ИЗ ГРЯЗИ – В КНЯЗИ
ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Водворение Виталия Валькова в кабинет Председателя Законодательной палаты – история не так забавна, как грустна и полна иллюзий. Для экс-спикера, который всегда старался позиционировать себя, как простой, порядочный человек, изливавший свои эмоции в стихах и рисунках, вопрос власти оказался настолько актуальным, что он решился фактически на захват статусного кабинета. Во всяком случае, зайдя в кабинет с приставами и понятыми, он многозначительно сказал: «Недаром говорят: власть надо завоевывать!»
РОЖДЕННЫЙ ПОЛЗАТЬ ПЫТАЕТСЯ ВЗЛЕТЕТЬ
Неадекватность ситуации состоит не только в судебных решениях по восстановлению в должностях выборных лиц, но и в том, что даже Вальков почувствовал себя вдруг значимой политической фигурой, решительным захватчиком, тогда как, на самом деле, является банальной марионеткой в чужих руках. Но многие спрашивают: отчего это вдруг разразился скандал вокруг невзрачной, малозначительной, многими нелюбимой личности Виталия Валькова? Четыре месяца «смертельно больной» сидел тихонько за Саянами – и вдруг такая вспышка активности? Конечно, фигура уволенного спикера тут ни при чем. Просто Кара-оолу в канун решения его собственной судьбы понадобился скандал в парламенте, и он, пользуясь бесхребетностью суда, создал в парламенте конфликтную ситуацию, при которой Вальков из субъекта превратился в объект и был выставлен на всеобщее посмешище.
НЕИСПОЛНИМОЕ ЗАКОНОПОДОБНОЕ РЕШЕНИЕ
Но обо всем по порядку. После того, как Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РТ приняла решение о восстановлении в должности Председателя Законодательной палаты Великого Хурала РТ Валькова В.Г., за дело взялись судебные приставы.
Сначала судебный пристав-исполнитель Кызылского городского отдела судебных приставов О.В.Хертек долго осваивал правильное наименование органа, в отношении которого он выносил требования. В результате длительной переписки пристав, наконец, усвоил, что имеет дело с Великим Хуралом, а не Верховным, и в своем требовании указал на необходимость созыва внеочередного заседания сессии Законодательной палаты и восстановление в должности Валькова.
Б. Балчий-оол не стал спорить и инициировал созыв заседания 2 марта, но Вальков на него не явился. Что не удивительно, так как воскрешаемый из пепла политической борьбы спикер прекрасно сознавал, что теперь ему никогда не добиться поддержки депутатского большинства. Да и в стане «меньшевиков» также не горели желанием его восстанавливать – желающих воспользоваться неожиданно открывшейся перспективой занять этот пост и среди них предостаточно. Тем не менее, пристав и Балчий-оол пришли к соглашению, что вопрос о восстановлении будет внесен в повестку внеочередного заседания сессии. Но перспективы несчастного Валькова от этого не менялись, поэтому привести его на заседание палаты не получилось даже у судебных приставов.
НАЗНАЧЕНИЕ СПИКЕРА «ЧЕРЕЗ КОЛЕНО»
Учитывая реальность таких перспектив, в недрах Белого дома приняли решение обострить сценарий и пойти по силовому пути. Очередная команда была спущена, и вот уже судебные приставы, не дожидаясь, пока Вальков насмелится переступить порог зала сессионного заседания, обращаются в Верховный суд РТ с просьбой разъяснить, что им делать для исполнения решения суда, если восстанавливаемый в должности Вальков не желает общаться со своими коллегами, поскольку не имеет никаких шансов получить их поддержку.
И тут готовые ко всему судьи во главе с Чикашовой под видом разъяснений дают Валькову шанс получения высокого выборного статуса председателя ЗП помимо воли депутатов. Удивительный документ, рожденный в Верховном суде, теперь уже предписывает спикеру ЗП Балчий-оолу восстановить Валькова в должности путем предоставления ему собственного кабинета и передачи ему документов и печати. При этом никакого постановления об его восстановлении депутатам принимать не надо – достаточно просто посадить его в главный кабинет Законодательной палаты. При этом, согласно разъяснению, статус самого Балчий-оола никак не меняется, «поскольку он не является предметом обсуждения».
СТРАХ ПЕРЕД ТОВАРИЩАМИ
Чувствуя абсурдность ситуации, Б.Балчий-оол предпринял новую попытку созвать внеочередное заседание сессии. В зал пришли 16 депутатов. Для кворума не хватало одного голоса. В.Вальков в окружении нескольких депутатов-меньшевеков демонстративно стоял в холле и в зал заседания не шел. Не могла его убедить пройти в зал даже представитель прокуратуры Тувы В.Бережецкая, которая прямо сказала: полномочия Валькова могут быть восстановлены только путем принятия соответствующего постановления на сессионном заседании Законодательной палаты.
Депутаты убеждали пристава Михайлика и прокурора Бережецкую повлиять на Валькова и привести его в зал заседаний. Они спрашивали: какой смысл водворять Валькова в кабинет председателя ЗП ВХ РТ, минуя сессионное заседание, если он не обладает соответствующими полномочиями? Бережецкая только разводила руками, а вот пристав-исполнитель Михайлик вел себя более внятно. Он заученно повторял: «от меня начальство требует только водворить Валькова в кабинет председателя. Там я составлю акт об окончании исполнительного производства, а потом вы делайте с ним что хотите – хоть на божничку садите, хоть выбрасывайте за ворота – это меня не касается. А силой вести депутата на сессионное заседание у меня полномочий нет. Не хочет общаться с депутатами – пусть сидит один в кабинете, сколько ему заблагорассудится».
КАБИНЕТ КАК СИМВОЛ ВЛАСТИ
Пристава в его стремлении немедленно отчитаться «наверх» не останавливало ни заявление о подаче жалобы на решение суда, ни аналогичное – на действия приставов. Как и в случае с поселком «Речник» в Москве, приставы не намерены думать своей головой и реально оценивать ситуацию. Такой вот «Речник по-тувински», одним словом.
В 16.20 того же 9 марта экс-спикер открыл кабинет Председателя Законодательной палаты собственными ключами и зашел в него. На этом исполнение решения суда исчерпывалось. И теперь в Законодательной палате стало два спикера – один в соответствии с бумажкой об исполнительном производстве, а второй – по решению депутатов. Первый хорохорился и пытался демонстрировать на изрядно помятом жизнью лице хорошее самочувствие, второй вел себя спокойно и солидно.
После ухода пристава в кабинете собрались депутаты – и меньшевики, и большевики. Естественно, консенсуса они не нашли и на том разошлись. В кабинете остались только Вальков и Балчий-оол, которые после непродолжительной беседы вместе вышли из кабинета, опечатали дверь и договорились на следующий день вместе «распечатать» кабинет и продолжить консультации по дальнейшей работе Законодательной палаты. При этом Вальков не преминул попросить Балчий-оола «вести себя солидно» и не прикасаться к замку двери в кабинет, предусмотрительно выставив у дверей наряд милиции из двух человек.
ВЕРОЛОМСТВО ПОТЕРЯВШЕГО ЧЕСТЬ
А утром 10 марта выяснилось: ночью по заданию Валькова кто-то сменил замки в кабинете, что позволило ему ни свет ни заря занять кабинет уже единолично. Судя по всему, уволенно-восстановленный решил после недолгих колебаний остатков совести пренебречь приличиями и пойти ва-банк – так не терпелось ему «порулить». Он, видимо, был уверен, что оккупация кабинета, таким образом, добавит ему легитимности, солидности и авторитета среди депутатов и работников парламента. При этом выработанный комплекс неполноценности заставляет его бояться, что кто-то займет кабинет председателя, даже в то время, пока он справляет свою нужду. Поэтому даже поход в туалет сопровождается торжественным шествием двух вооруженных милиционеров, а дверь кабинета на это время непременно опечатывается. Впрочем, и на другие шествия по коридорам парламента Вальков решается только в сопровождении охраны, невольно подтверждая поговорку: знает кошка, чьё сало съела. Но смогут ли милиционеры оградить его от депутатского презрения?
ПУЗЫРЬ СДУЛСЯ
Впрочем, интриги с кабинетом не получилось. Депутаты к лже-спикеру не идут по понятным причинам, а сотрудники Аппарата не первый год работают и прекрасно понимают: в соответствии с Регламентом Закпалаты её Председателем может являться только депутат, за которого проголосовали более половины его коллег. И псевдо-спикера за своего начальника не признали. Вальков выпускает какие-то глупые малограмотные бумажки, над которыми все смеются и которые даже не регистрирует канцелярия. Трагедия переросла в фарс.
НОВЫЕ НАЗНАЧЕНЦЫ
Через некоторое время по зданию Великого Хурала забегал в сопровождении Хаймановой и Доржу представитель правительства Очур, который стал представляться руководителем аппарата и приглашать начальников управлений аппарата на беседу. Некоторые из вежливости сходили, выслушали Валькова, но присягать на верность отказались. По зданию циркулировали слухи, что виртуальный спикер уволил действующего руководителя Аппарата В.Оюна и помощника спикера Б.Балчий-оола С.Конвиза, но никаких официальных распоряжений по этому поводу не было, да и быть не могло.
И аппаратчиков понять можно: как бы кто к Валькову не относился, его полномочия должны быть подтверждены принятием соответствующего постановления Законодательной палаты. Только после этого он может получить доступ к вожделенной власти, если он, конечно, окончательно не войдет в роль захватчика.
КАБИНЕТНЫЙ СПИКЕР НЕРВНИЧАЕТ, А КАРАВАН ИДЕТ
Во всей этой абсурдной ситуации избранный депутатами спикер Б.Балчий-оол сохраняет спокойствие. Заявив, что участвовать в балагане и бороться за кабинет он не будет, действующий спикер, в чьих полномочиях никто не сомневается, демонстрирует уверенность своих позиций. В Законодательной палате продолжается работа комитетов, депутаты готовят вопросы на плановое заседание сессии, которое должно состояться 24 марта.
Интрига может появиться только в случае, если Вальков пересилит страх, придет в зал заседаний и захочет порулить сессией. Но это пока – из области фантазий. Как много времени понадобится Валькову на то, чтобы он наигрался в большом кабинете, неизвестно. Каким бы захватчиком он себя не чувствовал, ему не избежать рассмотрения вопроса о своем восстановлении на заседании палаты. И как бы он не оттягивал этот момент, посмотреть в глаза своим коллегам-депутатам ему придется.
ТЯЖЕЛО В РАБОТЕ – ЛЕГКО В КАБИНЕТЕ
Что же касается кровной обиды гастарбайтера на депутатов за то, что они лишили его полномочий во время больничного, то она напрасна. Ни для кого не секрет – «тяжело больной» Вальков во время «страшных приступов боли» и даже «сильнейшего внутреннего кровоизлияния», о которых он с таким смаком любит порассуждать, на собственном джипе за рулем гонял за 400 километров из Кызыла в Минусинск и обратно по первому требованию Кара-оола, но при этом зайти в парламент ему здоровье не позволяло. К тому же сейчас «во всех отношениях позитивный» Вальков сделал все возможное, чтобы дискредитировать своими захватническими действиями законодательный орган власти республики. Да и болезнь у него чрезвычайно удобная: чуть что – ушел на бесконечный больничный. И никто не снимет тебя с должности. А как нужно мобилизоваться для захвата кабинета – здоровье не подводит.
Мы еще вернемся к этой теме.
Семен Сучков Задиристый