябре у действующего мэра заканчиваются полномочия. Нам нужен другой мэр, человек думающий, с твердой позицией, способный ее отстаивать.
– Будет ли реализовываться национальная программа «Доступное жилье» в Кызыле?
– Она должна работать везде. Мы с Шолбаном Валерьевичем эту проблему обсуждали. Более 80 процентов жителей республики живут фактически за чертой бедности. Для нашей республики строительство социального жилья – вопрос актуальный. Особенно в социальном жилье нуждаются молодые люди. Совместными усилиями мы постараемся сделать все, что от нас зависит.
Вы знаете, что касается Кызыла, я хотел бы добавить. Мы договорились, что одна из первых задач, которую необходимо решить – это качественные дороги Кызыла. Нынешнее состояние дорог в Кызыле терпеть уже нельзя. Стыдно. Я думаю, вопросы благоустройства столицы мы постепенно решим за 2-3 года. Всем хочется, чтобы Кызыл выглядел современным, комфортным и безопасным городом. Мы также договорились заасфальтировать проезд к озеру Дус-Холь, создать на нем современную зону отдыха. Столько гостей ездит, любимое место отдыха кызылчан, а нормальных условий нет.
– Вопрос нецелевого использования бюджетных средств, в том числе переданных городу, очень острый. Ведь какие-то деньги Кызылу отпускаются, но практически ничего не происходит.
– Тут мы с вами солидарны. У нас есть Счетная палата, сейчас правительство сформирует контролирующие органы. Мы дадим им соответствующие поручения, будет проведен аудит. Надеюсь, ни один бюджетный рубль на сторону не уйдет.
– Известно, что депутаты не утвердили исполнение бюджетов за последние три года из-за нецелевого и неэффективного использования средств. Факт практически беспрецедентный. Кто-нибудь понесет ответственность?
– За это должны нести ответственность члены правительства, которые отвечают за финансово-экономический блок. В первую очередь, министр финансов Р. Баян. Думаю, что ответить ему придется. Это касается и тех министров и других должностных лиц, которые являются основными фигурантами в уголовных делах по растрате государственных средств. Такие растраты установлены, в частности, ответственными сотрудниками Минфина и правительства по «северному завозу», в рамках реализации федеральной программы по развитию ТЭК. Допустил растрату – должен ответить. Это наша твердая позиция.
– Волнует ли власть, что, например, директор предприятия-банкрота ГУП «Водоканал» Фалалеев на казенные средства построил себе коттедж? Заканчивают строительство шикарных особняков директора влачащих жалкое существование МУПов «Кызылспецсервис» и «Банно-прачечный комбинат» Манын-оол и Симчит? Тысячи горожан не могут получить участки под застройки даже на краю города, а эти деятели умудряются отхватить огромные участки почти в центре.
– Факты есть, необходимо их проверять. Есть предложения депутатов, по наказам избирателей именно по этому поводу выяснить, откуда у этих руководителей муниципальных предприятий такие средства, как им достались земельные участки. Будем проверять.
– Известно ли вам, что мэр г.Кызыла построил два личных гаража в центре города на месте детского городка? Как к этому относятся законодатели?
– Я впервые об этом слышу. Где эти гаражи?
– На улице Щетинкина, на месте детского городка. Все это происходило на глазах горожан.
– Это пример неуважительного отношения к избирателям. Каждый имеет право построить себе гараж или дом, но на законных основаниях и не в ущерб людям, тем более детей. Надо разбираться.
– Как складываются отношения между региональными отделениями «Единой России» и «Справедливой России» и, соответственно, между их фракциями в парламенте?
– Отношения рабочие.
– Даже после выборов?
– Мы в свое время пошли против Ш.Д.Ооржака. Помните обращение к Президенту России В.Путину? Основное ядро нашей команды состояло из «единороссов». Мы уже тогда поняли, большинство руководителей регионального отделения «ЕР» будет поддерживать Ооржака. После того как он стал номером №1 в партийном предвыборном списке, мы вышли из «ЕР» и сформировали список Российской партии ЖИЗНИ. Сформировали сильную народную команду и выиграли выборы. Сегодня команды, которая противостояла нам на выборах, нет. Она ушла на пенсию.
С новой командой «ЕР» мы определили свои отношения, во благо республики договорились работать вместе. После ухода Ш.Д.Ооржака делить стало нечего.
– Вернемся к экономике. Прежнее правительство приоритетным объявило строительство железной дороги и разработку месторождений полезных ископаемых силами китайцев и Межпромбанка. Как вы относитесь к такому подходу? Можно ли начать строительство железной дороги без решения парламента?
– Я думаю, на заседаниях парламентских комитетов, на «круглых столах» мы будем это обсуждать. Не надо обманывать ни себя, ни жителей республики. То, что положено, надо делать. Строительство железной дороги – это перспективное экономическое направление. И угольные месторождения надо осваивать. Но делать это надо с умом и осторожно, скрупулезно выполняя все лицензионные условия, в том числе и по экологической составляющей.
Что касается китайского присутствия, то это вопрос особый. Дальний Восток уже в полной мере ощутил на себе китайскую экспансию. Я лично считаю, что Тоджу с ее нетронутой природой нельзя отдавать в 25-летнюю аренду, фактически от нее отказываться. Мы будем обсуждать эту проблему в рамках парламентской деятельности, решение должно быть таковым, чтобы жители Тувы чувствовали себя хозяевами, а не гостями на родной земле. Освоение природных ресурсов требует грамотного, взвешенного подхода. Торопиться с этим не следует.
Во всяком случае, я считаю, что ускорить выход их экономического кризиса, ликвидировать безработицу нам пока лучше всего помогут поддержка сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса, стимулирование инвестиционной деятельности.
– Василий Майлолович, что бы вы хотели пожелать читателям «Риска»?
– Набраться терпения. После смены руководства республики все ждут какого-то чуда. Но хорошо известно, что разрушить можно быстро, а восстанавливать приходится долго. На созидательный труд настраиваться надо не только власти, а каждому жителю республики.
Газета «Риск» – одна из немногих газет, которая пытается донести правду, без приукрашиваний. Надеюсь, такой она и останется.
Уверен, что читатели «Риска» будут получать честную, объективную информацию и о деятельности обновленной власти в Туве. Для нас газета «Риск» – хороший барометр общественного мнения. И мы, в свою очередь, будем стараться учитывать мнение читателей.
risk-inform.ru/text/2007/19/oun19.html |
(3018 раз прочитано) |