Популярно о наболевшем |
Синдром сталинизма
Сейчас всё больше нам навязывается тема реабилитации Сталина. На мой взгляд, это связано с несколькими причинами. Первая – это гипертрофированное внимание властей к победе в Великой Отечественной войне. Тем самым они пытаются внушить нам, что нынешняя власть имеет какое-то отношение к победе 1945 года и тем самым придать себе некий статус патриотов, за которыми имеются в прошлом какие-то заслуги перед Отечеством. «Единая Россия» опасается своей идентификации с КПСС, но в целом власть позиционирует себя как наследник побед в Великой Отечественной войне. В связи с этим у них как бы появляются аргументы своей незаменимости. Сталин в этом свете опять как бы является не только вдохновителем и автором Победы, но и прародителем сегодняшней власти. Таким образом, они пытаются приобщиться к великой победе народа.
Понятно, что такое единение фальшиво и необоснованно. И дело даже не в том, что победителем в той войне была не Россия, а Советский Союз, осколком которого Россия является. Право на ту победу имеют все бывшие республики СССР, а также страны антигитлеровской коалиции, а не только Россия, как бы нам этого ни хотелось. При этом создаётся ложное впечатление, что чем мощнее будут выглядеть праздничные мероприятия, связанные с победой над Германией, тем больше это будет доказывать всем в мире главенствующую роль России в той победе. Это как чем сильнее вдова заламывает руки на панихиде по усопшему мужу, тем более доказательна её любовь к нему при жизни. Конечно же, это не так. И плата в десятки миллионов жизней совсем не является доказательством вклада в победу, и уж тем более, мудрости и героизма Сталина как руководителя Советского Союза до и во время войны. Наоборот, это доказывает, скорее всего, его недальновидность и готовность жертвовать людьми ради достижения собственных целей. Так что победа в Великой Отечественной войне принадлежит не Сталину, а многотерпеливому, героическому, беззаветно любящему свою Родину народу той страны, которую мы потеряли из-за ошибочной внутренней и внешней политики руководства СССР и в большей части – союзных республик.
Но парадокс состоит в том, что чем дальше, тем больше людей действительно желают возвращения сталинских времён и порядков. И у такого желания есть простое объяснение – люди вспоминают «вождя народа», говоря про сегодняшних руководителей: «Сталина на них нет!», поскольку всех достали воровство, коррупция и мздоимство, царящие в современной России. И люди уже не верят в то, что само государство будет бороться с этим злом. И хотели бы, чтобы пришёл такой как Сталин и всех их пересадил, а лучше – расстрелял. В этом свете миллионы репрессированных сталинским режимом уже не выглядят так печально.
Недавно просмотрел выступление известного фермера Мельниченко, который рассказал, что только при реализации на экспорт нефти и нефтепродуктов страна в 2016 году недополучила 16 триллионов рублей! Представляете – это больше годового бюджета страны! И только при торговле нефтью. Одновременно органы следствия нашли в квартире главного таможенника страны в коробках из-под обуви заначку в десятки миллионов рублей. Но при этом деньги не были изъяты, а он не был арестован и не привлечён к уголовной ответственности. Ну как тут не вспомнить Сталина? Наверное, действительно с таким наглым разворовыванием бюджета может побороться только такой человек. И так в России думает большинство.
Другая причина, по которой возникла ностальгия по Сталину – это его личная скромность, чего так не хватает сегодняшним государственным деятелям. У него кроме шинели, сапог и резиденции в Кремле имелись ближняя и дальняя дача – и всё. А у Путина несколько резиденций, а многочисленные заимки раскиданы по всей стране. Но не в Путине дело – в конце концов, он у нас один. Плохо то, что с него берут пример губернаторы, а с них – мэры городов. Невиданное ранее обогащение государственных и муниципальных служащих стало нормой жизни российской элиты. Так что, когда люди читают в прессе, что Глава самой нищей республики в РФ дарит жене салон красоты за миллиард, а его дочь пытается купить элитную квартиру в Москве за 130 миллионов и очень гордится тем, что она за один присест может прожрать двести пятьдесят тысяч рублей, а потому выставляет счёт за еду в Интернете – это никак не добавляет сегодняшней власти авторитета. А порождает ностальгию к сталинской эпохе, когда кичиться богатством, тем более нажитым сомнительным образом, было стыдно и непозволительно.
Индустриализация страны, победа в Великой Отечественной войне, решительное подавление коррупции, аскетизм в личной жизни, бесплатные государственное жильё, образование и здравоохранение – сегодня это вспоминается как наследие Сталина. Так людям проще воспринимать прошлое и сравнивать его с настоящим. Такое сравнение с тем состоянием общества, что царит сейчас в России, где власть насаждает принцип жизни «не пойман – не вор!», как бы рождает надежду, что нынешний беспредел, когда элита попросту грабит страну, сможет решить кто-то, кто придёт на смену сегодняшней власти. Но это – иллюзия. При таком воровстве, о котором поведал Мельниченко, для этой власти основной мотив действий – сохранение власти. И не только для того, чтобы продолжать грабить страну, но и в целях личной безопасности от уголовного преследования за это.
В этом плане поразительный пример нам был преподан Арменией, где состоялась мирная передача власти оппозиции. Этот опыт уникален. Думается, новый премьер Пашинян обеспечит честные выборы нового парламента, и в этом будет его великая заслуга. Печально, но в России полностью утрачена вера в возможность проведения честных выборов. Повсеместные использование административного ресурса и фальсификация итогов голосования при решительном подавлении всякой политической конкуренции превратили в России выборы любого уровня в фарс. А тотальное подавление свободы слова позволяет преступникам занимать любые выборные и невыборные должности, не боясь общественного осуждения. Всё это настолько деформировало общественные запросы, что власть имеет возможность открыто бороться за блага олигархов, привлекаемых за границей к ответственности за совершение уголовно наказуемых деяний. Пример тому – т.н. «Закон Ротенберга», принятый Думой.
Но, тем не менее, я – оптимист. И полагаю, что перспективы у российского общества есть. Хотя бы потому, что имеется реальная угроза того, что в случае продолжения воровского беспредела страна может не выдержать и развалиться. Просто будет не на что содержать государственный аппарат, платить пенсии и другие социальные выплаты. Примером тому может служить развал СССР. Если вражда со всем миром приведёт к падению цен на нефть, свидетелями чего мы были совсем недавно, то повторение того печального опыта весьма вероятно. Такая перспектива может остановить тотальное воровство в стране. Вот тогда и сменится сегодняшняя элита на более ответственную – похожую на сталинскую.
Впрочем, поживём – увидим.
Сергей Конвиз