КТО НА НОВЕНЬКОГО?
Сразу несколько событий сплелось в один клубок проблем Тувы.
Возня вокруг кастрации народного представительства в парламенте Тувы и передача большей части властных полномочий народных избранников назначенцу Кремля по проекту предложенного Кара-оолом Конституционного закона, выносимого на референдум, сразу стали достоянием общественности и вызвали в тувинском обществе множество пересудов. И дело не только в том, что никому не понравилось создание карманного непрофессионального парламента при суперполномочиях президента-назначенца. Связь между сокращением числа депутатов и вероятностью слияния Тувы с Красноярским краем ни у кого не вызывала сомнений. Поэтому от Главы правительства требовали объяснений по поводу циркулирующих в республике слухов, что он и его чрезвычайный покровитель при согласовании его кандидатуры на кресло премьера обещали кремлевским чиновникам обеспечить скорое слияние республики с соседним краем.
Но такой говорливый в других случаях Кара-оол упорно молчал и с опровержениями почему-то не спешил. Зато проправительственные СМИ как-то невнятно пытались объяснить, что аншлюс Тувы возможен, но не завтра, а лет через 10. Такое объяснение никого не успокоило. И это неизбежно порождало новые, самые немыслимые слухи о предательстве интересов народа. А когда федеральная власть устами лидера ПЕдРосов Грызлова официально объявила курс на слияние дотационных регионов с самодостаточными, все поняли – самые худшие предсказания сбываются. Что легко объяснимо, учитывая степень «самостоятельности» нынешнего недалекого и недальновидного премьера и зависимость его от мнения нашего чрезвычайного земляка, который по чину обязан следовать курсу «ЕР» на слияние регионов и во всем следовать курсу Путина-Грызлова.
Но наивысшая точка кипения возникла, когда вдруг ни с того ни с сего губернатора Красноярского края перевели на Кавказ, оставив его кресло вакантным. Общее мнение, что внезапное освобождение кресла губернатора Хлопониным связано с водворением Шойгу на его место, почти никем не оспаривалось, поскольку, по мнению большинства политологов, только он способен относительно безболезненно «слить» Туву и Хакасию в Красноярский край.
Все это вызвало волну недовольства среди тувинцев. К счастью, оно совпало с нежеланием самого Шойгу покидать насиженное, не особенно хлопотное, к тому же почти бесконтрольное федеральное министерство в обмен на сомнительную славу лишения своей малой родины даже мало-мальских признаков самостоятельности. К тому же Красноярский край никак нельзя отнести к простым субъектам РФ. И работать в нем губернатору совсем непросто. Да и элита края, в том числе бизнес-сообщество, выступили «против» нарушения сложившихся отношений и кандидатуру Шойгу категорически не приняли. За выгодное для себя назначение попытался было выступить разорившейся алюминиевый олигарх, но его вес в крае сейчас незначителен.
Федеральный центр силами ФСО все это время вел мониторинг общественного мнения, и для него не было секретом все вышесказанное. Низкий авторитет Кара-оола среди тувинцев и нулевой среди русскоязычного населения республики, рост коррупции и, вообще, криминогенной ситуации в Туве, откровенный провал в хозяйственных делах с высокой очевидностью показывали, что ни в текущих делах, ни в перспективных на него положиться нельзя. А тут еще правоохранительные органы завалили Центр компроматом на Главу правительства.
И в Москве, видимо, решили временно отступить. Именно так можно интерпретировать то, что Президент страны после тяжелых раздумий направил-таки в Красноярск для назначения губернатором кандидатуру Кузнецова. Одновременно активно продолжились консультации по новому тувинскому премьеру, и в сферу переговорного процесса были вовлечены новые лица, о приобщении которых к федеральным процессам ранее не могло быть и речи. Пришлось обратить внимание и на опального спикера законодателей В.Оюна, по-прежнему остающемуся одним из самых влиятельных политиков в Туве. Невзирая даже на процессы, происходящие вокруг него, инициированные правительством Тувы и завистливым главой, который так и не смог затмить фигуру спикера. И, наоборот, стал стремительно мельчать на его фоне.
В связи с этим нередко спрашивают: а чем, собственно, не угодил Кремлю Кара-оол? Почему послушного и недалекого премьера пытаются поменять?
Точно на этот вопрос могут ответить, наверное, только те, кто стоит у руля страны. Но, судя по последним кадровым решениям Президента страны, особенно после известных событий в Калининграде, кремлевская власть заинтересована в главах регионов, особенно проблемных, не столько послушных, безмозглых исполнителей, сколько людей работящих, честных, не связанных с криминалом, способных находить общий язык с местными депутатами и реально решать проблемы регионов. А сомнительный, с точки зрения личностных качеств, философ Кара-оол в эти рамки явно не укладывается. К тому же, учитывая не сложившиеся личные отношения с тувинскими сенаторами, а также стремление от них избавиться любой ценой, при событиях вокруг нашего геройского земляка, он постепенно стал утрачивать связь с высшим руководством страны и тем самым становиться уязвимым для правоохранительных органов, накопивших на него изрядный материал.
Но теперь встает закономерный вопрос: а кто же может заменить Кара-оола? Кто из вероятных претендентов в большей мере соответствует новым критериям? Не будем называть фамилий, чтобы ненароком не навредить достойным людям. Тем более, что они уже звучали в нашей газете. Порассуждаем лишь в принципе. К примеру, кто сможет эффективнее возглавить республику – русский или тувинец? Кто должен возглавить исполнительную власть в республике?
С одной стороны, назначение тувинца серьезно облегчает решение проблемы объединения Тувы с Красноярским краем, в то время как назначение на эту должность русского в свете этого процесса наверняка воспримется большинством как отказ от самой идеи объединения. С другой стороны, у русского премьера наверняка возникнут проблемы с прохождением назначения через парламент, в то время как личность тувинца, скорее всего, не вызовет у депутатов вопросов. Правда, эта проблема разрешима, если кандидатура будет поддержана парламентским большинством команды Оюна. В этом случае вопросы будут быстро сняты, как в случае с переназначением Л.Нарусовой в Совет Федерации.
К тому же русский ставленник Кремля сможет рассчитывать на усиленную финансовую поддержку федеральной власти, что оказалось проблематичным для премьера-тувинца. По крайней мере, Кара-оолу за все три года его премьерства ни разу не удавалось защитить финансовые интересы республики, в связи с чем, она медленно, но верно катится в пропасть финансового коллапса. Немаловажным фактором может стать реальная возможность взаимодействия нового премьера с перспективными инвесторами. Итоги деятельности сегодняшнего правительства Тувы наглядно демонстрирует неспособность Кара-оола к конструктивному сотрудничеству на благо республики с бизнес-структурами. По крайней мере, ни Межпромбанк, ни китайцы, ни Норникель от его деятельности не в восторге. Впрочем, этот фактор не имеет национального характера и является, скорее всего, личностным. Немаловажны и способности нового премьера устанавливать конструктивные, взаимоуважительные отношения с парламентом. Конечно, это больше по силам премьеру-тувинцу, хорошо разбирающемуся в непростых хитросплетениях связей внутри политической элиты республики. Правда, это посыл также напрочь опровергает своей практикой Кара-оол: по сути, он так и не сумел за 3 года наладить отношения не только с русскоязычной элитой Тувы, но даже и тувинской. Так что и с этим постулатом можно было поспорить.
А в споре, как известно, рождается истина. И мы готовы дать место в газете всем, кто имеет свое внятное понимание современной ситуации в республике.
Мы продолжим публикации на эту тему.
До встречи.
Семен Сучков-Задиристый