Шойгу как великий учитель
7 декабря 2018 года Генассамблея ООН приняла новую резолюцию по Крыму, осудив увеличение военного присутствия России в Чёрном и Азовском морях. 19 стран во главе с Россией проголосовали «против» резолюции, осуждающей милитаризацию Крыма Россией, ещё 72 страны воздержались. Среди стран, отказавших России в поддержке по этому вопросу, оказались не только такие страны, как Китай, Индия, Бразилия, и Египет, на которые мы, вроде как, могли бы рассчитывать, но и наши ближайшие союзники на постсоветском пространстве – Казахстан, Киргизия, Азербайджан, Таджикистан и Туркмения. Конечно, не может не радовать поддержка таких «мощных» стран, как КНДР, Бурунди и Венесуэла. Однако очевидно, что на этой поддержке нам далеко не уехать, поскольку голоса Сирии или Судана нашей стране авторитета на международной арене не добавляют.
Впрочем, отношение к Крыму Генеральной Ассамблеи ООН и международного сообщества не очень влияют на нашу внутриполитическую атмосферу. Мы понемногу свыкаемся с мыслью, что «Крымнаш», хотя это всё ощутимее негативно сказывается на уровне жизни подавляющей части российского общества. В этом плане милитаризация Крыма, Чёрного и Азовского морей нас не очень волнует. Нас больше тревожат потуги нашего земляка Сергея Шойгу по милитаризации Тувы и его активная поддержка «наверху» провального во всех отношениях премьера Тувы Ш.Кара-оола.
Не секрет, что только «крышевание» со стороны Шойгу позволяет чиновникам Тувы воровать бюджетные деньги и коррумпировать предпринимателей. Никакой другой силы, способствующей криминализации тувинской власти, просто не существует. Конечно, тувинское общество настороженно относится к тому, как Шойгу под знамёнами 55 горнострелковой бригады собирает уголовников и наркоманов, формируя свою личную уродливую гвардию. Иметь под боком пару тысяч вооружённых до зубов преступников – не лучшая перспектива для местного населения. Но бригаду как завели, так могут и вывести из Тувы – благо, России никто не угрожает, тем более – в Центре Азии.
Жаль, конечно, что подчинённые Шойгу дают нам в основанном негативные примеры. Как это было в случае с «уплывшим» мостом через Большой Енисей стоимостью в 50 млн. рублей. Можно сколь угодно вздыхать по поводу ничтожной квалификации военных строителей, но когда Шойгу заявляет о желании построить силами стройбатов и железнодорожных войск железную дорогу «Курагино – Кызыл», протяжённостью более 400 км и стоимостью в 300 млрд. рублей, верится в его «благородный порыв» с трудом. Скорее, можно предположить о большом желании украсть солидный кусок из этих сотен миллиардов, чем решить проблему транспортной изолированности Тувы от России. Не случайно недруги Шойгу полагают, что главная цель проекта – не строительство, а возможность украсть более сотни миллиардов из бюджета и без того тощего Пенсионного Фонда России. И вряд ли поспоришь с сомнением в реальной возможности подчинённых Шойгу построить 14 мостов, протяжённостью от 2 до 10 км, и 12 ещё более протяжённых тоннелей в Саянских горах, если они не сумели с первого захода построить тривиальный простейший по конструкции мост длиною в 327 метров. Тут даже самый ярый сторонник дороги уже понимает, что участие Шойгу и Кара-оола в реализации этого крупного по российским меркам железнодорожного проекта добавит ему, скорее, больше коррупционности, чем деловитости.
Ещё не стёрлось из памяти, как Шойгу заводил в Туву алюминиевого короля Олега Дерипаску. До него в республике олигархат был представлен банкиром С.Пугачёвым. Но Шойгу было легче решать свои проблемы с Дерипаской, чем с Пугачёвым. Поэтому в республике остался именно Дерипаска. Вряд ли кто станет спорить о характере взаимоотношений нашего замечательного земляка и олигарха. Дружескими их вряд ли можно назвать. Да и подчинённость одного другому тоже в эти рамки не укладывается. Больше верится в то, что алюминиевый олигарх на самом деле является кошельком министра. Так что версия, будто бы Шойгу подарил Дерипаске Каа-Хемский угольный разрез, не совсем соответствует реалиям. Скорее, Шойгу и Дерипаска совместно завладели этим активом, переведя его в Кипрский оффшор.
Но и этим отношениям может скоро прийти конец, поскольку алюминиевый король, как ранее и сам министр обороны РФ Шойгу, оказался под санкциями США. Для Шойгу это не очень болезненно, поскольку на нём за границей ни счетов, ни имущества официально не числится. А вот для Дерипаски последствия санкций оказались серьёзными. Они подставили под удар всю его империю, включая компании En+, «Русал» и «Евросибэнерго». И вот на днях Минфин США сообщил, что намерен через 30 дней исключить из санкционного списка эти компании, подконтрольные Олегу Дерипаске, если бизнесмен утратит над ними контроль. Сам Дерипаска в списке останется в качестве неконтролирующего компании акционера. В случае, если этого не случится, все его активы, в которых ему принадлежит 50% и более, останутся заблокированными. По сведениям из СМИ, Дерипаска принял условия капитуляции, предъявленные американцами.
Кстати, формально тувинский «Каа-Хемский угольный разрез» входит в дивизион En+, который ранее контролировал компаньон Шойгу господин Дерипаска. Недавно он даже поменял налоговую юрисдикцию, и теперь платит налоги не Туве, а Иркутской области. Такова наша плата за лояльность Шойгу. Но когда Дерипаска утратит контроль над компаниями En+, «Русал» и «Евросибэнерго», у Шойгу, скорее всего, интерес к компаньону попадёт, и он будет вынужден искать другой более надёжный кошелёк. А найти его будет не так просто, если учесть, что на очереди попасть в чёрный список США стоят и другие олигархи – Вексельберг, Усманов, Абрамович, Керимов, Костин, Миллер, Ротенберг и Шамалов. К тому же все названные олигархи уже разобраны и без того являются чьими-то кошельками. Так что сегодняшнему положению Шойгу не позавидуешь. Тут поневоле придётся заняться лоббированием проекта строительства железной дороги в Туву...
Но вернёмся к нашим местным проблемам и заботам. Если кого-то волнует процесс криминализации тувинской правящей элиты, приведённой к власти могучей рукой Сергея Шойгу, то тут, собственно, вопросов уже нет. Криминальность коррумпированного правительства Тувы такова, что больше никаких усилий Шойгу в этой области не требуется. Пожалуй, самым наглядным примером в этой части является ситуация с уголовным преследованием верхушки Госналогслужбы Тувы во главе с руководителем республиканского управления Вероники Суге-Маадыр и её мужем, представителем Шолбана Кара-оола в Каа-Хемском районе, Анатолием Суге-Маадыр.
То, как развивалась эта криминальная история, можно судить о глубине коррупции в республике и вовлечении в неё не только чиновников правительства до самого высокого уровня, работников налоговой службы и казначейства, но и правоохранителей. Как сейчас становится очевидным, жулики из налоговой действовали давно, широко, хоть и по-простецки, но с размахом. В неё было вовлечено много людей, включая чиновников и бизнесменов.
Наивно было бы полагать, что для оперативников МВД такая деятельность была большим секретом. Но все смотрели на это «сквозь пальцы». После ареста последнего скрывавшегося налоговика стало известно, что большая группа чиновников самого высокого ранга, включая Дамба-Хуурака, Монгала и других, скорее всего, вообще не платила налогов, в том числе на имущество, «нажитое непосильным трудом». По крайней мере, их электронная налогооблагаемая база оказалась «обнулённой». А такое случайным не бывает. В настоящее время идут проверки правильности начисления и оплаты налогов такими предприятиями, как ООО «Восток» и «Лунсин». Ожидается, что Уюсову предложат доплатить до 150 млн. рублей налогов и пени, а китайцам – под миллиард.
Но соответствующее подразделение МВД Тувы почему-то все эти три года налоговых бесчинств бездействовало. Наверное, совсем не случайно начальник ОБЭП МВД по РТ А. Кох долгое время не находил оснований для оперативной разработки налоговиков. Точно так же и зам. руководителя СКР по РТ Г. Кюрю«не усматривал необходимого объёма доказательств» для возбуждения и расследования этого резонансного уголовного дела, о чём давал соответствующие указания К. Саая. Да и руководитель УФСБ по РТ В. Щуровский, как уже ранее сообщалось в СМИ, занял по этому делу, мягко говоря, сомнительную позицию, граничащую с укрывательством. Всё это указывает на вероятность того, что на самом деле руководителем этого преступного сообщества может оказаться и сам Шолбан Кара-оол – настолько широк круг вовлечённых в процесс людей. Не случайно его срочно потянуло на связь с супругой первого заместителя Генерального прокурора России А. Буксмана... Такая задача никакому начальнику налоговой службы не по плечу. В связи с этим Союз ветеранов государственной и муниципальной службы РТ и Союз русскоязычных граждан Тувы совместно обратились к директору ФСБ и предложили поручить организацию расследования данного уголовного дела бригаде независимых следователей.
В настоящее время возбуждено и расследуется 56 уголовных дел только по итогам проверки строительной отрасли. Если к этому добавить два уголовных дела в отношении двух министров образования, ещё два уголовных дела в отношении двух министров земельных и имущественных отношений, уголовные дела в отношении министров труда, строительства, финансов, то становится понятно: коррупция в правительстве Тувы достигла такого размаха, что уже никакой Шойгу этому процессу не нужен. Ну, разве что только в плане «крыши» для ухода от уголовной ответственности. И в этом плане опыт воровства в Минобороны никакой роли не играет. Как показывает пример тувинских налоговиков, беззастенчивость и неразборчивость в воровстве бюджетных средств достигли такого размаха, что, если сравнивать объём украденного с местным бюджетом, то коэффициент окажется, пожалуй, самым высоким в стране. Тут методическая помощь Шойгу в организации хищений уже не требуется – ученики превзошли учителя.
Так что главный вклад Сергея Шойгу в криминализацию Тувы состоит в том, что это он в своё время пролоббировал в Кремле назначение Шолбана Кара-оола Главой республики. Именно Старшой благословил его на формирование правительства Тувы из числа людей с плохой репутацией, и сейчас не без его участия большая часть потенциальных преступников, включая самого Главу, ускользает от пристального внимания правоохранителей.
В этом смысле сегодняшняя Тува – это продукт воздействия со стороны Сергея Шойгу. В ней всё, начиная с коррупции и заканчивая бардаком, создано в русле указаний нашего звёздного земляка. И возьми почти любого подследственного, подсудимого или осуждённого из числа чиновников тувинского правительства, присмотрись к нему, и тебе станет ясно, что это – воспитанник Шойгу. Для ясности приведу лишь один пример – Каадыр-оол Бичелдей. Не будем касаться его шовинистических откровенно сепаратистских взглядов прошлого. Просто констатируем, что он, вне всякого сомнения, политик республиканского масштаба. Но до того, как он пристроился под крылом Шойгу, его не обвиняли в корыстных преступлениях. Но 10 лет сотрудничества с нашим земляком привели его на скамью подсудимых. Наверное, три года условно за 44 млн. бюджетных рублей – срок невеликий. Но не в том дело. Просто до периода покровительства Шойгу Бичелдея вором никто не называл. А теперь это приклеилось к нему навечно. Это ли не пример пагубного влияния на людей нашего замечательного героического земляка?
Слов нет, сегодня Шойгу в России – фигура. Возможности его трудно переоценить. Он и за портянками солдат следит, и о парадах думает, даже картонный Рейхстаг взял штурмом. Это он подставил президента Путина с фейковым эпизодом «доблестной борьбы» с боевиками ИГИЛ (запрещённой в России террористической организации – ред.), переделанным из видеоролика боевой операции американцев в Афганистане. Это он дал Путину тигрицу, представив её как жительницу дальневосточной тайги. Её Путин лично окольцевал и выпустил в дикую природу, где она погибла, поскольку на самом деле была доставлена президенту из зоопарка. Наконец, это Шойгу организовал Путину «случайное нахождение» в Чёрном море тысячелетней амфоры, специально намытой гидромонитором накануне ныряния Путина в море.
Все эти казусные случаи – лишь эпизоды фейковой придворной жизни великого комбинатора Шойгу, готового угодить президенту в любой момент. Только простым жителям Тувы от этой ловкости рук знаменитого земляка пользы никакой. За все почти 12 лет безраздельного владычества в Туве Сергей Кужугетович не решил в Туве ни одной проблемы. Хотя, наверное, с его влиянием, ловкостью и пронырливостью мог вполне осчастливить некоторое количество граждан. Скорее, наоборот: если бы у нас не было такого замечательного земляка, мы бы жили немного лучше. Но главное, в республике бы меньше воровали и врали. Но, как говорится, за всё приходится платить... В том числе, и за счастье иметь такого прекрасного земляка – тоже.
Я ещё вернусь к этой теме.
Кондрат Пчёлкин